КПП трактора МТЗ-80 создана для изменения передаточных чисел системы трансмиссии трактора МТЗ-80 и включения заднего хода. Этим достигаются разные значения скорости движения трактора МТЗ-80. Привод ПВМ и ВОМ тракторов МТЗ-82/82Л приводится в действие, так же коробкой перемены передач. КПП 9-ступенчатая и имеет диапазонов два с понижающим редуктором. Вперед имеется 18 переключений скоростей. А так же четыре задних скоростей. Можно поставить Ходоуменьшитель. Немногие МТЗ выпуска после 1985 года оснащаются гидроуправляемой КПП.
В корпусе коробки перемены передач МТЗ расположены на одной оси первичный вал и вторичный вал. Параллельно им стоит промежуточный вал и вал первой передачи и заднего хода. Первичный вал стоит на 2-х подшипниках. Первый подшипник закреплен в стакане корпуса. Второй подшипник в расточке переднего торца вторичного вала. В шлицах первичного вала стоит ведомая шестерня понижающего редуктора и двигающиеся ведущие шестерни третей передачи и четвертой и пятой передач. На шлицах полого, промежуточного вала КПП трактора МТЗ-80 намертво закреплены следующие ведомые шестерни: шестерня ведомая четвертой передачи; шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода и шестерня ведомая третей передачи.
К ступице шестерни ведомая третей передачи прикреплена шестерня промежуточная. Она постоянно зацеплена с шестерней скользящей третей передачи, она может понизить передачу, посредством коробки перемены передач. На шлицах промежуточного вала КПП (на задней стороне) скользящим способом стоит ведущая шестерня первой ступени редуктора. Вал промежуточный вращается в шарикоподшипнике и втулке бронзовой. Втулка крепится в ведущей шестерни второй ступени редуктора. Шестерня ведущая второй ступени редуктора, стоит в специальном стакане на 2-х подшипниках роликового типа, имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, в добавок к этому в заднем конце имеются кулачки для привода вала отбора мощности, синхронного типа, заднего. Внутри шестерни на штифтах вмонтировано гнездо внутреннего вала, в гнездо впрессовано бронзовая втулка. Втулка служит опорой внутреннего вала. Сверху на шестерне ведущая второй ступени редуктора имеется крыльчатка. Крыльчатка предназначена для кардинального улучшения смазывания шестерен главной передачи и дифференциала КПП трактора МТЗ-80. Крыльчатка при вращении распыляет капли масла, создавая этакий масляный душ, который орошает движущиеся части КПП МТЗ-80. Вал вторичный коробки передач на одном торце имеет наружный и внутренний венчики. Венцы и вал являются одним целым. Вторичный вал крепится в 2-х конических подшипниках (роликового типа). Вторичный вал коробки перемены передач трактора МТЗ-80 имеет шлицы, на которых неподвижно надеты две шестерни: ведомая шестерня II ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи (закреплена с конца гайкой).
Когда шестерня ведущая первой ступени редуктора зацеплена с наружным венцом вторичного вала работает первая ступень редуктора. При первой ступени можно переключать скорости между первой, третей, четвертой и пятой передачами переднего хода и первую скорость заднего хода. Вторая ступень редуктора поддерживает все остальные скорости КПП МТЗ-80. Двигая ведущую шестерню первой ступени редуктора назад, до позиции зацепления с внутренним венцом шестерни ведущей второй ступени редуктора, включается вторая ступень редуктора. При включении первой (или второй) ступени редуктора блок шестерен (шестерня скользящая четвертой и пятой передач) скользит вперед и задействует пятую скорость (или восьмую), если скользит в обратную сторону, то четвертую скорость (или седьмую). Шестерня скользящая третей передачи при скольжении вперед аналогично включает третью (или шестую) передачи, а при передвижении назад сцепляется с зубьями внутреннего венца вторичного вала, включая прямую (девятую) передачу. Вал первой скорости и заднего хода имеет привод через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода. В то же время шестерня ведомая включения ходоуменьшителя сцеплена с внутренним шлицевым венцом шестерни ведомой первой скорости и заднего хода и заодно с валом первой скорости и заднего хода.
Передвигая скользящую шестерню пониженных передач и заднего хода КПП трактора МТЗ-80 назад, задействуется первая (или вторая) передача, при скольжении вперед — скорости заднего хода (через шестерню скользящую первой передачи и заднего хода; шестерню промежуточную заднего хода и шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода на промежуточный вал). Шестерня промежуточная заднего хода оборачивается на неподвижной оси промежуточной шестерни и постоянно сцеплена с маленьким венцом шестерни ведомой пятой передачи и заднего хода.
При работе коробки перемены передач трактора МТЗ-80 с работающим ходоуменьшителем, вращение передается от шестерни промежуточной на шестерню ведомую первой передачи и заднего хода, которая закреплена на валу первой передачи и заднего хода. При монтировании ходоуменьшителя специальное пружинное кольцо передвигают до упора в буртик вала, а шестерня ведомая включения ходоуменьшителя рычагом переключения передач выведена из зацепления с шестерней ведомой первой скорости и заднего хода.
Спереди корпуса КПП трактора МТЗ-80 на одной оси с промежуточным валом вмонтировано гнездо внутреннего вала переднее с передним подшипник внутреннего вала. А снаружи подшипники промежуточной шестерни редуктора. С двух сторон корпус КПП трактора МТЗ-80 имеет лючки, заглушенные заглушками. Лючки необходимы для осмотра частей КПП и монтирования на трактор бокового вала отбора мощностей (ВОМ), ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.
Самостоятельная разборка коробки переключения передач трактора МТЗ-80/82 «Беларус» позволит устранить такие распространенные неисправности, как проблема с включением скоростей и посторонние звуки во время движения. В зависимости от результатов диагностики может потребоваться замена вилок, шестерен, подшипников или других деталей. Некоторые виды ремонта требуют замены масла в коробке.
коробка передач МТЗ 80(82)
- Как собирают КПП мотоблока МТЗ
- Возможные неисправности КПП МТЗ
- Выбивание скорости
- Невозможность или плохое включение передачи
- Гул и скрежет при работе коробки передач
- Поломка механизма переключения КПП
- Как разобрать коробку МТЗ-80
- Разборка рычага КПП МТЗ-80
- Порядок разборки
- Дефектовка деталей КПП
- Коробка МТЗ-80 схема сборки
- Тип, размеры, номера подшипников
- Порядок сборки пошагово
- Регулировки при сборке
- Вал первой передачи и заднего хода КПП трактора МТЗ-80
- Вал промежуточный КПП трактора МТЗ-80
- Редуктор КПП трактора МТЗ-80
- Вал первичный и вал вторичный КПП трактора МТЗ-80
Как собирают КПП мотоблока МТЗ
В отличие от тракторной, коробка переключения передач колесного мотоблока имеет менее сложное устройство. Основные отличия трансмиссии мотоблока:
Для самостоятельной сборки КПП мотоблока потребуется схема и инструкция. Следует соблюдать последовательность, обратную шагам, совершенным при демонтаже агрегата.
Возможные неисправности КПП МТЗ
Проблемы при трогании с места и с рулевым управлением в движении, связанные с поломкой коробки передач, можно разделить на две группы:
Первая ступень редуктора, обеспечивающая удвоение доступных скоростей, усложняет конструкцию коробки. Внешне сходные симптомы могут быть вызваны поломкой различных деталей внутри агрегата, поставить точный диагноз можно после частичного или полного демонтажа КПП. Проблемы с КПП одинаковы для МТЗ-80 с одной ведущей осью и МТЗ-82 с двумя осями.
Выбивание скорости
Отключение передачи во время движения может быть вызвано проблемами с вилками переключения, пружинами-фиксаторами, валами или подшипниками. При некорректном сцеплении шестерен возможно возвращение рычага в нейтральное положение.
Невозможность или плохое включение передачи
Проблема с включением скоростей может быть вызвана теми же причинами, что и их самопроизвольное выключение или переключение, т.е. c дефектами вилок или фиксирующих пружин. Расстояние между планками переключения передач не должно быть более 1,6 мм. Второй источник проблем с включением скоростей — неисправность механизма сцепления. Трактор может глохнуть при трогании из-за дефектов в системе управления подачей топлива.
Гул и скрежет при работе коробки передач
Посторонние звуки при работающей КПП могут быть 2 типов:
Наличие постоянных шумов свидетельствует об износе креплений валов. Если проблему не устранить, вал может сорваться с крепления и заклинить трансмиссию. Другим источником постоянного шума может быть износ подшипников. Причиной одновременного возникновения шума и свободного хода рычага управления понижающим редуктором может быть износ вилки. Нехарактерные звуки в редукторе конечной передачи могут свидетельствовать о неисправности переднего моста.
Поломка механизма переключения КПП
Неисправность узла переключения скоростей может выражаться в люфте, при котором невозможно установить рычаг в нужное положение. Причинами могут быть:
При наличии следов износа на наконечнике рычага переключения коробки МТЗ он подлежит замене.
Деформация растяжения и сжатия пружины.
Как разобрать коробку МТЗ-80
В зависимости от внешних признаков неисправности коробка передач должна быть разобрана частично либо полностью демонтирована. Последовательность действий по полному демонтажу КПП МТЗ в схеме ремонта, описанной в инструкции к трактору, предусматривает следующие шаги:
При обнаружении ряда неполадок трансмиссии можно произвести разборку без полного демонтажа, такой метод предусмотрен при нечетком переключении передач, когда на первом этапе достаточно демонтировать ручку управления трансмиссией и проверить состояние блока.
Разборка рычага КПП МТЗ-80
Проверить пригодность ручки переключения к дальнейшей эксплуатации можно, не демонтируя коробку переключения скоростей, для чего нужно выполнить последовательные действия:
Такой ремонт позволяет устранить только часть возможных проблем, связанных с плохим включением и переключением передач. Для полноценной ревизии агрегата требуется полная разборка коробки передач.
Порядок разборки
Помимо ключей и отверток, для снятия механизма переключения скоростей трактора требуется следующая арматура:
После отсоединения узла от корпуса и демонтажа блока вилок следует:
После извлечения валов из коробки передач следует демонтировать с них шестерни и разобрать остальные детали, извлеченные целиком.
Дефектовка деталей КПП
После полной разборки трансмиссии необходимо визуально осмотреть все составляющие элементы и принять решение об их пригодности для дальнейшего использования. Для того чтобы не пропустить дефекты металла, комплектующие перед осмотром рекомендуется промыть в керосине или дизельном топливе и просушить.
Рекомендации по отбраковке элементов коробки:
Приступать к монтажу КПП можно только после проверки всех деталей и получения новых для замены непригодных к эксплуатации.
Коробка МТЗ-80 схема сборки
Для исключения проблем при сборке коробки тракторов семейства МТЗ-80/82 ее разбирают в последовательности, которая при выполнении в обратном порядке позволит без проблем получить технически сложный агрегат. После отбраковки непригодных деталей и получения новых следует проверить, все ли втулки, шестерни и другие детали соответствуют нормативным габаритам, указанным производителем.
Тип, размеры, номера подшипников
В трансмиссии тракторов МТЗ используется несколько десятков типоразмеров этих компонентов. Большинство из них относится к шариковым однорядным либо игольчатым. Самые ходовые размеры применяются и в других узлах сельскохозяйственной и дорожной техники.
В таблице указана номенклатура распространенных подшипников, используемых при сборке КПП.
РазмерАртикул производителяНазначение в коробке передач
40х80х18208опоры валов отбора мощности, вал 1 передачи, первичный вал
45х85х19209задний вал отбора мощности
50х90х20210ВОМ, первичный вал
30х72х19306входит в раздаточную коробку
40х90х2350308вал 1 передачи и заднего хода
Для большинства комплектующих, применяемых в России и Беларуси можно подобрать импортные, чаще всего китайские, аналоги похожих типоразмеров.
Порядок сборки пошагово
При сборке необходимо соблюдать следующие правила:
Необходимо соблюдать рекомендации производителя по усилиям, прилагаемым к затяжке крепежа.
Пошаговый порядок монтажа:
Регулировки при сборке
При монтаже отремонтированной коробки передач необходимо соблюдать следующие параметры:
Нормативные документы для данного типа транспортных средств определяют допустимые размеры диаметров деталей (в мм), которые следует контролировать при сборке КПП:
Дополнительно рекомендуется проверять толщину щек вилок переключения передач, которые должны быть не менее 8,2 мм, и ряд других параметров.
Для проверки выполнения стандартов применяют несложные приборы. Осевой зазор проверяют индикатором, ножку которого упирают в торец зуба шестеренки, после чего монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом и радиальном направлениях.
Данный параметр важен для контроля высоты ведущей шестерни главной передачи, которая должна попадать в диапазон 57,85-58,15 мм.
Нормы затяжки резьбовых соединений для механической коробки:
После завершения сборки и запуска двигателя следует проверить корректность переключения передач и другие параметры работы трансмиссии. Если при эксплуатации трактора применяется механизм задней навески, следует дополнительно проверить работу валов отбора мощности.
Вал первой передачи и заднего хода КПП трактора МТЗ-80
1
70-1701082
Шестерня заднего хода промежуточная
2
Подшипник ЗКК 30-35-46Е
3
50-1701434А
Ось КПП МТЗ-80
5
Шайба 10 ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70
6
Болт М10-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
8
Подшипник 208 ГОСТ 8338-75
9
Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68
10
70-1701072
Шестерня включения ходоуменьшителя I
11
70-1701224
Шестерня привода ходоуменьшителя
13
70-1701382
Вал первой первой и заднего хода
16
50-701212-А
Шестерня первой первой и заднего хода
17
Подшипник 50308 ГОСТ 2893-73
18
Кольцо КСП-90 ГОСТ 2893-73
Вал промежуточный КПП трактора МТЗ-80
1
50-1701181
Гайка вала
2
Подшипник 60210 ГОСТ 7242-70
3
50-1701184
Гнездо подшипника
4
50-1701218
Шестерня пятой передачи и заднего хода
5
50-1701216
Шестерня четвертой передачи
6
50-1701182
Вал промежуточный
7
50-1701214
Шестерня третей передачи
8
Подшипник ЗКК 72-82-45Е
9
Ф50-1701056-Б
Шестерня промежуточная
10
50-1701183
Шайба упорная
11
50-1701187
Упор промежуточного вала
12
70-1701196
Шестерня первой ступени редуктора
13
50-1701185
Вал внутренний
14
Кольцо 2В75 ГОСТ 13940-68
15
50-1701401
Крыльчатка промежуточного вала
16
Кольцо 2В115 ГОСТ 13941-68
17
Подшипник 12115КМ ГОСТ 8328-75
18
Штифт 5С3х10 ГОСТ 3128-70
20
50-1701198-А
Шестерня второй ступени редуктора
23
Шайба 12 ОТ.65Г.06 ГОСТ 6402-70
24
Болт М12-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
Редуктор КПП трактора МТЗ-80
1
Кольцо К-2в80 ГОСТ 13941-68
2
Подшипник 307К1 ГОСТ 8338-75
3
Штифт пружинный 8х45 ГОСТ 14229-69
4
Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
5
Болт М8-6gx16.88.35.019 ГОСТ 7796-70
6
Кольцо 2В60 ГОСТ 13940-68 КПП МТЗ
7
Подшипник 212 ГОСТ 8338-75
8
70-1721318
Шайба маслоотражательная МТЗ-80
9
Кольцо 2В110 ГОСТ 13941-68
10
70-1721041
Шестерня редуктора
11
70-1701186
Гнездо подшипника редуктора
Вал первичный и вал вторичный КПП трактора МТЗ-80
1
Кольцо 2В60 ГОСТ 13940-68
2
70-1721025
Шестерня понижающего редуктора
3
50-1701034
Стакан подшипника первичного вала
4
48-1701032-А
Вал первичный
5
Кольцо 2В90 ГОСТ 13940-68
6
Подшипник 210 ГОСТ 8338-75
8
50-1701048-А
Шестерня четвертой и пятой передач
9
50-1701045
Шестерня третей передачи
10
Подшипник 208 ГОСТ 8338-75
12
Подшипник 67512К1 ГОСТ 3169-71
13
50-1701312
Втулка распорная
14
50-1701314
Шестерня второй ступени редуктора
15
50-1701255
Стакан вторичного вала
16
Подшипник 7610А ГОСТ 333-71
17
50-1701105-б
Шестерня главной передачи
18
50-1701253
Гайка М36х1,5
19
Шплинт 5х45-001 ГОСТ 397-66
21
Болт М12-6×35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
22
Шайба 12 ОТ ОСТ 37.001.115-75
23
50-1701259
Прокладка регулировочная 0,5 мм
24
50-170258
Прокладка регулировочная 0,2 мм
25
Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75
26
Болт М10-6х25.88.35.019 ГОСТ 7796-70