Основные узлы и детали ТНВД УТН-5 (топливный насос высокого давления) двигателя Д-240 МТЗ 80, 82 это корпус насоса, плунжерные пары, кулачковый вал, клапана, регулятор. Неисправность или неправильная работа этих узлов приводит к неустойчивой работе двигателя, двигатель троит (работают не все цилиндры), двигатель глохнет, плохо набирает обороты или не набирает вообще. Все эти моменты нужно устранять т.к. это может привести к поломке самого двигателя, а это уже дорогостоящий ремонт. Поэтому своевременное обслуживание и регулировку необходимо проводить в сроки указанные в руководстве по эксплуатации.СодержаниеПеред началом регулировки
Первое в чем мы должны убедиться - это то, что причина вышеуказанных неисправностей действительно из-за насоса. Потому что отрегулировав насос и не получив должного результата, вы будете разочарованы, а возможно и растеряетесь, что же делать дальше. Убедитесь в исправности топливоподкачивающего насоса, исправности форсунок, топливный фильтр должен быть чистым, не должно быть подтеканий топлива.Процесс регулировки ТНВД
Убедившись в исправности всех узлов указанных в пункте переходим к регулировке самого насоса. Поскольку наша стать называется "самостоятельная регулировка", то регулировать насос мы будем, не снимая его с двигателя.
рис.1
Особенность регулировки такого насоса в том, что регулировочные болты находятся на корпусе регулятора и внутри самого насоса. Болтом-23 (рис.1) регулируются максимальные обороты двигателя. Закручивая и выкручивая, его вы соответственно увеличиваете или уменьшаете их. Холостые обороты двигателя регулируются путем увеличения или уменьшения подачи топлива за один ход плунжера на форсунки. Регулировка проводится с помощью болта номинала-17 (рис.1). При закручивании болта количество топлива увеличивается, а при выкручивании уменьшается, соответственно обороты двигателя увеличиваются или уменьшаются. Холостые обороты двигателя должны быть минимальными, но устойчивыми. Регулируется так же равномерность подачи топлива каждой секции.Равномерность подачи регулируется путем проворачивания гильзы плунжерной пары-11 (рис.2). Такая регулировка проводится на специальных стендах. Это одна из главных характеристик насоса. Равномерность подачи можно отрегулировать и самостоятельно. Для этого нужна мерная емкость с как можно меньшей ценой деления (для более точных данных), хорошо заряженный аккумулятор, помощник. Выкручиваем все форсунки, что бы ни завелся двигатель (и аккумулятору будет легче). Подсоединяем форсунку к первой секции насоса. Вставляем ее в мерную емкость так, чтобы как можно меньше топлива ушло за ее пределы (лучше чтобы вообще не ушло). Проворачиваем двигатель аккумулятором и считаем количество впрысков, которое сделала форсунка (чем больше, тем лучше будет видна разница). Проделываем эту операцию с каждой секцией. Разница между секциями не должна превышать 6%. Если согласно измерениям разница больше, то проводим регулировку соответствующей секции. Снимаем боковую крышку насоса. Отпускаем стяжной винт-15 (рис.2) и очень аккуратно проворачиваем поворотную гильзу, наставив на нее отвертку и потихоньку постукивая по ней. В зависимости от того что нам надо увеличить или уменьшить количество топлива, то соответственно проворачивая гильзу влево мы увеличиваем количество, проворачивая вправо уменьшаем. Затягиваем стяжной винт-15 (рис.2). После этого опять проверяем с помощью мерной емкости. Регулируем пока не добьемся нужного показателя. Мы всего лишь заменили стенд нашим двигателем, поскольку он имитирует двигатель, просто на нем приборов больше. Но если нет доступа к такому стенду, то такой способ его эффективно заменит. Необходимо также проверить угол начала впрыска топлива с помощью момент скопа. Не пугайтесь его легко сделать самому. Берете кусок топливной трубки с гайкой на одном конце (что бы прикрутить к секции насоса), надеваете на нее кусок прозрачной шлангочки-моментоскоп готов. Подсоединяем его к первой секции насоса. Проворачиваем двигатель по ходу его вращения пока в шлангочке не появится топливо. Проворачиваем дальше до тех пор, пока топливо перестанет подниматься. На корпусе маховика есть установочный болт, а на самом маховике отверстие (метка). Выворачиваем болт и смотрим, чтобы отверстие от болта совпадало с отверстием маховика. Подрегулировать это параметр можно болтом толкателя-5 (рис.1). Для уменьшения угла выкручиваем болт, для увеличения закручиваем. Не забываем его фиксировать контргайкой.
Неисправности ТНВД на МТЗ и их причины
Одна из основных неисправностей ТНВД МТЗ - это износ плунжерной пары. Вследствие трения срабатываются рабочие поверхности плунжера и втулки. Такой износ происходит из-за мелких твердых частиц, которые находятся в топливе. К повышенному износу так же приводит наличие большого количества серы в топливе. Изношенные плунжерные пары заменяют на новые или реставрируют. Своевременно меняйте фильтра. Вся топливная система, особенно ТНВД, очень боится наличия воды в топливе. В плунжерных парах из-за этого возникают гидроудары, что приводит к разрушению деталей насоса. Это основные неисправности и их причины.Обслуживание ТНВД МТЗ
Все обслуживание сводится к своевременной замене или долива масла в насос. На более новых модификациях смазка насосов централизованная. Тут нужно следить за маслом в двигателе.
Топливные баки, трубопроводы и топливная аппаратура двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Топливные баки двигателя Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
Сборочные единицы и детали топливных баков
двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
0 — 70-1101005 Баки
0 — 11.113-100 Шарик ГОСТ 5722-81
1 — 70-1101020 Бак
2 — 70-1101070 Хомут
3 — 70-1101035-Б Рукав
4 — ХС-66 Хомут
5 — 70-1101010 Бак
6 — Винт М5-6gх10.58.019 ГОСТ 17473-72
7 — 80-1101067 Шайба
8 — БМ161-А-Б Бензомер
9 — 200С-3806026 Прокладка
10 — 80-1101250-Б Кронштейн правый
11 — Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70
12 — Шайба 10ОТ ГОСТ 6402-70
13 — Гайка М10.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
14 — 80-1101012-Б Прокладка
15 — ПР-36-01 Прокладка
16 — 85-1101002-02 Трубка
17 — 50-1101081-Б Штуцер
18 — КР-25 Кран
19 — 70-1101042 Скоба
20 — 50-1111102-01 Прокладка
21 — 70-1101345-Б1 Трубопровод
22 — Шайба 12 ОТ ГОСТ 6402-70
23 — Болт М12-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70
24 — 80-1101280-Б Кронштейн левый
25 — 82-1101040 Фильтр
26 — 36-1101070 Цепочка
27 — 82-1103010 Пробка
28 — 36-1104787 Болт
29 — 36-1104788 Прокладка
30 — 70-1104180 Трубка
70-1101005, 11.113-100, 70-1101020, 70-1101070, 70-1101035-Б,
70-1101010, 80-1101067, 80-1101250-Б, 80-1101012-Б, 85-1101002-02,
50-1101081-Б, 70-1101042, 50-1111102-01, 70-1101345-Б1,
80-1101280-Б, 82-1101040, 36-1101070, 82-1103010, 36-1104787,
36-1104788, 70-1104180
Топливные трубопроводы и топливная
аппаратура двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Комплектующие детали и запчасти топливных трубопроводов и топливной
аппаратуры двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
0 — 4УТНМ-1111005-01 Топливный насос ТНВД
0 — 240-1104300 Трубка топливная
0 — 240-1104115 Угольник с гайкой в сборе
1 — 240-1104300-01 Трубка первая
2 — 240-1104300-02 Трубка вторая
3 — 240-1104300-03 Трубка третья
4 — 240-1104300-04 Трубка четвертая
5 — 240-1111115-А-01 Кронштейн
6 — 240-1111106 Колодка
7 — Шайба 6 ГОСТ 6402-70
8 — Гайка М6.6.019 ГОСТ 5915-70
9 — 240-1117010-А-01 Фильтр топливный
10 — 36-1104787 Болт
11 — 240-1104320-А2-04 Трубопровод
12 — 240-1111114 Колодка
13 — 240-1111112 Штуцер
14 — 36-1104788 Прокладка
15 — 36-1104788-01 Прокладка
16 — 11-1112010-02 Форсунка
17 — Болт М10-6gх35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
18 — 240-1111125-А-01 Кронштейн
19 — 11-1112208 Прокладка
20 — 240-1111036-А-01 Кольцо защитное
21 — 50-1111104 Хомутик
22 — 50-1111102-01 Прокладка
23 — Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70
24 — Шайба 10 ГОСТ 6402-70
25 — А23.30.000-01 Фильтр-отстойник
26 — Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70
27 — Шайба 10 ГОСТ 11371-78
28 — 50-1111101-Б Хомутик
29 — 240-1104160 Трубка
30 — 240-1104119 Гайка
31 — 240-1104118 Угольник
32 — Д18-055-А Кольцо
33 — Д-18-055-А-01 Кольцо
34 — 240-1111103-А-01 Болт
35 — 4УТНМ-1111005-01 ТНВД Насос топливный
36 — Болт М10-6gх120.88.35.019 ГОСТ 7795-70
37 — 240-1104160-02 Трубка
38 — 240-1111105 Колодка
4УТНМ-1111005-01, 240-1104300, 240-1104115, 240-1104300-01,
240-1104300-02, 240-1104300-03, 240-1104300-04, 240-1111115-А-01,
240-1111106, 240-1117010-А-01, 36-1104787, 240-1104320-А2-04,
240-1111114, 240-1111112, 36-1104788, 36-1104788-01, 11-1112010-02,
240-1111125-А-01, 11-1112208, 240-
1111036-А-01, 50-1111104, 50-1111102-01, А23.30.000-01,
50-1111101-Б, 240-1104160, 240-1104119, 240-1104118,
240-1111103-А-01, ТНВД 4УТНМ-1111005-01, 240-1104160-02, 240-1111105
Топливо в цилиндры дизеля Д-240/243 трактора
МТЗ-80/82 подается в точно отмеренных количествах (в зависимости от
нагрузки дизеля), в строго определенные моменты времени и под
большим давлением, обеспечивающим мелкое его распыливание в среде
сжатого и нагревшегося воздуха. Заливают топливо в горловину
топливного бака, внутри которой находится сетчатый фильтр.
Из бака топливо самотеком перетекает по топливопроводу к фильтру
грубой очистки, где очищается от крупных механических примесей.
Отсюда предварительно очищенное топливо поступает в подкачивающий
насос, который укреплен на топливном насосе и приводится в движение
его кулачковым валиком.
На корпусе подкачивающего насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80/82
установлен ручной насос, при помощи которого перед пуском систему
заполняют топливом и удаляют из нее воздух.
Подкачивающий насос нагнетает топливо в
фильтр тонкой очистки, где топливо освобождается от мелких примесей.
Затем топливо поступает в топливный насос, который под большим
давлением нагнетает его в форсунки. В определенные моменты времени
форсунка впрыскивает топливо в камеру сгорания.
Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и корпусом
распылителя, отводится от форсунки в топливный бак по сливному
трубопроводу, соединяющему все четыре форсунки. Продукты сгорания
удаляются из цилиндра по выпускному коллектору, пропускаются через
глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Впускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 представляет собой
воздухопровод, состоящий из трех частей: воздухоподводящей трубы,
переходного патрубка и собственно коллектора, соединенных болтами.
В переходном патрубке смонтирован механизм
аварийного останова дизеля. Управление заслонкой этого механизма
дистанционное, при помощи наружного рычага, троса и возвратной
пружины.
На впускном коллекторе установлен электрофакельный подогреватель,
который подогревает воздух, поступающий в цилиндры, и тем самым
существенно облегчает запуск дизеля в холодное время года.
Выпускной коллектор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 выполнен в виде
чугунной отливки с тремя фланцевыми патрубками, соединенными с
выпускными каналами головки блока цилиндров.
В местах соединения между фланцами и
привалочной плоскостью головки установлены прокладки из
железоасбестового полотна. Коллектор при помощи шпилек и гаек
прикреплен к фрезерованной плоскости с правой стороны головки блока
цилиндров.
На другом конце выпускного коллектора предусмотрен фланец для
установки переходника. На обработанную цилиндрическую поверхность
переходника устанавливается и укрепляется хомутом глушитель.
Детали и
узлы дизельных двигателей Д-240/243
Трансмиссия
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (сцепление, КПП, мосты)
Рулевое
управление и тормозная система трактора МТЗ-80/82
Ходовая
часть трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Гидравлическое оборудование трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Электрооборудование и кабина трактора МТЗ-80, МТЗ-82
________________________________________________________________________
Система питания двигателя Д-243
Система питания топливом двигателя Д-243, в
соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок,
трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя,
впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и
тонкой очистки, топливного бака, устанавливаемого на тракторе
МТЗ-82.
Рис. 1 — Схема питания топливом двигателя Д-243 трактора
МТЗ-82
1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубки
топливные; 4 — топливный насос; 5 — трубка топливная высокого
давления; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — воздухоочиститель;
8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — электрофакельный
подогреватель; 10 — впускной коллектор; 11 — глушитель; 12 —
выпускной коллектор; 13 — форсунка.
Топливный насос высокого давления ТНВД Д-243
На дизель Д-243 и его модификации устанавливается топливный насос
высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от
коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни. Топливные
насосы Д-243 трактора МТЗ-82 имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос
поршневого типа, два рычага управления.
В регуляторе ТНВД
размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель
топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т,
кроме того, есть пневматический ограничитель дымления
(пневмокорректор).
Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и
приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных
насосов высокого давления двигателя Д-243 смазываются проточным
маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через
специальное отверстие во фланце.
Слив масла из корпуса насоса в
картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце.
При установке на дизель нового или отремонтированного насоса
необходимо залить в него 200…250 см3 масла, применяемого для
смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.
Проверка ТНВД Д-243 4УТНИ и 4УТНИ-Т
Проверку производите через 2000 часов работы дизеля Д-243.
Регулировка ТНВД Д-243 трактора
МТЗ-82
1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а — винт регулировочный
минимального холостого хода; 2 — болт номинала (упор); 3 — венец
зубчатый; 4 — винт стяжной; 5 — втулка поворотная; 6 —
регулировочный болт толкателя с контргайкой.
Регулировку скоростного режима ТНВД Д-243 проводите регулировочным
винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с
рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления
подачей топлива. Регулировочный винт фиксируется контргайкой и
пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт
регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения —
вверните его.
Часовую производительность топливного насоса
высокого давления ТНВД Д-243 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2,
ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком
1(а). При вворачивании болта производительность насоса
увеличивается, при выворачивании — уменьшается. Для регулировки
частоты вращения минимального холостого хода используйте винт
регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).
При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода
увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность
каждой секции топливного насоса ТНВД 4УТНИ регулируйте перемещением
поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца
зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте
стяжном 4.
При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией
увеличивается, при повороте втулки вправо — уменьшается. Регулировку
угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом
толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается,
при выворачивании — увеличивается.
Форсунка Д-243
Форсунка двигателя Д-243 трактора МТЗ-82 предназначена для впрыскивания топлива в
цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и
ограничивает начало и конец подачи. На дизелях применяется форсунка
с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО
«АЗПИ»). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет
маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на
корпус распылителя.
Топливные фильтры двигателя Д-243
Фильтр грубой очистки топлива дизеля Д-243 служит для
предварительной очистки топлива от механических примесей и воды.
Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой,
рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра
производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое
пробкой.
Фильтр тонкой очистки топлива двигателя Д-243 служит для
окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный
бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного
фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней
части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива
отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра
расположена специальная пробка.
Воздухоочиститель и впускной тракт двигателя Д-243.
Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры
воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая
центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым
фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих
элемента из капроновой щетины разного диаметра.
На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе
устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для
подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска
дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.
Турбокомпрессор двигателя Д-243. Принцип работы турбокомпрессора
заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под
давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы
турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого
через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в
цилиндры двигателя.
Обслуживание системы питания Д-243 трактора МТЗ-82
Проверка и регулировка установочного угла
опережения впрыска топлива
При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при
замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через
2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный
угол опережения впрыска топлива на дизеле.
Проверку угла опережения впрыска топлива
для двигателя трактора МТЗ-82 производите в следующей
последовательности:
— установите рычаг управления регулятором в положение,
соответствующее максимальной подаче топлива;
— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции
насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла
опережения впрыска топлива (моментоскоп);
— проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до
появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков
воздуха;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
— поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой
стрелки) на 30-40°;
— медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите
за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива
прекратите вращение коленчатого вала;
— выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и
вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик,
при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это
значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение,
соответствующее: — 20° до ВМТ.
Привод топливного насоса ТНВД Д-243 трактора МТЗ-82
1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 –
фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса
Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен —
произведите регулировку, для чего проделайте следующее:
— снимите крышку люка 1;
— вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов,
поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;
— отпустите на 1…1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода
топливного насоса 6;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно
в ней имеется;
— при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного
насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на
торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до
заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;
— установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой
стрелки) в пределах пазов положение;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки;
— медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до
момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
— в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите
вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;
— произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;
— отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого
давления и крышку люка.
— заверните в отверстие заднего листа фиксатор.
Проверка форсунок Д-243 на давление начала впрыска и качества
распыла топлива
Проверку форсунок двигателя Д-243 производите через 2000 часов
работы. Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в
виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно
вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.
Начало и конец впрыска
должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не
допускается.
Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту.
Отрегулируйте форсунки Д-243 на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.
В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от
нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите
контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт
(ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя
и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к
поломке штифтов, центрирующих распылитель.
Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243 от нагара деревянным
скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для
очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной
диаметром 0,3 мм. Если отверстия не прочищаются, положите
распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова
прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в
дизельном топливе.
Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо
заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку
расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном
топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке.
Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.
Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и
наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель Д-243.
Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема.
Окончательный момент затяжки 20…25 Нм.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1
- Трактор МТЗ-1221
- Трактор МТЗ-92П / 892
- Трактор МТЗ-320
- Запчасти МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1
- Трактор ЮМЗ
- Трактор Т-40
- Трактор Т-25
- Трактор Т-130
- Трактор Т-150
- Бульдозер Т-170
- Дизель Д-240 ММЗ
- Дизель Д-243 ММЗ
- Дизель Д-245 ММЗ
- Дизель Д-260 ММЗ
- Дизель Д-144
- Каталог запчастей МТЗ-80/82
- Каталог запчастей МТЗ-1221
- Сельскохозяйственная техника
- Мотоблоки и культиваторы
________________________________________________________________________
Топливная система двигателя Д-245
Топливная система (система питания) Д-245, в
соответствии с комплектацией дизелей, состоит из топливного насоса,
форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого
давления, впускного коллектора, выпускного коллектора,
турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой
очистки топлива, воздухоочистителя, топливного бака, охладителя
надувочного воздуха, глушителя. В схеме топливной системы Д-245
(рис.1) МТЗ-892, МТЗ-92П указано средство облегчения пуска дизеля в условиях низких
температур окружающей среды — свеча накаливания.
Рис.1 – Схема системы питания
(топливная система) Д-245
1 — топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3- трубки
топливные низкого давления; 4 – топливный насос высокого давления; 5
– топливоподкачивающий насос; 6 – трубки топливные высокого
давления; 7 — фильтр тонкой очистки топлива (неразборный); 8 –
воздухоочиститель; 9 — фильтр тонкой очистки топлива (со сменным
фильтрующим элементом); 10 – свеча накаливания; 11 – впускной
коллектор; 12 – выпускной коллектор; 13 – глушитель; 14 – форсунка;
15 – трубка отвода топлива в бак; 16 — головка цилиндров; 17 –
турбокомпрессор; 18 – трубка пневмокорректора; 19 – охладитель
надувочного воздуха.
Топливный насос высокого давления ТНВД Д-245
На двигателях МТЗ-892, МТЗ-92П устанавливаются топливные насосы высокого давления
ТНВД-773. Топливный насос высокого давления (ТНВД) Д-245
представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех
насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров
и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.
Для проверки давления открытия нагнетательных клапанов подайте в
головку ТНВД Д-245 топливо и, постепенно увеличивая давление,
наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из
сливных трубок. Если это значение не укладывается в пределы
0,04…0,08 МПа, замените нагнетательный клапан или его пружину.
Для регулировки угла начала подачи топлива ТНВД 773 МТЗ-892, МТЗ-92П необходимо
вывернуть штуцер нагнетательного клапана, вынуть его из седла и
установить специальное приспособление. Определить нижнее положение
плунжера, затем, вращая кулачковый вал в соответствии с направлением
вращения, установите равный 5,45±0,05 мм. Зафиксируйте
соответствующее этому положению кулачкового вала значение угла.
При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения
максимального скоростного режима проведите предварительную
регулировку начала выключения подачи топлива. Момент начала движения
рейки ТНВД Д-245 в сторону выключения подачи топлива должен
соответствовать табличному значению. В ином случае регулировку
осуществляйте болтом ограничения максимального скоростного режима.
Проверьте величину подачи топлива секциями ТНВД Д-245 МТЗ-892,
МТЗ-92П на номинальном
режиме при давлении воздуха 0,8+1 МПа в полости мембраны корректора
по наддуву. Неравномерность подачи по секциям не должна превышать
допустимые 3%. При необходимости отрегулируйте путем разворота
корпусов секций топливного насоса 773 или изменением числа
регулировочных прокладок под корпусом корректора.
При положении рычага управления на упоре в болт ограничения
максимального режима, проверьте соответствие частоты вращения
полного выключения подачи топлива. Эта регулировка ТНВД 773 (Д-245)
производится изменением предварительной длины пружины регулятора,
после чего проверьте выключение подачи топлива рычагом снова.
При отклонении рычага останова на 40-45° от
исходного положения подача топлива из всех форсунок при любой
частоте вращения кулачкового вала и при любом положении рычага
управления регулятором должна полностью выключаться.
При соответствующей максимальному крутящему моменту частоте вращения
подача топлива и давлении воздуха Рк = 0,8-5-1 МПа проверьте
цикловую подачу топлива на перегрузки. Регулировку хода штока
корректора ТНВД Д-245 проводите корончатой гайкой корректора. Усилие
затяжки пружины корректора ограничивается внутренней гайкой прямого
корректора. Регулировку антикорректора произведите изменением
преднатяга пружины обратного корректора гайкой 12 и ограничением его
хода винтом 13.
Рис.2. Внешний вид регулятора
ТНВД-773 двигателя Д-245
1 — корректор по наддуву; 2 — болт останова; 3 — рычаг останова; 4 —
кронштейн; 5 — болт; 6 — болт регулировки максимальной частоты
вращения; 7 — рычаг управления; 8 — болт регулировки
минимальной частоты вращения, 9 — защитный колпак
Рис.3. Разрез регулятора ТНВД-773
дизеля Д-245
1 — корпус регулятора; 2 — крышка регулятора; 3 — крышка смотрового
люка; 4 — корпус мембраны; 5 — крышка мембраны; 6 — державка грузов;
7 — груз регулятора; 8 — муфта; 9 — толкатель обратного корректора;
10 — ползун; 11 — главный рычаг регулятора; 12 — рычаг обратного
корректора; 13 — пружина обратного корректора; 14 — винт обратного
корректора; 15 — рычаг кривошипа; 16 — кривошип; 17 — пружина
кривошипа; 18 — серьга; 20 — корпус корректора; 21- корректор; 22 —
пружина прямого корректора; 23 — гайка прямого корректора; 26 —
гильза главной пружины; 27 — главная пружина; 28 — стакан главной
пружины; 29 — ось рычага управления с кулачком; 30 — двуплечий
рычаг; 31 — поводок рейки; 32 — тяга рейки; 33 — стартовая пружина;
34 — мембрана; 35 — тарелка мембраны; 36 — втулка штока; 37 — шток;
38 — стопорная шайба; 39 — пружина корректора по наддуву; 40 —
наконечник штока; 41 — пружина возвратная; 42 — рычаг выключения
подачи; 58 — болт; 62 — пробка.
Цикловую подачу при частоте вращения кулачкового вала 500 мин»1 и
промежуточных значениях давления в полости мембраны корректора по
наддуву регулируйте изменением предварительного натяга пружины 39
корректора или вращением нижнего корпуса пружины. После окончания
регулировки необходимо завернуть стопорный винт. Регулировку
цикловой подачи для ТНВД-773 при отсутствии давления воздуха
производите вращением штока 37 при открученной пробке 62 и отогнутой
стопорной шайбе 38.
Регулировку величины цикловой подачи на минимальном скоростном
режиме холостого хода (18…23 мм3/цикл) для ТНВД Д-245 производите
болтом 8 (рис. 2) при частоте вращения 400 мин»1. Неравномерность
подачи топлива по секциям насоса не должна быть более 35% для
четырех-секционных и 40% для шестисекционных.
Пусковая подача топлива при 100 мин»1 не должна быть менее 160-180
мм3/цикл. Если пусковая подача недостаточна, то можно вывернуть болт
58 (рис. 3) ограничения пусковой подачи топлива. Начало выключения
пусковой подачи должно быть при частоте вращения кулачкового вала
225±25 мин’1 и полное выключение пусковой подачи — не более чем 280
мин»1. Эту регулировку для ТНВД-773 производите отгибанием планки
крепления левого конца пусковой пружины 33.
Форсунка Д-245 (Рисунок 28) предназначена для впрыскивания топлива в
цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и
ограничивает начало и конец подачи топлива.
На дизелях Д-245 применены форсунки 455.1112010-50 или
172.1112010-11.01 с осевым подводом топлива, со съемным прижимным
фланцем. Значения давления начала впрыскивания для форсунок:
455.1112010-50 – 24,5 МПа; 172.1112010-11.01 – 25,0…26,2 МПа.
Фильтр грубой очистки топлива Д-245 служит для предварительной
очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой
очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя,
стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через
отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.
Фильтр тонкой очистки топлива Д-245 служит для окончательной очистки
топлива. Фильтр тонкой очистки – неразборный. Возможна установка
разборного фильтра со сменным бумажным фильтрующим элементом
(Рисунок 4). Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего
элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса
фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.
Воздухоподводящий тракт двигателя Д-245 включает воздухоочиститель и
патрубки, соединяющие воздухоочиститель с турбокомпрессором,
охладителем надувочного воздуха и
впускным коллектором (рисунок 1).
Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель
Д-245 сухого типа с применением бумажных фильтрующих элементов,
изготовленных из специального высокопористого картона.
Воздухоочиститель имеет две ступени очистки — основной и контрольный
бумажные фильтрующие элементы. Воздух под действием разрежения,
создаваемого турбокомпрессором дизеля, проходя через
воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную
часть турбокомпрессора, откуда под давлением, проходя через
охладитель наддувочного воздуха, подается в цилиндры дизеля.
Для контроля за степенью засоренности воздухоочистителя и
определения необходимости проведения технического обслуживания во
впускном тракте двигателя Д-245 установлен датчик сигнализатора
засоренности воздушного фильтра. По мере засорения воздухоочистителя
растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины
6,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора
следует обслужить воздухоочиститель.
Промывку фильтра грубой очистки топлива
Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в следующей
последовательности:
— закройте кран топливного бака;
— отверните гайки болтов крепления стакана;
— снимите в соответствии с рисунком 16 стакан 3;
— выверните ключом отражатель с сеткой 2;
— снимите рассеиватель;
— промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в
дизельном топливе и установите их на место.
Замену фильтра тонкой очистки топлива
Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в соответствии с
рисунком 4, для чего:
— слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части
корпуса;
— отверните фильтр 1 со штуцера 8 в корпусе 2 и установите вместо
него новый фильтр ФТ024-1117010, поставляемый в сборе с прокладкой
7, которую предварительно смажьте
моторным маслом;
— после касания прокладки 7 установочной площадки А на корпусе 2
доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра
производите только усилием рук;
— откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.
Рис.4 — Замена фильтра тонкой
очистки топлива Д-245
1 – фильтр ФТ024-1117010; 2 – корпус; 3 – кронштейн; 4 — пробка (для
слива отстоя); 5-штуцер отводящий; 6 – пробка (для выпуска воздуха);
7 – прокладка; 8 – штуцер.
Замену фильтрующего элемента фильтра
тонкой очистки топлива Д-245 в соответствии с рис.5 производите
через каждые 40 тыс. км пробега, для этого:
— закройте краник топливного бака;
— слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части
корпуса, отверните гайки крепления крышки и снимите крышку 1;
— выньте из корпуса фильтрующий элемент 2;
— промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра 3;
— соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;
— откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.
Рис.5 — Замена фильтрующего
элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-245
1 — крышка фильтра; 2 — элемент фильтрующий; 3 — корпус фильтра; 4 —
пробка.
Для заполнения топливной системы Д-245
необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) и сделать
следующее:
Топливная система с неразборным фильтром тонкой очистки 3
(Рис.6)
— Отверните пробку 4, расположенную на болте крепления отводящего
штуцера, на 2..3 оборота.
— Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая
пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.
— Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.
— Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления
топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.
Топливная система Д-245 со сменным фильтрующим элементом фильтра
тонкой очистки 5 (Рис.6):
— Отверните пробку 6 на крышке фильтра 5.
— Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая
пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.
— Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.
— Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления
топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.
Рис.6 — Удаление воздуха из
топливной системы двигателя Д-245
1- пробка (для выпуска воздуха); 2 — насос подкачивающий; 3 – фильтр
топливный неразборный; 4 – пробка; 5 – фильтр топливный разборный; 6
– пробка.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1
- Трактор МТЗ-1221
- Трактор МТЗ-92П / 892
- Трактор МТЗ-320
- Запчасти МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1
- Трактор ЮМЗ
- Трактор Т-40
- Трактор Т-25
- Трактор Т-130
- Трактор Т-150
- Бульдозер Т-170
- Дизель Д-240 ММЗ
- Дизель Д-243 ММЗ
- Дизель Д-245 ММЗ
- Дизель Д-260 ММЗ
- Дизель Д-144
- Каталог запчастей МТЗ-80/82
- Каталог запчастей МТЗ-1221
- Сельскохозяйственная техника
- Мотоблоки и культиваторы