✅ Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ): обзор, как выбрать —

✅ Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ): обзор, как выбрать - Мотоблоки

«легкий» класс – примерно до 80 кг

Все модели в этом классе работают с активным навесным оборудованием через шкив. Сюда относятся мотоблоки «Агат», «Авангард», «Нева» серии «Компакт» и «Мобил К МКМ-3/4».

В этом классе мы бы выделили мотоблоки «Мобил К». Обновленные модели отличаются надежностью, эргономичность, большим выбором комплектаций и модификаций. И что немаловажно – на них много различного навесного оборудования, производимого тем же заводом, что и сами мотоблоки, что в лучшую сторону сказывается на его установке и работе.

Мотоблоки «Агат» и, в первую очередь, самая популярная модель – «Агат Л6.5 Lifan». Многие ее ставят на первое место. В первую очередь, из-за цены. Но как по нашему мнению, ее конструкция несколько устарела: неудобное «ножное» переключение передач, устаревшая эргономика рукояток, установка колес через втулки на вал и т.д.

Все-таки мотоблок покупается надолго и казавшиеся вначале несущественные недочеты при дальнейшей эксплуатации дают эффект постоянного надоедания, и уже через пару лет возникает мысль – лучше бы добавил, но купил более удобную модель. Но если во главе угла стоит цена, то да – это лучший выбор.

Про мотоблоки:  Минибайк с мотором от мотоблока

Caiman Vario. Французский культиватор Pubert Vario, переделанный в легкий мотоблок. В первую очередь интересен своей трансмиссией. Она обеспечивает движение вперед с плавным изменением скорости вне зависимости от нагрузки, что дает возможность выбирать оптимальный режим работы в соответствии с условиями работы.

У всех остальных производителей линейно заданы 1-2-3 скорости, между которыми скорость вращения фрез (хода) можно отрегулировать только рукояткой газа путем снижения/увеличения оборотов, при этом, естественно, и падает/увеличивается мощность, что не всегда удобно.


Навесное оборудование заказывается на российских заводах и имеет широкий ассортимент, как и для российских мотоблоков.

Узкий цепной редуктор позволяет более качественно культивировать землю и не оставляет плохо обработанную полосу под собой.

Главный минус – цена. Европейское производство и курс рубля не могли не сказаться на стоимости, но для тех, кому деньги не проблема – это интересный выбор в сегменте «легких» мотоблоков.

«Авангард» – конкурент «Агату» по цене. Это самый «молодой» мотоблок. Активного навесного оборудования на него, кроме как косилки «Заря», пока нет, да и эту косилку придется еще поискать, так как мотоблок сравнительно новый и мало кто о нем знает.

«Нева Компакт» – а это уже ценовой конкурент «Мобил К». Из плюсов – традиционно высокое качество производства, удобные рукоятки и управление. Минус в использовании с активным навесным оборудованием. У «Невы» популярны модели среднего сегмента «МБ-2», и навесное оборудование производится в первую очередь для них.

Поэтому установка активной навески на серию «Компакт» иногда требует доукомлектации различными переходниками, да и работает мотоблок с ней несколько хуже, так как навеска разрабатывалась под более тяжелые модели. Все это фактически превращало «Неву Компакт» в большой культиватор с пневмоколесами, типа МК-200.

5 лучших легких машин (разделение условное)

  1. Мотоблок МОБИЛ К МКМ-3 ПРО B&S CR950 – наиболее популярная модель с американским двигателем. Не самая дешевая, но и не самая дорогая.
  2. Мотоблок Агат Л 6.5 Lifan – самый дешевый мотоблок. Прямой конкурент дешевым китайцам.
  3. Мотоблок Caiman Vario 70C TWK 4.0-8самая доступная версия Vario (из тех, что комплектуются пневмоколесами)
  4. Мотоблок Нева МБ Компакт ZS GB225 7.5новая модель от знаменитого производителя мотоблоков с мощным двигателем.
  5. Мотоблок МОБИЛ К МКМ-4 ПРЕМИУМ Honda GX200 – топовый мотоблок в «легком весе» с профессиональным японским двигателем Honda.

P.S. Отдельно вне конкурса упомянем еще мотоблоки «Салют-100».

«Салют-100» – это усовершенствованный «Салют-5» и перенесенный на производство в Китай. В принципе, неплохой мотоблок, но, по нашему мнению, он не попадает в рынок. Для китайского производства он дорог, и лучше взять тот же «Мобил К» за эти деньги, а если хочется сэкономить, то лучше взять «Агат».

Asilak sl-133x 13 л.с.

Тяжелый, крупный и мощный мотоблок с пневматическими колесами 5.00-12″ с глубоким протектором отлично справляются8

Машина сделана из качественных материалов и обладает универсальным сцепным устройством, благодаря которому можно присоединить любое навесное оборудование.

Ширина захвата составляет 85-135 см, глубина культивирования — 30 см. Мощность четырехтактного двигателя составляет 13.06 л.с., рабочий объем — 389 куб.см. Трансмиссия представлена механической коробкой с 3 скоростями и реверсом, а также надежным шестеренчатым редуктором.

Топливный бак вмещает 6 литров бензина АИ-92. В комплект входят агрегат, фрезы, сошник, защитные диски и кожухи, крепления и инструменты. Руль регулируется по высоте.

Технические параметры:

  • мощность: 13.06 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 85-135/30 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 6 л;
  • масса: 150 кг.

Aurora country 1400 multi-shift 13 л.с.

Большой, высокоэффективный и производительный агрегат с мощными колесами и многофункциональностью3

Трансмиссия представлена механической КПП с 6 скоростями: 3 быстрыми и 3 медленными, из которых 4 направлены на движение вперед, 2 — назад. Пониженная передача необходима для работы с навесным оборудованием, например, косилкой или снегоуборщиком. Предусмотрен плавный пуск двигателя и рычаг экстренной остановки.

Мотоблок обладает самым вместительным в линейке топливным баком на 6.5 литров, надежным редуктором из чугуна, который защищает мотор от механических и прочих повреждений. Также есть устойчивая подпорка и, конечно, мощнейший 4-тактный двигатель с мощностью 13 лошадей.

Технические параметры:

  • мощность: 13 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 90-170/30 см;
  • количество скоростей: 6;
  • емкость резервуара для топлива: 6.5 л;
  • масса: 162 кг.

Champion dc1193e 9.5 л.с.

Один из самых мощных мотоблоков на 2021 год с отличной производительностью, функциональностью, маневренностью11

Машина имеет внушительный вес 177 кг, большие пневматические колеса с увеличенным протектором, вместительный бак для топлива на 5.5 л и 8 фрез, обеспечивающих обработку на ширину 110 см и глубину 30 см. Дизельный мотор имеет объем 418 куб. см, защищен прочным металлическим корпусом, предотвращающим повреждение узла, а также появление вибраций, шума и перегрева аппарата.

МКПП обеспечивает движение на 3 скоростях: 2 вперед и 1 назад.

Технические параметры:

  • мощность: 9.5 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 110/30 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 5.5 л;
  • масса: 177 кг.

Elitech кб 700м3/15 15 л.с.

Мощный мотоблок с бензиновым четырехтактным двигателем с мощностью 15 л.с. подходит для рыхления почвы фрезами5

Модель имеет массу 156 кг и оснащен надежным узлом, опорной штангой, двумя прочными пневматическими колесами 5.00-12″ и защитными крыльями. Предусмотрена МКПП с шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением, управляя которой можно обеспечить движение машины вперед на 3 скоростях и назад в 1 режиме. Для работы устройства требуется 2 л масла для редуктора и не более 6,5 л топлива АИ-92.

Устройство оснащено функцией реверс и задним фаркопом для фиксации навесного оборудования. В комплект входит все необходимое для работы, включая набор фрез, сошник с кронштейном, крепежи и защитные крылья, но дополнительно требуется установить грунтозацепы.

Технические параметры:

  • мощность: 15 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 80-130/30 см;
  • количество скоростей: 4;
  • емкость резервуара для топлива: 6.5 л;
  • масса: 156 кг.

Huter mk-7000с

Мы уже описывали модель от этой компании с двигателем мощностью в 7 л.с. сил. Этот 8

Быстро заводится, не нуждается в прогреве и разгоне, легко управляется, а ручка регулируется под рост оператора.

Заметим, что качество сборки ничуть не уступает более дорогому собрату. Нет требовательности по отношению к качеству топлива, бак рассчитан на 3,6 литра.

Масло удобно заливать в резервуар, датчик очень чувствителен и защитит двигатель от запуска без достаточного количества смазки.

Основные характеристики:

  1. Ширина захваченной почвы — 100 см.
  2. Глубина вспахивания — 30 см.
  3. Мощность двигателя — 7 л.с.
  4. Количество фрез — 6.

Huter mk-9500-10 9.5 л.с.

Маневренный мотоблок, предназначенный для культивации почвы, имеет увеличенные колеса, 4-тактный бензиновый10

В устройстве предусмотрена регулировка ширины и глубины обработки и скорости движения в рамках 3 скоростей (2 вперед и 1 назад). Мотоблок оснащен 8 фрезами с диаметром 320 мм, МКПП с шестеренчатым редуктором, опорной штангой, мощными колесами и регулируемым рулем с прорезиненными ручками для удобства хвата.

В работу мотоблок приводится вручную. Для старта требуется бензин АИ-92 и масла для редуктора. Установка очень легко разбирается и собирается и не занимает много места при хранении.

Технические параметры:

  • мощность: 9.5 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 115/28 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 6 л;
  • масса: 130 кг.

Huter мк-7500 7 л.с.

Бюджетный и относительно небольшой мотоблок с опорной штангой и усиленными пневматическими колесами9Модель работает за счет четырехтактного двигателя объемом 208 куб.см и мощностью 7 л.с. и плавно и беспроблемно передвигается по любому грунту.

Конструкцией предусмотрен вал отбора мощности с ременным шкивом, цепной редуктор и 6-литровый топливный бак. Устройство осуществляет подготовку почвы к посадочным работам на ширине до 85 см и глубину до 25 см. Механическая трансмиссия представлена двумя скоростями движения вперед, одной скоростью движения назад и функцией реверс.

Для заправки используется бензин АИ-92, который расходуется очень экономно и исключает необходимость регулярной дозаправки. Также устройство допускает установку навесного оборудования.

Технические параметры:

  • мощность: 7 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 85/25 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 6 л;
  • масса: 82 кг.

Masteryard quatro junior 80 disel twk

Облегченный вариант дизельного мотоблока среднего класса, весом всего 85 кг,с шестью 7острыми стальными фрезами в комплекте.

Глубина культивирования составляет 30 см, а ширину оператор может адаптировать под нужный размер, от 30 до 90 см.

Двигатель четырехтактный, мощностью в 6 л.с. Такие технические характеристики позволяют использовать модель на участках площадью до 3 га.

Модель очень функциональна, вся сборка заточена под комфорт оператора.

Высота руля регулируется под рост владельца, есть система реверса, которая без труда вызволит фрезы из комка корней или глины.

Удобно заливать и отслеживать уровень масла, а топливный бак вмещается 3,5 литра, которых хватит надолго.

Основные характеристики:

  1. Ширина захваченной почвы — 30-90 см.
  2. Глубина вспахивания — 30 см.
  3. Мощность двигателя — 6 л.с.
  4. Количество фрез — шесть.
  5. Вес — 85 кг.

Patriot boston 9de

5Дизельный двигатель с электростартером, облегчающим запуск и начало работы. Мотоблок отлично справляется с большой нагрузкой, не требует частого обслуживания и рассчитан на длительную эксплуатацию.

Демонстрирует высокую производительность и часто используется именно для больших по площади земельных участков.

Мощность двигателя оценивается в 9 л.с., фрезы захватывают до 125 см грунта, уходя на глубину в 34 см.

Важно, что фрезы предлагаются в комплекте, их 10 и они очень острые, не нуждаются в регулярной заточке. При необходимости количество фрез можно увеличить.

У мотоблока плавный ход, из скоростей доступно две передние и одна задняя. Определенно аппарат стоит своих денег и сможет прослужить вам верой и правдой не один год.

Основные характеристики:

  1. Ширина захваченной почвы — 125 см.
  2. Глубина вспахивания — 34 см.
  3. Мощность двигателя — 9 л.с.
  4. Количество фрез — 10 шт.
  5. Вес — 164 кг.

Patriot boston 9de 9 л.с.

Дизельный агрегат с мощностью 9 л.с. и надежной конструкцией весом в 164 кг предназначен для работы на небольших участках4Отличительной особенностью модели является наличие электростартера, облегчающего запуск двигателя.

Также устройство оснащено широкими пневматическими колесами, которые обеспечивают практически вездеходные свойства машины, и защитными накладками, которые предотвращают попадание грязи и земли на узел.

Мотоблок подходит для работы с любым типом грунта и обеспечивает обработку почвы на ширину 130 см и глубину до 25 см. Работу по культивации осуществляют 10 фрез диаметром 340 мм. Двигатель дизельного типа имеет мощность 9 лошадей, 4 такта и 1 цилиндр. Редуктор надежный и долговечный, шестеренчатого типа.

Механическая коробка обеспечивает движение на 3 скоростях, 2 из которых — вперед, 1 — назад. Есть реверс и регулируемая рулевая колонка.

Технические параметры:

  • мощность: 9 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 130/25 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 4.5 л;
  • масса: 170 кг.

Patriot nevada 15 15 л.с.

Бензиновый мотоблок с ВОМ, 4-тактным двигателем бензинового типа, шестеренчатым редуктором и 2-ступенчатой6

Отличительной особенностью модели является особая эргономика, которая достигается за счет удобной рукоятки управления, элементами управления (кнопки, рычаги) на руле, регулируемым углом наклона рукоятки и ящиком для инструментов на руле. То есть во время работы можно не отвлекаться на переключение передач или поиск оснастки: все всегда находится под рукой.

Для защиты двигателя предусмотрены металлические крылья, препятствующие попаданию мелких камней, брызг и грязи. Укрепленная рана оснащена универсальным креплением для установки дополнительного оборудования.

Технические параметры:

  • мощность: 15 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 110 см;
  • количество скоростей: 3;
  • масса: 150 кг.

Redverg голиаф-2-15б

Мощная и достаточно небольшая установка идеально подойдет для обработки участков площадью до 1 га. Шестеренчатый7

Предусмотрена качественная система воздушного охлаждения с грязесборником и пористым фильтром, которая также предотвращает поломку машины из-за попадания в узел мелких камней и грязи.

Установка оснащена мощными пневматическими колесами с увеличенным протектором с высотой 12 дюймов и шириной 5 дюймов, благодаря чему машина с легкостью преодолеет как подмерзшую землю, так и водянистую почву. Ширина захвата при этом составляет 110 см, а глубина вспахивания — 30 см.

В движение агрегат приводится за счет ручного запуска 4-тактного бензинового двигателя. Объем топливного бака составляет 6 л.

Технические параметры:

  • мощность: 15 л.с.;
  • параметры обработки (ширина/глубина): 110/30 см;
  • количество скоростей: 3;
  • емкость резервуара для топлива: 6 л;
  • масса: 150 кг.

Виды мотоблоков

В общем случае мотоблок – это самоходный агрегат, предназначенный для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ.

На рынке представлены следующие виды мотоблоков:

  • легкие, предназначенные для работы на небольших дачных участках с легкой почвой;
  • средние, с помощью которых можно возделывать участки с разными видами почвы;
  • тяжелые – профессиональные многофункциональные модели с мощным двигателем, шестеренчатым редуктором и валом отбора мощности.
Основополагающие критерии отбораВиды мотоблоков
ЛегкиеСредниеТяжелые
Обрабатываемая площадь, гадо 0,20,1…0,5до 4
Масса, кгдо 8080…12090…240
Мощность двигателя, л.с.до 76…108…13
Вес перевозимого груза, кгдо 300до 500до 1500
Ширина захвата, см20…4040…85100…135
Глубина обработки почвы, см8…2025…2830 и более.
Лучшая модельМобил К МКМ-4 КомфортCaiman VARIO 70CDaewoo DATM 80110

Конструктивно кроме двигателя мотоблок включает в свой состав:

  • трансмиссию;
  • ходовую часть;
  • органы управления.

Во время работы на мотоблок устанавливают дополнительное сельхозоборудование, что превращает его в универсальную машину, при помощи которой осуществляют такие операции, как, например:

  • боронование;
  • окучивание;
  • выкапывание картофеля;
  • уборка листьев и снега и пр.

Кроме того, присоединив к мотоблоку прицеп с сиденьем для оператора, можно превратить его в минитрактор, что также расширит его функциональные возможности.

Как выбрать тяжелый мотоблок?

Тяжелый мотоблок — это дорогостоящее и крупногабаритное оборудование, практически мини-трактор, который способен производить несколько видов обработки земли, поэтому к его выбору следует подойти с большой ответственностью.

Первым делом необходимо изучить 5 основных характеристик агрегата:

  • Тип двигателя. Бензиновые модели чуть менее мощные и производительные: устройство на дизеле подходит для вспахивания плотного грунта и обработки больших площадей, поскольку при высоком крутящем моменте дизель расходуется более экономно, нежели бензин.
  • Тип редуктора. Есть 3 варианта: цепной, червячный и шестеренчатый. Самый бюджетный и неприхотливый — цепной, самый мощный и надежный, но дорогостоящий, — шестеренчатый. Червячный редуктор компактный, прочный, но подходит только для с/х работ и не годится для транспортировки грузов.
  • Объем топливного бака и расходование топлива. Чем больше бак, тем реже придется прерывать работу на дозаправку. Соответственно, расходование топлива определяет экономичность устройства.
  • Параметры обработки почвы. Ключевые из них — ширина и глубина культивирования. Для более качественной проработки почвы лучше, если глубина будет больше, а ширина важна, если агрегат будет применяться на обширных территориях.
  • Трансмиссия и количество скоростей. В большинстве моделей предусмотрена МКПП с несколькими скоростями на движение вперед и назад. Это позволяет производить более качественное культивирование на меньшей скорости, дублировать обработку при помощи обратного хода и быстрее выполнять другие работы (например, перевозку предметов).

Китайские моторы zongshen, loncin

Многие отечественные и зарубежные производители конструируют мотоблоки, используя линейки китайских двигателей Zongshen и loncin. Эти двигатели, также, как и популярные в России моторы Lifan, представляют собой копии моторов, выпускаемых японской компанией Honda.

Все эти двигатели, изготовленные на известных китайских предприятиях имеют достаточно приличный моторесурс и неплохую надежность – все это благодаря применению самые современные технические решения, способствующие увеличению срока их эксплуатации, такие, например, как:

  • чугунные гильзы цилиндров;
  • датчики контроля уровня масла, автоматически отключающие двигатель при падении уровня последнего ниже минимального;
  • обработка коленвалов токами высокой частоты и т.д.

При этом китайские моторы намного дешевле, чем оригинальные японские или американские двигатели. Достаточно сказать, что ремонт последних может в отдельных случаях превысить стоимость китайских моторов. Поэтому многие эксперты рекомендуют приобретать мотоблоки с китайскими моторами. При этом разница в их стоимости компенсирует приобретение второго такого же двигателя.

ВАЖНО! Необходимо внимательно относиться к приобретению китайских моторов, имеющих в названии маркировку GX. Чаще всего она встречается на двигателях, установленных на китайских мотоблоках Shtenli, Groff, Spec, Stark, Fermer, Alikak, Skiper и др.

Все они выпускаются на одном китайском заводе, а их моторы мощностью от 8,5 до 18,5 л.с. не имеют ничего общего с двигателями Honda и отличаются низким качеством изготовления. При этом маркировка GX свидетельствует о том, что такие двигатели являются только копией копии мотора Honda.

Ранее мы уже рассматривали:

Минусы

  • Высокая стоимость навесного оборудования. При относительно недорогом аппарате, например дизельный китаец

50т.р., нужно быть готовым к высокой цене активной фрезы, плуга, окучников и прочему.

Цена самой простой фрезы под ВОМ может доходить до 30% от стоимости мотоблока. Тогда как сам мотоблок продаётся абсолютно «голым».

  • Огромный вес и габариты. Несмотря на то что, мотоблок будет уверенно поднимать целину и нести свои 150-200 кг в заданном оператором направлении, люди бывают не готовы к их транспортировке между участками. Завозу в сарай на зиму и другим, подобным операциям.
  • Ограниченный спектр работ и выбор навесного. Данные мотоблоки нельзя назвать универсальными из за различий посадочных мест под оборудование. Поэтому довольствоваться придется тем навесным, которое производит изготовитель самих мотоблоков.
  • Дорогостоящий ремонт. Вал не унифицированы, создание под заказ дорого, ожидание с завода-поставщика долго. Это не избежно, просто нужно быть готовым.

Так изготовитель ни с кем не конкурирует и может задирать цены на данную продукцию, а не которые агрегаты просто не выпускает из за нежелания вкладываться в производство.

Так например не для всех мотоблоков с ВОМ эти заводы выпускают: веткоизмельчители, помпы, снегоуборщики, щетки, картофелесажалки и выкапывалки.

По минусам готов сразу подвести резюме .

Друзья, если у Вас участок 5-15 соток, с домом, колодцем, травой, а зимой снегом — берите ременные мотоблоки, которые будут в приемлемые деньги настоящими мультикомбайнами.

Мотоблок daewoo power products datm 80110 8 л.с.

Тяжелый (94 кг) мотоблок Daewoo DATM 80110 представляет собой многофункциональный высокопроизводительный агрегат, предназначенный для вспашки огорода с любым типом почвы. Причем 8 саблевидных кованых фрез легко справятся не только с тяжелыми и глинистыми грунтами, но с целинными землями.

Модель обладает лучшими в своем классе эксплуатационными характеристиками, позволяя обрабатывать за один проход участок шириной до 110 см на глубину до 30 см.

Специально для мотоблоков компания Daewoo разработала оригинальные двигатели (серия 225), для которых характерны:

  • увеличенный моторный ресурс;
  • повышенный крутящий момент;
  • низкий уровень вибрации.

На модель Daewoo DATM 80110 устанавливается надежный бензиновый мотор мощностью 8 л.с., позволяющий эксплуатировать мотоблок в тяжелых условиях.

Шестеренчатый редуктор в чугунном корпусе передает крутящий момент на колеса или фрезы практически без потерь мощности. Коробка переключения передач (2 скорости вперед, 1 назад), интегрированная в трансмиссию, позволяет оператору выбирать интенсивность работы.

ВАЖНО! Компания Daewoo при изготовлении корпусных деталей использует процесс химической гальванизации и их последующее окрашивание молотковой эмалью с запеканием при температуре 80°С. Это дает возможность компании предоставлять десятилетнюю гарантию от сквозной коррозии на металлический корпус.

Запатентованная конструкция панели управления, которая регулируется в 2-х плоскостях (по высоте и горизонтали), считается самой удобной в своем классе. Кроме того, рукоятка включения дополнительно имеет защиту от произвольного включения, что соответствует Европейскому стандарту безопасности.

Мотоблок нева мб2-b&s (cr950) 6.5 л.с.

Мотоблоки типа «Нева МБ-2» выпускаются уже более 30 лет. За это время они вполне доказали свою надежность и эффективность при выполнении сельскохозяйственных работ. Модель «Нева МБ2-B&S (CR950) – одна из последних модернизаций этого популярного мотоблока.

Среди его особенностей:

  • оснащение американским четырехтактным двигателем Briggs&Stratton CR950, чугунная гильза в цилиндре которого препятствует износу и уменьшает расход масла. Высокая надежность и производительность во многом зависит от правильности регулировок поплавкового карбюратора, который обеспечивает оптимальную подачу топлива. Кроме того двигатель оснащен глушителем Lo-Tone, существенно снижающим уровень шума;
  • использование в трансмиссии шестеренчато-цепного редуктора, смонтированного в алюминиевом корпусе. Конструкция редуктора обеспечивает мотоблоку высокий крутящий момент и оптимальную силу тяги при обработке любых видов почвы. Достаточно ее и для перевозки грузов по пересеченной местности;
  • изначальная установка набора пониженных передач (2 вперед и 1 назад). При перестановке приводного ремня на двухручьевых шкивах оператору становится набор повышенных передач (2 вперед и 1 назад). В общем случае получается, что мотоблок оснащен 4 передачами вперед и двумя назад, выбирают которую исходя из условий эксплуатации;
  • функция разобщения левого колеса, позволяющая легко развернуть мотоблок на 180°.

Особенность мотоблока – раздельная регулировка рукояток руля. Это позволяет избежать крена в тех случаях, когда мотоблок движется одним колесом по невспаханной земле, а другим – по борозде.

Отбор мощности на активное оборудование вом или клиноременная передача

Вал отбора мощности
слева -клиноременной вал, справа – BOM

Конструктивно мотоблоки устроены так, что вращательный момент от двигателя передается не только на колесную ось, но и на вращение навесного активного оборудования (роторная косилка, картофелесажалка, картофелекопалка, кустодробилка, кормодробилка, снегоуборщик, дровокол, циркулярная пила, водяной насос, помпа и т.д.). Различается Клиноременная передача и ВОМ передача.

Кроме того, на рынке существуют мотоблоки без вала отбора мощности. Такие агрегаты могут работать только с пассивными орудиями (плуг, окучник, двойной окучник, картофелевыкапыватель, борона, рыхлители). Они стоят дешевле.

Клиноременная передача – шкив мотоблока через ремень передает крутящий момент на шкив активного навесного оборудования и приводит его в движение. Можно устанавливать большое количество типов оборудования.

В дорогих моделях для этого используют ВОМ. Установлен он может быть как перед, так после сцепления. ВОМ дает возможность использовать при выполнении работ навесное оборудование, для которого необходим большой крутящий момент. Перед покупкой уточняйте наличие навесного оборудования именно под Ваш мотоблок.

  • Если ВОМ установлен перед сцеплением, то ряд сельскохозяйственных работ мотоблок может выполнять, стоя на одном месте. В отдельных случаях это предоставляет машине дополнительные возможности.
  • Если ВОМ установлен после сцепления, то отбор мощности возможен только при движении мотоблока.
  • В дорогих мотоблоках может быть установлено несколько ВОМ, что дает возможность организовать использование навесного оборудования, требующего для работы разной скорости.

Профессиональные мотоблоки с вом

И напоследок хотелось бы упомянуть о малочисленном, но заслуживающим внимания классе мотоблоков с ВОМ и с задним расположением фрез. Такие модели уже можно рассмотреть для коммунального и фермерского использования вместо обычных мотоблоков.

Плюсы. Из-за совершенно другого инженерного решения работать таким мотоблоком гораздо легче и удобнее, несмотря на его вес до 200 кг. По сути это одноосный минитрактор. Для обычного пользователя такие варианты, как правило, избыточны и неудобны в силу своих габаритов.

Так как в РФ подобных моделей не так много – упомянем их все:

  1. Мотоблоки Мобил К G85 и Ghepard. Это, наверное, наиболее подходящие для обычного пользователя мотоблоки. Не настолько большие и габаритные, но обладающие всеми плюсами мотоблоков с ВОМ. Нет ремней, удобное управление, много разной навески. Умеренная для такого класса цена.
  2. Мотоблоки Caiman серий PRO и Atletico. В принципе, аналог мотоблоков «Мобил К» со всеми их плюсами кроме цены. «Родная» итальянской сборка и соответствующая Европе цена.
  3. Мотоблоки «Беларус». Самые популярные мотоблоки в России из тех, что делаются с ВОМ. Для обычного пользователя на 6-10 соток он будет неудобен, но интересен для тех, у кого большое хозяйство и нужно выполнять много разных операций, а денег на полноценный трактор не хватает.
  4. «Сокол», «Мотор Сич», «Грассхопер». Это все один и тот же мотоблок украинского производства завода «Мотор Сич», но так как в России он попадает под санкции, то его везут кривым путем – отдельно трансмиссии, отдельно двигатели и собирают в Белоруссии или России в одно целое с шильдиком Grasshopper или «Сокол» и т.д. Это тот же класс тяжелого мотоблока с ВОМ, как и «Беларус», но из-за всех этих заморочек с завозом в Россию, это отражается на цене, да и на доступности самой техники в принципе. Не говоря уж о запчастях к ней.

Расположение центра массы

Расположение центра массы для мотоблока имеет немаловажное значение. При этом располагаться он может по центру (нулевой баланс), спереди или сзади.

По центру. Расположение центра массы по центру мотоблока (точно над фрезой) позволяет комфортно работать с фрезами – мотоблок не будет заваливаться ни назад ни вперед. То же самое относится к случаям, когда активное оборудование навешивается спереди – центр тяжести смещается незначительно, да и сильного сцепления колес с землей не требуется. – это позволит работать с мотоблоком достаточно комфортно.

Однако, при работе с оборудованием, которое навешивают сзади, необходимо утяжелять переднюю часть агрегата – это позволит выровнять баланс и снизить нагрузку на руки и спину работающего.

Спереди. Мотоблоки с центром тяжести, расположенным спереди, используют в тех случаях, когда основной вид сельскохозяйственных работ – использование плуга, активных почвофрез, устанавливаемых сзади и другого оборудования для земли. Задняя навеска в этом случае выравнивает вес мотоблока и оператору остается только поддерживать его.

С передней навеской оператору работать неудобно, так как он вынужден постоянно давить на руль мотоблока, выравнивая агрегат.

Сзади. Мотоблок с центром массы сзади лучше всего использовать при работе с передней навеской (косилка, снегоуборщик и пр.), которая выравняет вес агрегата.

Работая с почвофрезами пользователю понадобится выполнить утяжеление впереди и увеличение ширины захвата фрезы, что значительно ухудшит маневренность мотоблока. Точно также придется утяжелить мотоблок спереди при работе с плугом и другим оборудованием навешиваемым сзади.

ВАЖНО! Расположение центра тяжести – это один из факторов, который доказывает, что к выбору мотоблока нужно приступать только после того, как будут определен перечень выполняемых работ.

Редуктор

На мотоблоках можно встретить такие редукторы, как:

  • цепной;
  • шестеренчатый;
  • шестеренчато-цепной.

Дополнительная информация – на мотоблоках прежних лет выпуска устанавливались редукторы, состоящие из червячного механизма и шестерни. Такая конструкция отличалась высоким коэффициентом полезного действия, но не выдерживала высоких нагрузок. Так, например, даже работа с окучником или легким плугом приводила механизм редуктора к перегреву и выходу из строя. В настоящее время мотоблоки с червячным редуктором практически не встречаются.

Цепной редуктор. Цепной редуктор представляет собой надежную и в то же время простую конструкцию, состоящую из цепи и набора шестерен. Используется он в легких и средних мотоблоках с двигателями небольшой и средней мощности. Легка в обслуживании, отличается простотой в ремонте.

ВАЖНО! Со временем цепь может растягиваться и ее необходимо своевременно менять. В том случае, если корпус редуктора неразборный, то меняют весь узел.

Шестеренчатый редуктор. Шестеренчатый редуктор считается самым надежным и неприхотливым в эксплуатации. Он способен работать на любом грунте, причем в самых экстремальных условиях. Устанавливают шестеренчатые редукторы на тяжелых мотоблоках с ВОМ, работающих с тяжелым навесным оборудованием. Практически вечный редуктор, главное вовремя менять масло.

Один из основных недостатков шестеренчатых редукторов – высокий уровень шума и его стоимость.

Шестеренчато-цепной редуктор. Самый распространенный редуктор. Шестеренчато-цепной редуктор встречается только на мотоблоках отечественного производства. Выпускаются односкоростной, двухскоростной и более. Конструкция обеспечивает высокую эластичность при работе (идеальные обороты выходного вала 80-120)  и отличается малым уровнем вибраций. Очень высокий ресурс и надежность редуктора. Конструктивно он наиболее сложен и не способен выдерживать большие нагрузки.  Разработка этого редуктора была вызвана необходимостью увеличения количества передач переднего (до 8)

ВАЖНО! Основной недостаток этого редуктора – необходимость проведения технического обслуживания в строгом соответствии с требованиями предприятия-изготовителя. Их нарушение чревато поломкой деталей редуктора (обрыв или растяжение цепи, поломка шестерен) с последующим дорогим ремонтом.

Тип трансмиссии и возможность блокировки дифференциала

Для передачи вращательного момента от двигателя на редуктор мотоблока применяют несколько конструктивных вариантов трансмиссий:

  • ременную – самый простой вариант, состоящий из нескольких шкивов и натянутого ремня. Используют его на маломощных и средних моделях, так как ремень под нагрузкой может проскальзывать или вообще лопнуть. Ремень легко заменяется при необходимости. Может быть 1 или несколько ремней. Лучше чтобы был автомобильный зубчатый ремень, стойкий к высоким температурам без растяжений от проверенного производителя;
  • цепную – оптимальное соединение цепью на шестернях, наиболее часто встречаемое на средних, а иногда и на тяжелых мотоблоках;
  • шестеренчатая – включает в свой состав несколько конусных или цилиндрических шестерен. Шестеренчатая трансмиссия всегда имеет 6 скоростей вперед и два реверса назад. Устанавливается она на тяжелых мотоблоках.

Из-за того, что каждый из вариантов трансмиссии имеет свои достоинства и недостатки на некоторых мотоблоках можно встретить и их комбинированные варианты.

Скорость

Тип трансмиссии и количество передач определяют диапазон скоростей мотоблока. Рабочая скорость у мотоблоков, как правило, составляет от 2-х до 4-х кмчас. При этом у моделей, имеющих 2-3 передачи, максимальная скорость составляет не более 15 кмчас, а у более дорогих мотоблоков, имеющих 6 передач она может достигать и 30 кмчас.

Дифференциал

Дифференциал – это устройство, полностью останавливающее или сильно замедляющее вращение левого или правого колеса. Блокирование одного из колес позволяет развернуть тяжелый мотоблок за доли секунды. При этом в то время, когда одно колесо стоит на месте второе совершает идеальный поворот по кругу.

ВАЖНО! Наличие блокировки дифференциала и ее отключение позволяет плавно поворачивать и разворачивать мотоблок.

Третий класс – «тяжелые» мотоблоки весом от 100 кг.

«Супер тяжелые» варианты за 150 кг в классических компоновках практически не встречаются, что, в общем, немудрено – даже для того, чтобы справиться со 100-килограммовой машиной, нужна физическая сила. В этом классе можно найти много китайцев с ВОМ с мощностями от 9 до 18 л.с.

Различные Brait, Hubert, «Кентавр», «Скаут» и т.д. и т.п. – имя им легион. Как и говорили в начале статьи – их мы рассматривать не будем по причине низкого качества и отсутствия вменяемого активного навесного оборудования. Непонятно зачем нужен мотоблок 11-18 л.с., которые никуда не приложишь, кроме как работать с фрезой и таскать телегу.

То же самое может сделать даже «Нева» мощностью 9-10 л.с. с такой же эффективностью, но с гораздо большим удобством и надежностью. Чисто маркетинговый ход для людей, покупающих цифры, а не результат. Да и мощности, указанные у некоторых китайцев, так сказать, тоже «китайские» – чисто физически моторы с одинаковым объемом не могут различаться в мощности более чем в 0.5-1 л.с. Тут нет никаких турбин и других технологий, позволяющих сделать это.

Поэтому достойным внимания тут остается лишь один представитель – «Нева» серии «МБ-23».

Эта линейка также делится на 2 класса – с классическим редуктором и с редукторами «МультиАгро». Более тяжелая рама, более мощные двигатели от 9 до 13 л.с. На эти мотоблоки для работы с землей есть смысл покупать уже 4 доп. фрезы (по 2 на каждую сторону) для увеличения пропашки за один проход до 120 см.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий