- Боковой вом
- Виды и отличия валов отбора мощности
- Внешние регулировки
- Вы вод заднего вом на переднюю навеску трактора.
- Изготовление картофелекопалки
- Как выбрать мотоблок?
- Какой производитель лучше: китайский или российский
- Оставить заявку в произвольной форме
- Практические советы по использованию.
- Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации вом
- Советы по изготовлению оборудования
- Топ-5 лучших мотоблоков с валом отбора мощности
- Устройство
- Электрический
Боковой вом
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Редуктор бокового ВОМ МТЗ 82 (80)
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева.
Виды и отличия валов отбора мощности
Сегодня производители сельскохозяйственной техники оборудуют мотоблоки ВОМ четырех основных типов. К ним относятся:
- зависимые ВОМ – механизмы этого типа осуществляют вращение одновременно с муфтой сцепления. При отключении муфты происходит одновременная остановка вала отбора мощности. Для управления механизмами такого типа на мотоблоках используются рычаги, которые монтируется возле рулевого колеса машины. Как только рычаг опускается оператором, происходит включения вала, а при поднятии рычага вал отключается. При попадании внутрь ВОМ мусора или земли, мотоблок обязательно следует остановить, не отключая предустановленный привод отбора. Подождав несколько минут для достижения мотоблоком нормального уровня нагрузки, можно продолжить эксплуатацию техники;
- независимые ВОМ – для использования механизмов этого типа не нужно подключать их к муфте мотоблоков. Благодаря этому при работе происходит равномерная нагрузка на привод, и оператор может пользоваться всеми дополнительными механизмами мотоблока, не запуская для этого его двигатель;
- синхронные ВОМ – эти механизмы начинают вращаться вместе с имеющимися ведущими колесами используемого мотоблока. В связи с этой особенностью такие валы отбора мощности исправно функционируют только при постоянно поддерживаемой скорости вращения колес;
- асинхронные ВОМ – скорость механизмов этого типа не зависит от скорости вращения имеющихся в мотоблоке колес. Валы отбора мощности этого типа нашли применение при подключении и использовании оборудования, осуществляющего перекачку воды, уборку сена, опрыскивание огорода от вредителей.
В связи с индивидуальными особенностями, каждый из перечисленных видов валов отбора мощности нашел свое применения в тех, или иных целях. Они используется для подключения и стабильной эксплуатации борон, косилок, сеялок и других, полезных в хозяйстве приспособлений.
Внешние регулировки
- Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
- С вала снимается плита и ограждение.
- Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
- Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
- После этого рычаг можно разблокировать.
Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.
Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.
После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
- Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
- Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
- Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
- Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
- Вынимается фиксирующий стержень.
Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:
- Снимается крышка люка.
- До упора заворачиваются регулировочные болты.
- Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
- Снимается полностью механизм сервоусиления.
- От рычага управления отсоединяется тяга.
- Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
- Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
- Тяга присоединяется к рычагу.
- Механизм сервоусиления устанавливается на место.
Вы вод заднего вом на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ
Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами
Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ
Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески
Изготовление картофелекопалки
Данный агрегат способен значительно облегчить работу по уборке всех клубневых сельскохозяйственных культур, не только картофеля. Среди основных элементов конструкции агрегата необходимо выделить:
- Сварную раму.
- Лемех.
- Барабан-очиститель.
- Редакционный узел.
но при этом притупить все кромки, чтобы не повредить клубни. Изготовление рамы также не должно вызвать серьезных затруднений. Для решения поставленной задачи потребуются уголок, швеллер № 8 и профильная труба. Размеры рамы подбираются в индивидуальном порядке, а необходимое количество материалов определяется на месте.
Основной элемент всей конструкции агрегата — редакционный узел. Чтобы его изготовить, потребуется два металлических цилиндра, в которые затем устанавливаются соединительные втулки. После этого предстоит сделать ступицы из металлической трубы, диаметр которой равен 25 мм. Они используются для крепления звездочек, предварительно закрепленные на втулках посредством шпонок.
Наиболее сложным в изготовлении является барабан-очиститель, состоящий из двух роликовых цепей по 94 звена в каждой. Цепи, в свою очередь, устанавливаются на специальные стержни, а затем готовый элемент крепится на двух осях. В результате достигается максимальная подвижность.
Крутящий момент с двигателя мотоблока передается на лемех, соединенный с кожухом. Во время движения изменяется угол наклона, и совершаются копательные движения. Для регулирования угла наклона рабочего элемента конструкции, а, следовательно, и глубины копа, можно сделать ползун. Отличным материалом для изготовления этой детали станет фторопласт.
Как выбрать мотоблок?
Перед приобретением агрегата необходимо ориентироваться на тот комплекс операций, который должен будет выполнять мотоблок. Не стоит покупать самые дорогие модификации агрегатов, имеющие в своём арсенале полный набор функций. Не всякая модель сможет справиться с поставленной задачей.
К примеру, на больших участках, имеющих плотный состав почвы, оптимальным вариантом станет покупка тяжёлого агрегата, тогда как на небольшой даче достаточно будет мотоблока лёгкого класса.
А также при выборе необходимо определиться и с видом горючего, на котором будет работать сельхозмашина. Агрегаты с бензиновым двигателем работают тише, имеют малый вес, удобны в обслуживании. Дизельные мотоблоки более шумные, но берут вверх своей высокой мощностью. Минусом дизеля считается его высокая цена.
Необходимо учитывать, что дополнительное навесное оборудование часто может быть представлено другим производителем. В этом случае для подключения орудия к приобретенному мотоблоку потребуется переходник. Это может привести к неисправности агрегата или проблем в выполнении работы.
На рынке сегодня ассортимент мотоблоков довольно разнообразен. Большим спросом пользуются модели таких компаний, как Husqvarna, Profi, Hyundai. В нашей стране и ближнем зарубежье представлены такие машины, как «Беларус», «Нева», «Салют-100». Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и китайские фирмы Forte, Wiema, ведь их продукция тоже довольно востребована.
Если сравнить зарубежные модели с отечественными аналогами, то можно увидеть, что не всегда их стоимость оправдана надёжностью и удобством в эксплуатации. К тому же для импортных моделей потребуются дорогостоящие расходные материалы и наличие опытных специалистов для проведения техобслуживания. И то и другое бывает найти очень затруднительно.
Отечественные фирмы ориентированы на простоту в использовании, невысокую стоимость. Решающим фактором является возможность ремонта мотоблока собственными силами.
Какой производитель лучше: китайский или российский
Все модели мотоблоков с ВОМ, представленных на рынке, можно поделить на три большие группы: китайские (Crosser, Champion, Скаут, Weima, Kipor и др.) , американские и европейские (Grillo, Caiman, Viking, Husqvarna, BCS и др.) и российские (Нева, Угра, Салют, Пахарь, Фаворит и др.).
Садовая техника производства Китай, безусловно, пользуется спросом, но преимущественно из-за доступной стоимости. Низкая цена на продукцию из КНР достигается не только благодаря привлечению дешёвой рабочей силы, но и за счёт экономии на технологическом оснащении заводов и исходных материалах. Но, как правило, такая экономия зачастую приводит к снижению качества готовых изделий.
Что касается мотоагрегатов, сделанных в Европе и Америке, то они отличаются высоким качеством и, конечно же, соответствующей ценой. К тому же навесное оборудование и запчасти к ним так же стоят недёшево. Поэтому выбор в пользу импортных устройств с ВОМ предусматривает значительное увеличение бюджета как на покупку, эксплуатацию, так и ремонт техники.
Самое оптимальное соотношение цены и качества имеют мотоагрегаты, произведённые в России. На большинстве из них установлены импортные профессиональные двигатели (Subaru, Honda и т.д.), высокопрочные шестеренчатые редукторы, дифференциалы. Они экономичны, ремонтопригодны и могут эксплуатироваться длительное время.
Для выбора лучшего мотоблока с ВОМ следует определиться с условиями его использования. Мощность, вес, конструктивные особенности техники непременно должны соответствовать состоянию почвы, размерам участка, а так же характеру производимых работ.
Оставить заявку в произвольной форме
Задний ВОМ
трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ26или27,размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КПП, муфту переключения привода27на вал коронной шестерни26планетарного редуктора.
Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27,
соединяющей вал коронной шестерни26планетарного редуктора ВОМ с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22,
установленной на валу26,крышки15с установленными в ней водилом25с тремя сателлитами23,установленными на осях21,вала20,эксцентриковой оси3,неподвижной оси14и солнечной шестерни24посредством шлиц связанной с барабаном включения17,который вместе с тормозной лентой16образует ленточный тормоз включения.
Водило 25
выполнено за одно целое с тормозным барабаном19и вместе с тормозной лентой18,образуют ленточный тормоз выключения. Водило25посредством шлицевого соединения связано с валом20.Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20
устанавливаются сменные хвостовики10,восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).
На оси 3
имеется эксцентрик с рычагом5для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси3.Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления6,связанный посредством двух регулировочных винтов11с рычагами4и5.ВОМ включен, когда тормозная лента 16
затянута, а тормозная лента18отпущена. В этом случае барабан включения17и соединенная с ним солнечная шестерня24остановлены. Вращение от коронной шестерни22через сателлиты23,обегающие остановленную солнечную шестерню24,передается на водило25и вал20со сменным хвостовиком10.Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 18
затянута, а тормозная лента16отпущена. В этом случае вал20остановлен.
Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ
Регулировку зазора в ленточных тормозах необходимо выполнять, если вал отбора мощности «пробуксовывает».
Вал отбора мощности устройство
№ | Номер детали | Наименование детали |
1522-4202020 | Корпус | |
1522-4202030 | Фрикцион | |
1522-4202060 | Вал ведущий | |
50-4202045-01 | Муфта переключения | |
1 | 2В80 | Кольцо |
2 | 2В40 | Кольцо |
3 | 208 | Подшипник |
4 | 1522-4202021 | Вал ведущий |
5 | А61.03.002 | Кольцо |
6 | 50-4202046-Б-01 | Муфта переключения |
7 | 7,938 | Шарик |
8 | 80-1701382 | Кольцо |
9 | 80-1701374-01 | Поршень |
10 | 80-1701373 | Опора |
11 | 80-1701395 | Пружина |
12 | 1А80 | Кольцо |
13 | 305 | Подшипник |
14 | 8020-4202032 | Втулка |
15 | 2В62 | Кольцо |
16 | 1522-4202034 | Муфта шлицевая |
17 | 80-1701375 | Диск ведомый |
18 | 80-1701384 | Диск ведущий |
19 | 80-1701379-01 | Диск |
20 | 80-1701392 | Кольцо |
21 | 142-1701381 | Кольцо |
22 | 8020-4202031-01 | Барабан |
23 | 80-1701379 | Диск упорный |
24 | 8020-4202033 | Поршень тормоза |
25 | 113 | Подшипник |
26 | 2В65 | Кольцо |
27 | 1021-4202026 | Шестерня |
28 | 1021-4202021 | Шестерня |
29 | 1021-4202023 | Шайба упорная |
30 | 5х27,8 | Ролик |
31 | 1522-4202028 | Шестерня |
32 | 1522-4202024 | Втулка |
33 | 1522-4202022 | Ось промежуточная |
34 | 021-025-25-1-4 | Кольцо |
35 | ШП12 | Шайба |
36 | 22-60х85 | Болт |
37 | 8020-4202021 | Манжета |
38 | ШП10 | Шайба |
39 | ШП10 | Шайба |
40 | Ф80-3407133-Б | Винт |
41 | 1021-4202021 | Хвостовик ВОМ (8 шлиц-540 об/мин) |
41 | 1021-4202021 | Хвостовик ВОМ 2 (21 шлиц) |
41 | 1522-4202021 | Хвостовик ВОМ 3 (20 шлиц) |
41 | 1522-4202047 | Хвостовик ВОМ 2С (8 шлиц-1000 об/мин) |
42 | 220-4202027 | Кольцо стопорное |
43 | М8х16 | Болт |
44 | 1522-4202065 | Колпак заднего БОМ |
45 | ШЧ8 | Шайба |
46 | 042-048-30-2-1 | Кольцо |
47 | 2В60 | Кольцо |
48 | 212 | Подшипник |
49 | 8020-4202027 | Втулка |
50 | М12х40 | Болт |
51 | 1522-4202021 | Корпус |
52 | 1522-4202021 | Прокладка |
53 | 8020-4202043 | Винт |
54 | 142-4202042 | Втулка |
55 | 86-1802047 | Кольцо |
56 | 8020-4202041 | Пружина |
Регулировку механизма управления ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо производить в следующей последовательности:
— установить рычаг 6
в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (отверстие Г на соответствует отверстию А на рисунке);
— открутив пять болтов, cнять крышку люка 15
заднего моста для доступа к регулировочным винтам11;— расшплинтовать и снять пластину 7;
— завернуть поочередно регулировочные винты 11
крутящим моментом от 8 до 10 Нм, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины7);
— снять технологический болт М10×60;
— завернуть болт, выдержав размер Б, равный 26 2 мм и зафиксировать болт 9
гайкой;
— угловой ход рычага 6
под действием пружины7в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;
— установить на регулировочные винты 11
пластину7и шплинты 3,2х18.019 ГОСТ 397-79;
— установить крышку люка 15
заднего моста на место.Планетарный редуктор заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1
1– кронштейн;2– пружина;3– эксцентриковая ось;4, 5– рычаг;6– валик управления;7– пластина;8– болт фиксации хвостовика;9– стопорная пластина хвостовика;10– хвостовик;11– регулировочный винт;12– стопорная пластина;13– болт фиксации стопорной пластины;14– ось;15–- крышка;16, 18– тормозные ленты;17– барабан включения;19– тормозной барабан;20– вал;21– ось сателлита;22– коронная шестерня;23– сателлит;24– солнечная шестерня;25– водило;26– вал коронной шестерни;27– муфта переключения привода (синхронный/независимый),28– болт М10х60, необходимый для регулировки зазора в ленточных тормозах (технологический).
Внешняя подрегулировка тормозных лент
В эксплуатации подрегулировку тормозных лент вала отбора мощности Беларус МТЗ-82.1, 80.1 производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).
При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3
устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной12и болтом13.Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11
на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось3механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной12и болтом13.Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах. Если неисправность не устраняется, замените ленты.
Управление задним ВОМ
На тракторе установлено механическое управление задним валом отбора мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1. Схема управления представлена на рисунке.
Рычаг 5 имеет два положения:
— «включен» — крайнее заднее положение; — «выключен» — крайнее переднее положение.
Рычаг 5
должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины7.Дожатие его рукой не допускается.
Размер В должен быть равен 35 10 мм при крайнем заднем положении рычага 5.
Размер В регулируется с помощью изменения длины тяг1и4.Для изменения длины тяг1и4необходимо расконтрить гайку и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера В (35 10 мм).
Механическое управление ВОМ
1– тяга;2– кронштейн;3– крышка;4– тяга;5, 6– рычаг;7– пружина;8– ушко;9– болт.
Управление задним валом отбора мощности на тракторах с тент-каркасом на базе малой кабины
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины установлено механическое управление задним ВОМ. Схема управления задним представлена на рисунке.
Рычаг 1 имеет два положения:
— «включен» — крайнее верхнее положение; — «выключен» — крайнее нижнее положение.
Рычаг 1
должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины5.Дожатие его рукой не допускается.
Размер Б должен быть равен 50 10 мм при крайнем заднем положении рычага 10.
Размер Б регулируется с помощью изменения длины тяги4.Для изменения длины тяги4необходимо расконтрить гайку3и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера Б (50 10 мм).
Механическое управление ВОМ на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины
– рычаг управления;2– регулировочная вилка;3, 7– гайки;4– тяга;5– пружина;6– наружный стакан;8– упорный болт;9– установочный болт (толькодля регулировки);10– рычаг валика управления;11– валик управления;12– регулировочные винты;13– внутренний стакан;14— рычаг.
Боковой полунезависимый вал отбора мощности
Для привода агрегатируемых машин предусмотрен боковой полунезависимый ВОМ.
Место установки на тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 бокового полунезависимого вала отбора мощности
1– боковой полунезависимый ВОМ;2– шестерни вала первой передачи;3– шестерня.
Боковой полунезависимый вал смонтирован в отдельном корпусе 1,
который крепится к левой боковой плоскости КПП вместо крышки. Привод ВОМ осуществляется от шестерни вала первой передачи и заднего хода КПП через подвижную шестерню2,которая перемещается поводком6по шлицам вала.
Включение и выключение бокового вала производится при выключенной муфте сцепления с помощью тяги 3.
Фиксация включенного или выключенного положения подвижной шестерни2осуществляется с помощью фиксирующей пластины5,взаимодействующей с рычагом4.Боковой полунезависимый ВОМ
1– корпус;2– подвижная шестерня;3– тяга;4– рычаг;5– фиксирующая пластина;6– поводок;7– колпак хвостовика ВОМ.
При монтаже некоторых агрегатируемых машин боковой полунезависимый ВОМ следует снять, отвернув пять болтов М12х35 и два болта М12х45.
Затем установить на его место крышку КПП, прикладываемую в ЗИП трактора. При обратной установке бокового полунезависимого вала никаких регулировок не требуется.
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
- Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
- Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
- Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
- Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата. Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
- Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
- Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
- Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины.
Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации вом
- Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
- Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
- Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
- Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
- Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
- Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.
Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину.
Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.
В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач.
Советы по изготовлению оборудования
Для того, чтобы изготовление самодельного культиватора для минитрактора прошло быстрее, необходимо придерживаться ряда важных рекомендаций по его сборке и эксплуатации.
В их число входит:
- все используемые для изготовления оборудования материалы следует предварительно обработать антикоррозийным средством. Если не сделать этого, то содержащаяся в почве влага начнет воздействовать на металл, и он станет ржаветь;
- сменные плоскорежущие лапы имеют ширину захвата, составляющую от 22 до 38,5 см. Стрельчатые универсальные насадки обладают той же шириной. Вместе с тем, между ними есть одно отличие, которое заключается в угле измельчения грунта. В универсальных приспособлений этот параметр составляет 25–30, а в плоскорежущих – 12–18 градусов;
- выровнять борозды, которые остались после применения лапы ножа, поможет прополочная или разрыхляющая лапа.
Сделать и использовать культиватор для минитрактора не так уж сложно. В числе преимуществ самодельного оборудования выделяется его низкая стоимость, приспособленность под конкретные потребности фермера и универсальность. Такой культиватор можно устанавливать на минитрактор Донг фенг, МТЗ и сельскохозяйственные машины других брендов. В процессе работы он будет показывать высокую эффективность и производительность практически при любых погодных условиях.
Топ-5 лучших мотоблоков с валом отбора мощности
Нева МБ-2Б-6.5 Pro
Салют 100-6,5Имеет малый радиус поворота и низкий центр тяжести. Отличается хорошей маневренностью. Переключение передач производится на руле. Главные особенности данной модели – мощный редуктор, компактность и многофункциональность.
Беларус 09Н-01
Huter GMC-7.5Данная модель отличается мощным бензиновым двигателем и прочными фрезами. Переключение скоростей производится с помощью рычага. Благодаря реверсу агрегат обладает хорошей маневренностью. Топливный 6-литровый бак позволяет работать весьма долго, не тратя время на заправку.
Huter GMC-9.0
Средние мотоблоки с валом отбора мощности – профессиональная техника, которая станет незаменимым помощником в любом хозяйстве. Она отличается своей многофункциональностью, надежностью, долгим сроком службы. Благодаря огромному выбору моделей от самых разных производителей можно подобрать себе тот агрегат, который идеально подойдет для вашего участка.
Профессиональные мотоблоки с валом отбора мощности во многих моделях имеют встроенные фары, которые позволяют работать с ними даже в вечернее время или ранним утром. Конечно же, у каждой модели есть свои отличительные особенности, но принцип работы остается неизменным. Так что знакомьтесь со всеми особенностями и приобретайте себе в помощники такую универсальную технику.
Устройство
Основные элементы следующие:
- планетарный редуктор (это, по сути, и есть сам вал);
- переключатель. Нужен для осуществления выбора типа привода;
- редуктор. Он применяется, чтобы переключать скорости независимого привода (если говорить о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый – 540/545 и 1000 оборотов в минуту). Данные значения являются общепринятыми и стандартизированными для всех – то есть, не бывает случаев, когда один производитель тракторов, например, выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого нет.
Обязательно почитайте: Характеристики бензопилы УРАЛ
Главная часть ВОМа – это планетарный редуктор (он же – хвостовик), из которого и выходят шлицы, нужные для подключения механизмов. Вал отбора мощности МТЗ и некоторых других тракторов находится сзади. Тогда редуктор расположен прямо в корпусе заднего моста.
Если спереди – то это отдельный агрегат, имеющий привод, как и задний. В случае же, если ВОМ боковой, то планетарный редуктор в нём отсутствует. Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и имеет привод от неё же (точнее, от шестерён).
Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода – это муфта кулачково-зубчатого типа, которая находится на ведущем валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, у которого предусмотрено три положения:
- независимый привод;
- синхронный привод;
- нейтраль.
Для того чтобы муфта могла находиться в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.
Редуктор для переключения скоростей независимого привода устанавливается прямо в корпусе сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестёрён и муфты, которая переключает скорости. На корпусе коробки передач установлен поводок, который перемещает данную муфту. В кабине органов управления для данного процесса не предусмотрено.
Детали ВОМ
Электрический
Рейтинг самых надежных и популярных электрокультиваторов очень обширный. Так например электрокультиваторы Мантис, Патриот, Лоплош используются для обработки участков земли и рыхления разных видов почвы. Вы можете использовать такой вид культиватора в теплицах, оранжереях, парниках. Поскольку электрокультиватор не вырабатывает выхлопные газы, его можно назвать экологически чистым оборудованием.
Из-за того, что ножи фрез острые, обработка разных типов почв будет на высоком уровне. Культиваторы для огорода электрические очень легко разбираются, и для вас это не составит проблем. И если у вас возникнет необходимости перевезти свой культиватор, в этом нет ничего сложного, вам просто придётся отвинтить четыре гайки.
Электрический
Однако несмотря на все плюсы, также есть и минусы. Такой вид культиватора ограничен кабелем, поэтому вам может быть неудобно с ним работать. Также, по неосторожности, можно нечаянно, во время обрабатывания земли, повредить шнур.
Исходя из отзывов людей, мы можем сказать, что электрокультиваторы прекрасно подойдут для тех людей, у которых небольшой дачный участок, и благодаря этому агрегату вы аккуратно и легко сделаете свою работу, не повредив ничего лишнего.
Также культиваторы подразделяются на лёгкие (максимальный вес 15 килограммов), средние (максимальный вес 15-35 килограммов), тяжёлые (максимальный вес от 35-60 килограммов).
Легкими культиваторами обрабатывают лёгкий грунт и клумбы. В этих агрегатах нет большой функциональности, но для мелких работ они сгодятся.
Средние культиваторы под силу уже только мужчинам. Такие агрегаты смогут обработать почву в тридцать гектаров.
Тяжелые культиваторы могут обрабатывать любой вид почвы: как каменистую, так и сухую. Им под силу до 50 гектаров земли.