- «ока», «салют», «каскад»
- Вспомогательное оборудование для мотоблока
- Двигатель
- Дисковый культиватор для мотоблока
- Дополнительные приспособления
- Изготовление полевого опрыскивателя для мотоблока
- Картофелекопалка для мотоблока
- Картофелесажалка
- Плуги для мотоблоков
- Прицепы и газоноступы
- Самодельные грабли для мотоблока
- Самые популярные доработки мотоблока
- Уменьшение шума от агрегата
- Универсальный прицеп к мотоблоку
- Усовершенствование ходовой части
- Фреза для мотоблока своими руками
«ока», «салют», «каскад»
Минитракторы, сделанные из мотоблока «Ока», оснащены КПП реверсивного типа, включающими две скорости. При переделке оборудуются рамой и полным приводом, делающим ведущими все колёса. Мотор устанавливают спереди, для его защиты предусмотрен заводской капот. В задней части расположена раздаточная коробка. Там же находится и привод обоих мостов с цепными редукторами.
В мотоблоки «Салют» устанавливаются двигатели передовых торговых марок. Их мощность обычно варьируется в пределах 6–7,5 л/с. КПП оснащена двумя основными и дополнительной понижающей передачей. Кинематическая схема предусматривает использование двух клиновых ремней, благодаря чему:
- повышается качество передачи крутящего момента;
- снижается риск опасного проскальзывания, которое может возникнуть при активном действии нагрузок;
- увеличивается срок полезной эксплуатации машины.
Если изготавливать минитрактор из мотоблока «Салют», целесообразно увеличить колёсную колею задней и передней оси до 1200 мм. Эта манипуляция повысит устойчивость транспортного средства. Для ведущих колёс, а их может быть как два, так и все 4, берутся только штатные покрышки.
При самостоятельном изготовлении минитрактора из мотоблоков «Каскад» в конструкции его заднего моста можно использовать «чулки» от старых заднеприводных «Москвичей» или «Жигулей». Во время работы «чулки» укорачиваются, что оптимизирует параметры колёсной колеи.
Вспомогательное оборудование для мотоблока
В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:
- колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
- подъемник;
- навесной ковш-отвал для уборки снега.
Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.
Для этого нужно:
- 2 стальных диска от легкового автомобиля;
- уголки 25х25 см;
- электросварка;
- болгарка;
- рулетка и карандаш.
Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.
Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.
Ковш для мотоблока своими руками рекомендуется собрать в том случае, если планируется использовать его в качестве снегоуборочной машины.
Ковш можно сделать:
- из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
- жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
- из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.
Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.
Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.
Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.
Двигатель
При конструировании самодельного мотокультиватора некоторые обходятся приводом от мотороллера или мопеда. Но чтобы собрать более производительный мотоблок, силы двигателя мопеда будет недостаточно. Для него потребуется мощный 16-18-сильный дизельный мотор от мотоцикла. Его «подгоняют» под нужные параметры, но иногда его нужно модернизировать. Бензобак устанавливают также от мотороллера.
Сначала перестраивают систему охлаждения в активную воздушную, чтобы усовершенствовать технические показатели мототехники. Это легко сделать при помощи 12-ти вольтового электрического движка с небольшой железной крыльчаткой. Попутно производят замену клапана на лепестковый, что помогает облегчить пуск, увеличить тягу и снизить потребление топлива.
Подготовленный двигатель монтируют в жёсткие хомуты. Их предварительно приваривают к передней части рамы самоделки, затем надёжно стягивают болтами (весь процесс хорошо показан на видео).
Обязательно следят за тем, чтобы зажимы охватывали шейку выходного вала дизельного мотора мотоблока и прочно его удерживали.
К КП самодельного приспособления прикрепляют рычаг, который легко сделать из железного прутка, приварив шарик на конце. Длину ручки оставляют таковой, чтобы, находясь за рукоятями управления мотоблока или мотокультиватора, можно было без труда до неё дотянуться.
Далее для самоделки собирают фильтр очистки воздуха, применяя доступные материалы, например, консервную банку, металлическую трубку. Затем подготавливают топливный бак самодельного мотоагрегата. Его можно самому сделать из любой герметичной ёмкости или взять от вышедшей из строя мотоколяски.
Дисковый культиватор для мотоблока
Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:
- по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
- в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.
Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.
Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:
- рыхлитель;
- два двухотвальных плужка-плоскореза;
- 2 дисковые бороны для формирования гряд;
- два диска для защиты растений.
Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см.
Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.
Дополнительные приспособления
Продаются мотоблоки с минимальным количеством комплектующих. Однако фрезы и стандартного плуга для выполнения всех сельхоз работ недостаточно. Как улучшить мотокультиватор с помощью подручных материалов? С помощь инструментов, которые есть в каждом доме можно расширить возможности мотоблока. Оборудование, которое можно изготовить самостоятельно:
- Установка на мотоблок граблей для уборки мусора, листьев, сена. Такое простое приспособление ускорит осенне-полевые работы, позволит за считанные минуты очищать большие участки от мусора. Для изготовления граблей будет нужно: несколько метров арматуры с сечением 8-12 мм и полоска листового металла. Арматура, нарезается на отрезки длинной 10 см и приваривается к пластине в несколько рядов с промежутком 3-5 см. Для увеличения маневренности грабли можно оборудовать роликовыми колесами.
- Прицеп и телега, помогут перевезти габаритные грузы. Тележку можно изготовить из подручных материалов – швеллера и старых колес от автомобиля, металлического профиля и досок. Сцепление делается стандартным как для тракторов и автомобилей.
- При желании можно изготовить картофелекопалку, окучник и бороны, которые по качеству не будут уступать покупным.
Изготовление полевого опрыскивателя для мотоблока
Самодельный опрыскиватель для мотоблока необходим в тех случаях, когда площадь обрабатываемых посевов превышает 20 соток. Вручную выполнить такую работу очень трудно, она может занять целый день. Механизация этого процесса позволит сэкономить массу времени и сил.
Для изготовления опрыскивателя потребуется:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- уровень;
- электрическая дрель;
- паяльник для полипропиленовых труб;
- профильные или круглые водопроводные трубы;
- пластиковая или стальная бочка емкостью 80-100 л;
- широкие пневматические колеса;
- пластиковые трубы;
- резиновый шланг;
- форсунки или ниппели от колесных камер.
Сборка самодельного опрыскивателя производится в такой последовательности:
- Изготовление рамы. Ее габариты подгоняются под размер емкости. К раме крепится шасси. Для хорошей проходимости необходимо не менее 4 колес. За неимением колес изготавливаются широкие полозья из алюминия.
- На раму устанавливается и закрепляется емкость. Для этого используются распорки и стяжки. В баке делаются отверстия для подвода шлангов высокого давления. Горловина бака герметизируется.
- Изготавливается кронштейн для насоса. Выбирается модель, которая работает от вала отбора мощности (ременная передача) или от электричества (генератор мотоблока).
- Собирается система полива. Делается прочный держатель из стальных профилей. К нему с помощью хомутов или пластиковых стяжек присоединяются пластиковые трубы. Проводится монтаж клапана для стравливания избыточного давления и форсунок.
- Все части соединяются вместе, проверяется качество креплений, герметичность стыков. Бак заполняется водой, агрегат тестируется в различных режимах, выполняется окончательная регулировка и настройка.
Сделанный своими руками опрыскиватель полностью оправдает вложенные усилия уже в первый сезон. Благодаря такому приспособлению опрыскивание и полив огорода будут производиться быстро и качественно.
Картофелекопалка для мотоблока
Картофелекопалки различного типа пользуются огромной популярностью среди фермеров. Эти устройства избавляют людей от тяжелого ручного труда, ускоряя в несколько раз процесс уборки урожая. Копалка для мотоблока имеет очень простую конструкцию. Изготовить ее можно из металла, который остается после строительства и ремонта дома.
Для работы потребуется:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- электродрель;
- тяжелый молоток;
- наковальня;
- профильная стальная труба 20х40 мм;
- арматура 12 мм;
- жесть (лучше нержавеющая);
- штыковая лопата без черенка.
Приставка к мотоблоку делается в подвесном или прицепном (модульном) исполнении. Подвесной инструмент только выкапывает клубни, оставляя их лежать на поверхности для последующей ручной сборки. Картофелекопалка модульного типа не только извлекает урожай из земли, но и собирает его в мобильную емкость на шасси.
Изготовление копалки проводится в такой последовательности:
- Составление чертежа. Ширина копалки должна быть в пределах 25-30 см. Угол атаки острия берется перпендикулярным сошнику, чтобы инструмент не зарывался в грунт.
- Арматура нарезается на фрагменты заданной длины. С помощью молотка и наковальни им придается требуемый изгиб.
- Из профильной трубы и жести собирается контейнер для клубней. К раме контейнера приваривается шасси или полозья. Полозья делаются из труб, а шасси берется от старой коляски, тележки или газонокосилки.
- К лопате привариваются держатель и прутья арматуры. К держателю приваривается дышло, которое закрепляется на сборочном контейнере. Соединения делаются подвижными на болтах или шарнирах.
- Зачищается ржавчина и наплывы от сварки. Готовое изделие обрабатывается средством против коррозии и покрывается краской.
Регулировка и настройка копалки проводится с помощью стоек и стальных стяжек.
В комплекте к копалке можно сразу изготовить дисковый окучник. Этот инструмент понадобится при посадке клубней после их заглубления в траншею, проделанную плугом. Изготавливаются окучники из старых крышек от кастрюль, профильной трубы и болтов. Из труб и небольших колес собирается тележка, на которую под определенным наклоном привариваются держатели для крышек. После заточки на камне диски устанавливаются на держатели.
Картофелесажалка
Очень востребованным и незаменимым оборудованием на огороде является самодельная картофелесажалка. Она имеет расширитель для клубней с отверстием внизу и дисками для закапывания их в землю. Заднее колесо с внутренней стороны надо закрыть пластиной, чтобы посадочный материал не попадал под колесо мотоблока. Вся конструкция крепится на стальной раме. Глубина его закрепления регулируется.
Бункер можно сделать из фанеры или оцинкованного тонкого листа. Деревянный ящик можно покрасить водостойкой краской. Чтобы клубни не повреждались, внутри бункер выстилают резиной.
Посадочное устройство состоит из металлической трубки диаметром 10 см, к которой крепится сошник для прорезывания борозды. Высота его, а значит и глубина борозды, регулируется вертикальным перемещением конструкции.
Борозды заделываются дисками, направленными навстречу друг другу под углом. Они двигаются за счет подшипников. Ширина ряда изменяется ослаблением болтов стремянок и сдвиганием дисков. Чтобы на земле не оставалось следов от колес сажалки, землю можно рыхлить культивационными лапками, приваренными к раме.
Сидение сеятеля-самоделки для мотоблока крепится к металлической раме основания.
Плуги для мотоблоков
Еще одно приспособление для обработки почвы с помощью мотоблока — плуг.
Выделяются такие виды плугов:
- Самый простой в использовании – однокорпусный, так же известный как плуг Зыкова.
- Реверсивный плуг для мотоблока: поворотные или оборотные. Верхняя часть с загнутым пером, которое в процессе вспахивания переворачивает землю. Универсальное приспособление, которое легко справляется со вспахиванием тяжелых грунтов. Быстро справляется с обработкой участков с глинистой и болотистой почвой.
- Роторный плуг для мотоблока имеет сложную конструкцию. В зависимости от количества лемех есть двухкорпусные и трехкорпусные модели. Активные лемехи сбрасывают землю только в одну сторону, а пассивные сравнивают грядки и приподнимают их. Обработка земли таким плугом имеет ряд преимуществ: грунт максимально насыщается кислородом; уменьшается износ шин и расход топлива; после обработки не остается больших комьев земли.
- Ротационный плуг для мотоблока дает неограниченные возможности. Во время работы ось поворачивается, а с ней и пласты грунта. Легко вспахивает даже очень твердый грунт на глубине около 30 сантиметров. Различаются лопастные, барабанные, лопаточные и шнековые плуги. Приспособления первого типа оснащены жестким толкателем, могут состоять из пружинной пластины или быть комбинированными. Агрегаты второго типа оснащены диском с лопастями, вращающимися во время работы. Плуг с дисковым ножом для мотоблока подходит для проведения работ в начале весны, он хорошо справляется с мокрым грунтом.
Любой из вышеперечисленных плугов можно изготовить самостоятельно, учитывая конструктивные особенности и следуя инструкциям и схемам. Так же можно усовершенствовать уже купленный плуг.
Ротационный оборотный плуг для мотоблока наиболее качественно справляется с обработкой участков, благодаря оптимизации процесса вспашки. И является самым востребованным у сельскохозяйственных работников.
Благодаря расширению возможностей мотоблок становится универсальным. Применять его можно для решения самых разных задач от полевых работ до уборки снега в зимний период.
Прицепы и газоноступы
Чтобы сделать бороздонарезатель, используется заводский плуг-прицеп. К конструкции прикручивается уголок на 70 мм и 2 стойки от культиватора. Последние элементы должны находиться напротив колес мотоблока. Ножи культиватора обрезаются болгаркой. Для фиксации пластины используют болты.
Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, используется дрель и болгарка. Телега фиксируется с помощью жигулевского кардана. Основа конструкции — задний москвичевский мост. Предварительно из устройства демонтируется редуктор. Для фиксации полуосей используется труба.
Для изготовления такого навесного оборудования для мотоблока своими руками, как аэратор, используют газоноступы. Аппарат можно сделать с помощью обуви. К подошве крепят гвозди. Затем подготавливают деревянные доски (с учетом размера обуви). Для этого используют электрический лобзик.
Чтобы зафиксировать доску к обуви, применяется ремень. Изготовленный аэратор-навеска на мотоблок своими руками можно использовать для обработки маленького земельного участка. Если площадь земли большая, тогда делают аппарат из трубы (длина 50 см), железа, гвоздей.
Специалисты советуют изготавливать подобный аппарат из стали и трубы. Через цилиндр проходит вал и подшипники. Трубу заполняют песком либо гравием. С внешней стороны к трубе приваривают гвозди (острием наружу). Гвозди располагают в шахматном порядке.
Самодельные грабли для мотоблока
При желании вы сможете легко изготовить самодельные грабли для мотоблока. Для граблей с широким захватом для сена можно использовать обычные водопроводные трубы, отличающиеся своими диаметрами. Вам необходимо будет надеть специальную втулку на круглый стержень, после чего простучать его поверхность, слегка проворачивая.
При изготовлении лучше всего подойдет круглый прут. Большинство деталей граблей скрепляется электросваркой, поскольку данный способ прост, и при этом получается надежная конструкция.
Большей простоты конструкции можно достичь, если поворотные части на осях будут закреплены без подшипников качения.
Грабли для сена к мотоблоку лучше сделать складными, так как это упростит их транспортировку.
Самые популярные доработки мотоблока
Наверняка у всех, после первого месяца обладания мотоблоком, узнав слабые и сильные стороны своего агрегата, появляется желание что-нибудь в нем подковырнуть, дабы улучшить и сделать не так как у всех. Очень часто доработки касаются электрооборудования мотоблока, среди лидеров является установка приборной панели. Приборная панель позволяет фермеру узнать всю необходимую информацию о мотоблоке:
- количество моточасов
- температура охлаждающей жидкости
- заряд аккумулятора
- уровень топлива
- и прочее
Многие решают сэкономить на покупке мотоблока, приобретая агрегат в самой простой комплектации, но уже после нескольких десятков оборотов ручки запуска задумываются об установке стартера. Тут существует два пути развития, купить готовый вариант (если такая возможность существует), или же попробовать приспособить автомобильный стартер, для этого необходимо проточить маховик и насадить на него зубчатый венец от автомобиля, этот вариант очень долгий и требует наличие специальных инструментов, но от этого сам процесс модернизации становиться еще больше увлекательным.
Генератор электроэнергии часто устанавливают, когда возникает необходимость подзаряжать аккумулятор, что в свою очередь дает возможность доукомплектовать технику фарами, такая доработка станет особенно полезной если вы задержались на участке до поздна.
Еще одно важное направление тюнинга — это улучшение ходовых качеств мотоблока как при движении по грунтовым дорогам, так и при выполнении работ по вспашке, посадке, посеве и уходе за культурами. В таком случае на помощь придут металлические грунтозацепы которые в большом ассортименте представлены в нашем магазине.
Более радикальным решением, которое не часто встретишь, является установка дополнительной пары колес, которые в народе называют распарка. Мотоблок нас распарках мало пригоден для работы в поле, но позволяет отлично преодолевать препятствия, устойчиво держатся на дороге и не боится глубоких луж и мокрой травы.
Для тех, кто считает такой тюнинг слишком простым, существует следующая ступень тюнинга мотоблока которая улучшает проходимость по бездорожью – это установка гусениц. Так называемые траки можно использовать для езды с прицепом в лес, для преодоления сугробов и для работы на земле, ведь всем известно, что гусеничная техника имеет большую плоскость контакта с грунтом по сравнению с колесом и меньше воздействует на почву.
Очень многим владельцам двухколесных тракторов помог ходоуменьшитель, поэтому мы не могли упустить его при написании данного обзора. На рынке существует несколько десятков видов таких изделий, но очень часто умельцы решают установить ходоуменьшитель собственного производства.
Чаще всего это цепной механизм, состоящий из цепей и звезд различного размера, который призван уменьшить скорость движения мотоблока для более точной и комфортной работы. Более совершенным и сложным устройством этой группы является шестеренчатые уменьшитель, который устанавливают между редуктором и двигателем, по сути это раздаточная коробка, которую можно приобрести в готовом варианте в нашем магазине (Ходоуменьшитель редукторный (3х5) и ходоуменьшитель редукторный (3х4))
Следующим рационализаторским решением для модернизации мотоблочной техники будет тюнинг выхлопной системы. Выхлопная система мотоблока устроена таким образом, что оператору приходится всеми своими легкими ощущать пьянящий вкус угарного газа. Так же одной из причин по которой мастер решается на улучшение глушителя, это невыносимый грохот дизельного сердца мотоблока.
Маневрировать мотоблоком с воздушной системой охлаждения легче всего при наличии полу дифференциалов заводского или самодельного производства. Их ещё называют просто дифференциалом, полуосями и так далее. С принципом функционирования таких полезных штук разберется любой, кто знаком с принципом работы автомобильного дифференциала.
Уменьшение шума от агрегата
Даже самые современные и дорогие мотокультиваторы издают сильный шум во время работы, особенно на повышенных оборотах. Этот фактор сильно утомляет оператора и может послужить поводом для ухудшения отношений с соседями. Решить проблему поможет самодельный глушитель. Это задача, которая по плечу любому мастеру, имеющему начальные навыки обращения с железом.
Для того чтобы сделать глушитель для мотоблока своими руками, потребуются такие инструменты и материалы:
- рулетка;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- электрическая дрель;
- молоток;
- алюминиевый хомут;
- нержавеющая сталь толщиной 2 мм;
- металлическая стружка.
Собрав все необходимое, можно начинать усовершенствовать выхлопную систему.
Делается это в такой последовательности:
- Из нержавеющей стали изготовить 2 трубы овального сечения. Диаметр труб должен различаться на 1-1,5 см. Стыки труб скрепить с помощью сварочного аппарата.
- В трубе меньшего диаметра проделать максимальное количество отверстий диаметром 8 мм. Обмотать ее металлической стружкой. Примотать стружку стальной проволокой.
- Вставить меньшую трубу в большую. Зафиксировать их в нужном положении с помощью стальных прутков и сварки.
- Прикрепить глушитель к выхлопной трубе и зафиксировать хомутом.
Уровень шума после такого усовершенствования снизится в несколько раз. Срок службы самодельного глушителя составит не менее 5 лет. Так, довольствуясь малым, можно значительно улучшить условия проведения сельскохозяйственных и прочих работ с использованием мотоблока.
Универсальный прицеп к мотоблоку
Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или картофелесажалка просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.
Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост — 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось.
Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата.
Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:
- деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
- легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
- раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.
А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.
Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.
Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента — 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.
Усовершенствование ходовой части
Первое, над чем задумываются пользователи мотоблока — это над тем, как сделать к нему тележку с сиденьем. Пользование техникой в штатном режиме с использованием рычагов предполагает приложение больших физических усилий. Однако применение прицепа снижает устойчивость транспортного средства.
Устранить эту проблему можно путем расширения колесной базы. Делается это с помощью удлинителей, которые крепятся к полуоси штифтами или болтами. Решив задачу с устойчивостью, оператор сталкивается с другим вопросом: агрегат плохо управляется. Дифференциал для мотоблока помогает придать ему хорошую маневренность.
Небольшой вес мотоблока является причиной плохого сцепления колес с грунтом. Пробуксовка является частым явлением при поднятии целины, работе на сыром грунте или движении по снегу. Чтобы избежать проскальзывания, к мотоблокам прикрепляются утяжелители.
Эти устройства подразделяются на такие категории:
- Колесные. Представляют собой диски, которые крепятся на колеса или ступицы. Диски делают монолитными из металла, бетона или полыми, заполняемыми песком. Вес колесных утяжелителей может составлять 30-70 кг.
- Внешние. Изготавливаются из любого тяжелого материала (сталь, свинец, бетон). Прикрепляются к корпусу с помощью крюков или болтов. Некоторые умельцы приваривают к корпусу каркас из уголка. В него укладывают мешки с песком, кирпичи, лом металла и другие тяжелые предметы.
Улучшить проходимость мотоблока можно путем установки грунтозацепов. Самый простой способ изготовления грунтозацепов заключается в том, что нужно сделать обод из полосы металла и наварить на него лопасти. Диаметр обода должен быть больше колесных дисков и меньше, чем у покрышек.
Усовершенствовать трансмиссию можно, установив на двигатель самодельный вариатор. Система ремней и дисков позволит плавно менять скорость движения агрегата, без рывков и вибрации.
Фреза для мотоблока своими руками
Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.
Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными.
Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.
Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.
Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:
- трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
- для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
- 8 сабельных элементов для рабочего органа;
- фиксаторы на полуосях — 4 штуки;
Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей — сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.