- Виды карбюраторов
- Возможные неисправности
- Как регулируется карбюратор
- Настройка карбюратора на мотоблоке «каскад»
- Определение проблем в системе подачи горючего
- Особенности очистки карбюратора
- Особенности регулирования на разных моделях мотоблоков
- Регулировка карбюратора мотоблока
- Рекомендации по эксплуатации
- Устройство карбюратора
- Устройство карбюратора мотоблока
- Уход за карбюратором, когда мотоблок длительно не использовался
- Заключение
Виды карбюраторов
Карбюраторы бывают:
- Поплавковый. К этому типу относится большинство современных карбюраторов. Он состоит из поплавковой и смесительной камер, а также различных дозирующих систем и элементов: каналов, жиклёров, клапанов. Наличие поплавковой камеры обеспечивает стабильный приток топлива. На сегодняшний день устройства этого типа обеспечивают самые устойчивые параметры горючей смеси, а также отличаются высокой надежностью.
- Мембранно-игольчатый. Такой карбюратор состоит из нескольких камер, разделённых мембранами. Камеры соединены между собой жёстким штоком. Работа клапана подачи топлива регулируется иглой на конце штока. Неоспоримыми достоинствами карбюраторов этого типа являются простота устройства и способность не зависеть от положения в пространстве (их можно поворачивать и даже переворачивать вверх ногами). Именно такие карбюраторы устанавливают на бензопилы, газонокосилки и пр. В тоже время они сложны в регулировке, чувствительны к ускорениям, медленно переключаются между режимами и иногда грешат нестабильным составом смеси.
Также различают следующие типы:
- Роторный. В основе конструкции – горизонтальный цилиндр с поперечным отверстием. Цилиндр вращается внутри камеры, открывая доступ воздуху через отверстие. Одновременно цилиндр перемещается внутри карбюратора. За счет изменения размера отверстия происходит регулировка низких оборотов. Эти карбюраторы просты в устройстве, однако обладают сравнительно небольшой мощностью и неотзывчивы в управлении. Идеальны в технике, не требующей жесткого ускорения и чувствительного газа на малых скоростях.
- Плунжерный (ползунковый). Имеет сплошной цилиндр (без отверстия). Воздух поступает, когда цилиндр сдвигается. На малых скоростях он полностью находится в карбюраторе и блокирует большую часть воздушного потока, что приводит к уменьшению оборотов. При нажатии на педаль газа цилиндр выдвигается, пропуская в мотор больше воздуха и горючей смеси. Карбюраторы этого типа обеспечивают большую мощность двигателя, однако усложняет управление, особенно на дорогах с низким качеством сцепления.
Возможные неисправности
К основным проблемам, которые возникают в процессе эксплуатации узла, можно отнести:
- Подсос избыточного воздуха. В таком случае следует сменить прокладку между карбюратором и головкой блока. Возможно, проблема в недостаточно затянутых крепёжных гайках, но причиной может выступать и изношенный вал на дроссельной заслонке. Его потребуется сменить. Обратить внимание следует на отверстия, куда этот вал крепится. Бывает, что они изнашиваются, становятся разбитыми. В таком случае замене подлежит полностью всё устройство.
- Переполнение поплавковой камеры, из-за чего излишки топлива поступают в камеру сгорания, или в ней проявляется недостаток горючего. В любом из случаев важно проверить запорную иголку, жиклёры и поплавок на предмет износа.
- Недостаточное поступление горючего в карбюратор. Потребуется проверка состояния фильтра топлива и отстойника, шлангов для подачи бензина и самого бака. Если резервуар для горючего покрылся ржавчиной изнутри, то его нужно почистить при помощи каустической соды или заменить. Иначе сор будет по-прежнему поступать в систему, произойдёт засорение фильтров и основных каналов.
- Превышение расхода бензина. Этот эффект может быть следствием неправильно настроенной системы подачи горючего. Устраняют проблему путём регулировки согласно рекомендациям из инструкции.
Иногда требуется полная разборка. Выполняется эта процедура в несколько этапов:
- демонтаж. Проводится с головы двигателя;
- удаление остатков топлива, которое может накапливать в поплавковой камере. Требуется слить его или вымокать губкой;
- ревизия поплавкового штуцера. Если топливо капает очень медленно, то его нужно продуть воздухом при помощи компрессора;
- прокрутка на 180° штуцера. Если манипуляция поможет перекрыть течь топлива из карбюратора, то это говорит, что бензиновый клапан ещё не изношен.
После всего требуется проверить жиклёры. Данная процедура включает:
- откручивание и вынимание винтов, которые обеспечивают регулировку газа;
- демонтаж верхней и нижней крышек корпуса;
- промывку жиклёров, очистку топливного краника. Для этих целей нужно использовать керосин или бензин. Потребуется продувка воздухом из компрессора.
Как регулируется карбюратор
Важно: топливные узлы бывают двух типов: плунжерные и роторные. Каждому из них свойственны определённые особенности в настройке и функционировании. Роторные характеризуются более простым строением. Они обычно устанавливаются на двигатели небольшого объёма (12–15 куб.). Плунжерные модели относятся к многоэлементным и устанавливаются на агрегаты высокой мощности.
Сигналом к тому, что механизм требует вмешательств и обслуживания, является неустойчивая работа ДВС. Проблемы с запуском, сбои – всё это свидетельствует о перебоях в подаче кислорода к топливу, что требует незамедлительного решения. Как выполняется настройка карбюратора мотоблока? Данный процесс включает несколько последовательных шагов:
- Запуск и прогрев мотора.
- Ослабление винтика, который контролирует число оборотов на холостом ходу, до тех пор, пока двигатель не начнёт глохнуть. Как только эффект достигнут, требуется медленно затягивать метиз обратно ровно до тех пор, пока работа двигателя не выровняется.
- Выставление положения дроссельной заслонки так, чтобы зазор между ней и стенками карбюратора оставался минимальным. Всё это время ДВС должен стабильно работать.
- Выставление максимальных оборотов мотора посредством вращения регулировочного винта.
- Повторное регулирование положения заслонки.
Такая последовательность повторяется на протяжении некоторого времени, пока двигатель не начнёт ровно функционировать как на рабочих, так и на холостых оборотах.
Важно: особенным моментом является то, что до начала регулирования системы питания требуется настроить ГРМ (расстояние между клапанами), выставить оптимальный угол запуска (магнето).
Настройка карбюратора на мотоблоке «каскад»
Большинство моделей техники этого производителя укомплектованы по одинаковому принципу. На них установлены механизмы КМБ-5. Для регулирования этого топливного узла выполняют ряд последовательных действий:
- Сливают остатки горючего из поплавковой камеры.
- Открывают штуцер для пуска воздуха в топливный узел.
- Настраивают заслонку дросселя так, чтобы зазор между ней и воздуховодом составлял 2 мм.
- Зажимают болты, которые регулируют подачу бензина.
- Поочерёдно отвинчивают винты до тех пор, пока не снизятся обороты мотора. Делать это нужно плавно и медленно.
- Осторожно винты вкручивают обратно.
В результате указанных действий можно нивелировать неровную работу мотора, снизить расход топлива.
Определение проблем в системе подачи горючего
Неисправности по этой части тоже делают работу мототехники невозможной. Чтобы определить тип и наличие проблем, следует осмотреть свечи зажигания. Выкручивают их при полностью заглушенном двигателе. Цвет электродов и общее состояние сразу расскажут, насколько нормально функционирует мотор. Если на них много гари и копоти, то это говорит о:
- неправильном функционировании системы зажигания;
- слишком богатой горючей смеси (соотношение бензина выше, нежели воздуха);
- проникновении масла в камеру сгорания. Это бывает по причине изношенности втулок на клапанах или колец на поршнях.
Если на электроде виднеются следы сажи или имеются симптомы «холодной» свечи, то проблемы кроются в следующем:
- чрезмерно обогащённая смесь;
- слишком сильное охлаждение. Это происходит редко;
- неправильно подобранные свечи.
Если при осмотре обнаружились подгоревшие электроды, то данный эффект может быть вызван следующими проблемами в работе системы:
- неправильно подобранные свечи (модели с низким калильным числом не подходят);
- бедная горючая смесь (больше воздуха, нежели бензина);
- позднее зажигание;
- чрезмерно быстрое сгорание топлива (так проявляется детонация);
- перегрев двигателя (что тоже говорит о плохом охлаждении).
Бывает, что электроды оплавлены. Это указывает на перегрев свечей, который происходит из-за раннего зажигания.
Особенности очистки карбюратора
Неполадки в работе двигателя говорят о засорении внутри топливного узла. Карбюратор в силу специфики функций взаимодействует с разными средами: воздух, моторное масло, бензин. В их составе присутствуют пыль и различные твёрдые фракции, которые и образуют отложения на внутренних стенках корпуса топливного узла. Из-за этого механизм требует регулярной чистки, особенно если при заправке используют горючее низкого качества.
Для выполнения всех действий нужно снять топливный узел, предварительно отвинтив все болты, которыми он крепится к машине. Устанавливается он обратно только после очистки и сборки. Подробнее порядок действий описан ниже.
Важно: перед промывкой требуется снять воздушный фильтр, прополоскать его в бензине и оставить сушиться на воздухе. Следующий этап – осмотр свеч зажигания. Если на них скопился нагар, то это свидетельство просачивания масла.
После всего перечисленного выполняют ещё несколько последовательных операций:
- Снимается устройство, сливаются остатки топлива.
- Осматривается штуцер. Если он не пропускает воздух, то нужно продуть его.
- Изучается состояние, в котором пребывает поплавковая камера с язычком-регулятором. Нужно проверить количество топлива. Недопустим слой до 3,5 см.
- Снимается игла, которой настраивается малый и полный газ, чтобы полностью промыть жиклёр.
- Отвинчиваются болты, отсоединяется верхняя часть карбюратора. Дальше нужна промывка крана, через который подаётся топливо.
- Продувается воздухом жиклёр. Нельзя эту деталь, как и любую другую из карбюратора, протирать тканью. Ворс может повредить хромированное покрытие стенок корпуса.
- Тщательно просушиваются все запчасти, после чего механизм собирается и устанавливается на место.
После монтажа требуется настроить топливный узел, плавно завести двигатель. Нужно проверить функционирование силового агрегата. Если мотор работает стабильно, то чистка и регулировка были выполнены грамотно.
В целом, настройка и обслуживание карбюратора – это несложные мероприятия, их можно выполнить в домашних условиях, не обращаясь в сервис. Важно соблюдать простые правила эксплуатации, следовать рекомендациям по уходу и регулировкам от производителя, не допускать использования низкокачественного топлива. Все эти меры помогут снизить вероятность возникновения неполадок и сбоев в работе мотоблока.
Особенности регулирования на разных моделях мотоблоков
Данная техника представлена на рынке в широком ассортименте. Выбрать можно машины не только по виду мотора, но и от разных производителей. Несмотря на схожий принцип действия и эксплуатации, особенности регулирования могут отличаться у конкретных моделей техники.
Чтобы понять, какой спецификой характеризуется настройка карбюратора мотоблоков наиболее популярных марок, следует изучить нюансы регулировок на каждом:
- «Каскад».
- «Нева»: МБ-1 и МБ-2.
- «Агро».
- «МТЗ-09».
- «Пчёлка».
Обычно все особенности прописаны в инструкции, однако существуют определённые тонкости, которые нужно запомнить.
Регулировка карбюратора мотоблока
Наиболее частые причины для отладки работы – отсутствие холостого хода или повышенные обороты двигателя в этом режиме. Плановую регулировку карбюратора стоит проводить после того, как мотоблок долгое время не был задействован, или же наоборот – после длительной интенсивной работы. Также обязательно отрегулировать карбюратор сразу после его очистки и установки на мотоблоке.
Настройку карбюратора мотоблока следует проводить по такому алгоритму:
- иглу малого и максимального газа закручивают до конца, затем откручивают назад на 1,5 оборота;
- прогревают мотор (минимум 5 минут);
- запускают двигатель и оставляют работать его на самых малых оборотах;
- выставляют винтом дроссельной заслонки такие низкие обороты холостого хода, при которых мотор будет работать оптимально, бесперебойно и без шумов;
- иглой малого газа отлаживают обороты холостого хода на максимум;
- выставляют винтом дроссельной заслонки обороты холостого хода на минимум. Повторите предыдущий и этот пункт алгоритма до тех пор, пока мотор не начнет работать нормально;
- поставьте рычаг-управитель двигателя в положение «газ»;
- регулируйте иглу максимального газа до нормализации работы двигателя, если возникнут какие-либо шумы или перебои.
Для наглядности рекомендуем Вам ознакомиться с видео регулировки карбюратора модели К45-М3 на мотоблоке Беларусь МТЗ 12:
При регулировке карбюратора помните главное – у каждой модели мотоблока свои параметры оптимальной настройки! И все они указаны в инструкции производителя. Если у Вас есть хоть малейшие сомнения в том, сможете ли Вы все правильно сделать и настроить работу карбюратора – лучше сразу обратитесь к специалистам.
Рекомендации по эксплуатации
Для безотказного действия данного узла очень важно качество топлива. Нормальное функционирование механизма возможно только при использовании качественного и чистого топлива. Требуется вовремя менять фильтр, чистить отстойник.
Среди основных рекомендаций есть и ещё момент – содержание узлов и механизмов данного узла в порядке. Требуется удалять грязь, продукты горения, регулярно делать продувку воздухом, подаваемым под давлением, чтобы устранить пыль. Периодически следует снимать деталь и промывать её бензином.
Для нормальной работы карбюраторного двигателя важно, чтобы соотношение воздуха с бензином было в пределах 15:1. Однако завести остывший мотор с таким составом смеси просто не получится. Помогает в этом деле дроссельная заслонка, которая позволяет обогатить топливо путём уменьшения притока воздуха в карбюратор.
После старта двигателя и прогрева следует прикрыть дроссельную заслонку, в противном случае расход топливной смеси будет очень большим. Важно следить за чистотой воздушного фильтра. Если он засорён, то подача воздуха не будет достаточной, что спровоцирует нестабильное функционирование мотора. Двигатель не сможет набрать оптимальные обороты или вовсе откажется работать.
Обычно эксплуатационный ресурс топливного узла идентичен периоду службы мотора до капремонта. После этого времени потребуется сменить механизм или разобрать его и заменить комплектующие. Покупая новый агрегат, рекомендуется проверить его корпус на предмет отсутствия трещин и дефектов. Нужно обследовать и дроссельную заслонку. Важно, чтобы она плавно открывалась и закрывалась.
Устройство карбюратора
Карбюратор – часть топливной системы, в котором происходит смешивание жидкого топлива с воздухом, распыление горючей смеси и подача в цилиндры двигателя. От правильной работы этого узла зависит, будет ли горючая смесь в нужной степени обогащена кислородом и своевременно подана в цилиндры.
Базовыми деталями карбюратора являются:
- поршень;
- трубка Вентури;
- фитинг (соединитель);
- иглы высоких и низких оборотов.
Трубка Вентури представляет собой отверстие, с помощью которого воздух поступает в двигатель. Ее отличительной чертой является форма, похожая на песочные часы. В самой узкой часть находится затворка (в роторных моделях это цилиндр, в плунжерных – ползунок).
Иглы высоких и низких оборотов представляют собой золотники, в которых заостренная игла проходит через «гнездо». Поток топлива регулируется за счет заостренного кончика. Чем дальше игла углубляется в гнездо, тем меньше зазор и, соответственно, поток топлива.
Работает карбюратор следующим образом:
- Поршень движется вверх, выкачивая из камеры воздух.
- Новая порция воздуха подается по трубке Вентури. Воздух забирают из внешней среды.
- Одновременно в камеру подается горючее из бензобака через соединительный фитинг.
- Топливо поступает через основную иглу в трубку Вентури.
- При нажатии на рычаг газа игла низких оборотов смещается и образуется зазор, что обеспечивает топливу доступ в камеру. После этого происходит смешение воздуха и горючего в топливную смесь, которая, в свою очередь, поступает в цилиндры двигателя, где происходит взрыв.
- Далее поток горючего контролируется положением основной иглы.
Устройство карбюратора мотоблока
Чтобы правильно отрегулировать или очистить карбюратор на мотоблоке, сперва следует сказать несколько слов о его строении.
Как известно, карбюратор в мотоблоке является некой частью топливной системы и выполняет функцию распыления горючего, обогащенного в нужной степени кислородом. В основном, современные мотоблоки работают на бензиновом двигателе (хотя есть альтернативные варианты − дизельные и электрические).
Внешне карбюратор для мотоблока выглядит так:
Уход за карбюратором, когда мотоблок длительно не использовался
После долговременного простоя техника нуждается в подготовке к эксплуатации. За период покоя внутри корпуса мог образоваться конденсат, а детали из металла наверняка окислились и кое-где начали ржаветь. Даже на поверхностях латунных комплектующих или медных часто образуется налёт.
Минимальные действия, которые необходимо выполнить, сводятся к демонтажу и элементарной чистке. Однако лучше деталь частично разобрать, промыть бензином или керосином, удалить ржавчину и продуть воздухом, подаваемым под давлением.
После этих операций можно устанавливать всё обратно на мотоблок и приступать к регулировке.
Заключение
Чистка, настройка и ремонт карбюратора мотоблока – операции, которые следует освоить каждому владельцу садовой техники, особенно живущему далеко от профессионального сервиса. Немного аккуратности, внимательность, точное следование инструкциям – и устройство будет работать четко, без перебоев и лишнего шума.