ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов Мотоблоки

ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО «ЗИЛ»/

К другим моделям ЗИЛ
              К общему списку моделей
               На Главную страницу

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 (1964-1977 г.г.) грузоподъёмностью 4500 кг предназначался для перевозки строительных и промышленных грузов и выпускался на шасси ЗИЛ-130Д1 в период 1964-1966г.г., а затем на шасси ЗИЛ-130Д1-66 (1966-1977 г.г.), входивших в семейство ЗИЛ-130. С апреля 1977 года началось производство самосвала грузоподъёмностью 5250 кг на модернизированном шасси ЗИЛ-130Д1-76, а с 1 января 1986-го и до начала 1995 года (до момента полного исчерпания складских запасов базовых шасси) – той же грузоподъёмности, но на шасси ЗИЛ-495810 (снято с производства 30 декабря 1994 года).
    Самосвальный механизм ЗИЛ-ММЗ-555 состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства. Сварная цельнометаллическая платформа объёмом 3 куб.м имела полуовальное сечение и открывающийся задний борт, автоматически отпиравшийся при начале подъёма кузова. С 1977 года платформы самосвалов стали штатно комплектоваться защитным козырьком над кабиной, который до этого времени ставился только на экспортные модификации автомобиля.
    Сварной металлический надрамник крепился на лонжеронах рамы через продольные деревянные прокладки.
    Опрокидывающее устройство состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32 и плунжерным золотниковым краном управления с обратным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления. Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через кран управления по трубопроводу высокого давления подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник с двумя выдвижными звеньями. Привод самой коробки осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси.
    Управление подъёмом и опусканием платформы выполнялось из кабины с помощью рычага коробки отбора мощности (КОМ).
    Масляный бак располагался на кронштейнах, прикреплённых к внутренней стороне правого лонжерона рамы.
    Запасное колесо крепилось в наклонном держателе, монтировавшемся на правом лонжероне рамы машины непосредственно на ММЗ. Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком размещались на держателях, устанавливавшихся на задних крыльях самосвала.
    Помимо базового ЗИЛ-ММЗ-555, заводом также выпускались следующие экспортные модификации:
    ЗИЛ-ММЗ-555П – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Э, предназначавшийся для экспорта в Польскую Народную Республику.
    ЗИЛ-ММЗ-555Т (1965-1987 г.г.) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Т (1965-1986 г.г.) и ЗИЛ-495817 (1986-1987 г.г.), предназначенный для экспорта в страны с тропическим климатом.
    ЗИЛ-ММЗ-555Э (1965-1987 г.г.) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Э (1965-1986 г.г.) и ЗИЛ-495816 (1986-1987 г.г.), предназначенный для экспорта в страны с умеренным климатом.

Про мотоблоки:  Мотоблоки Нева дизель купить в Москве недорого, каталог товаров по низким ценам в интернет-магазинах с доставкой

Текст — Юрий Воробьёв

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555 выпускался на базе 130-й модели. Самосвал преимущественно рассчитан для работы в аграрной сфере, однако может использоваться для транспортировки сыпучих грузов в строительстве и других промышленных сферах. Выпуск машины начался более пятидесяти лет назад, однако и сейчас можно встретить этот транспорт в эксплуатации. Автомобиль отличается надежностью, простотой конструкции, хорошей проходимостью и вместимостью. В данном материале рассмотрим его характеристики и особенности.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Кузов самосвала

Выпускался рассматриваемый грузовик Мытищинским машиностроительным комбинатом (сейчас ОАО ММЗ) на базе ЗИЛ-130. Множественные модификации шасси предполагали использование машин в различных отраслях. Во время серийного производства автомобили постоянно усовершенствовались и дорабатывались. Например, 555-й вариант имеет укороченную основу, что обуславливает его лучшую маневренность по сравнению с конкурентами. Выгрузка груза возможна только опрокидыванием рабочей платформы назад, агрегировать с прицепным устройством позволяет шасси ЗИЛ-130 Д1.

После семидесятого года специфический округленный кузов самосвала оснастили предохранительным козырьком, защищающим кабину водителя от попадания на нее загружаемого груза (модель 555Г).

Параметры технического плана

Ниже приведены основные характеристики автомобиля:

Кроме того, грузовик оснащается однодисковым сухим сцеплением, пятиступенчатой механической коробкой передач, двухдиапазонным рулевым механизмом с гидравлическим усилителем.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Силовая установка

Самосвал ЗИЛ-ММЗ 555 в штатном исполнении оборудуется восьмицилиндровым мотором с жидкостным охлаждением, который представляет собой переделанную версию двигателя, устанавливаемого на машины представительского класса ЗИЛ-111.

С середины семидесятых годов прошлого столетия стали монтировать агрегат 157Д, который был более экономичным. Это шестицилиндровый мотор мощностью 110 «лошадок», работающий на топливе АИ-72 и АИ-76.

На экспортных модификациях могли устанавливаться следующие силовые установки:

Для работы в регионах с особо низкими температурами предусматривалась установка предпускового обогревающего устройства. После 1997 года появились модели на природном газе (ЗИЛ-138).

Гидравлика и рулевое управление

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555, технические характеристики которого приведены выше, оборудовался гидравлической системой подъема кузова. Она состоит из резервуара для рабочей жидкости (вместимость – 17 литров), механического насоса (приводится в работу при помощи вала короба отбора мощности) и гидроцилиндра подъема. Узел отбора мощности агрегирует с задней передачей коробки переключения, обеспечивая трансформацию мощности порядка 4,5 лошадиных сил.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Для тех времен рулевое управление рассматриваемого автомобиля считалось модернизированным и принципиально новым. В этом блоке задействован гидроусилитель, парный насос лопастного типа, приводимый в действие при помощи ременной передачи от коленчатого вала.

Электрическая и тормозная система

ЗИЛ-ММЗ 555 имеет однопроводную электрическую систему, напряжением 12 вольт. В качестве аккумуляторной батареи используется элемент емкостью 90 А/ч (6СТ-90-ЭМ). Присутствует генератор переменного тока, обеспечивающий предельный показатель 60 Ампер. Моторы 157Д оснащались генератором постоянного тока типа Г-108-В.

Тормозной узел представляет собой барабанные элементы на всех колесах. Для срабатывания тормозов предусмотрена пневматическая система. Воздушная смесь помещена в специальный резервуар под давлением, которое нагнетается механическим компрессором. В действие он приводится посредством ременной передачи от шкива водной помпы. При двух тысячах оборотов в минуту производительность компрессора составляет 220 л/мин. Стояночный тормоз также барабанного типа, при срабатывании блокирует карданный вал.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Узел трансмиссии

Машина оборудована осью с задним приводом, сухим однодисковым сцеплением, пятиступенчатой коробкой передач с парой синхронизаторов. Узел имеет постоянную зацепку шестерней, кроме первой и задней скорости, что на то время было новинкой. КПП передает крутящий момент от силового агрегата на задний мост посредством карданного вала. Штатный вариант грузовика и длиннобазная версия оснащались двумя валами на промежуточной опоре, прикрепленной к раме.

Модель ЗИЛ-ММЗ 555 – самосвал с укороченной базой, оборудовался одним валом без промежуточной опоры. Механическая коробка переключения передач была создана в 1961 году, через шесть лет она была модифицирована (вместо игольчатого подшипника конструкторы установили сепаратор).

Модернизация КПП

Со временем была выпущена рестайлинговая версия коробки передач. В ней отсутствовало стопорное кольцо, ручка переключения скоростей получила изолирующий резиновый уплотнитель, что позволило избежать попадания в блок воды при пересечении брода или во время ливней.

Специальная паста дала возможность конструкторам ОАО ММЗ защитить крышку люков, КПП, а также масляный картер и некоторые другие детали. Вентиляция внутри узла осуществляется при помощи специальной трубки, а сам картер изготовлен из высокопрочного чугуна, что существенно продлевает его рабочий ресурс. На фронтальной оси используются гидравлически амортизаторы, а сзади – телескопические аналоги.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Интерьер

Кабина на три места разместилась непосредственно за моторным отсеком. Водительское кресло регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки. Рабочее место оснащено обогревателем, стеклоочистителями с парой щеток, приспособлением для обмыва стекла.

В крыше самосвала ЗИЛ-ММЗ 555 разработчики предусмотрели пару люков для вентиляции. Цельнометаллическая кабина оборудована оригинальной радиаторной решеткой. На то время комфорт для водителя в рассматриваемой машине считался очень достойным.

Посадка внутрь улучшилась, пространства стало больше чем на один метр, по сравнению с некоторыми предшественниками. На приборной доске органично расположены контрольные приборы и элементы управления. Стоит отметить и усиление безопасности водителя, наряду с улучшением условий работы. Благодаря гидравлическому усилителю руля, при разрыве передней камеры на колесе автомобиль стало проще удерживать на дороге.

ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

В завершение

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555, грузоподъемность которого составляет 4 500 тонны, отличался от своих «сородичей» уменьшенной базой. Это позволило придать ему больше маневренности, что давало возможность разворачиваться на коротких участках. Хоть самосвал и не имел функции выгрузки с боков, он стал востребованным не только в аграрной сфере, но и в других промышленных отраслях. Приобрести сейчас эту модель можно только в подержанном состоянии, благо запчасти найти – не проблема. Цена варьируется от 60 до 300 тысяч рублей (за рестайлинговую версию).

Без этого небольшого  самосвала трудно представить какую либо городскую стройку в СССР 70-х и  80-х годов. Бегали они и в девяностых, по большей части уже на периферии  у частных развозчиков, торговавших сыпучими, да и в наши дни, хоть и  редко, но еще можно увидеть живую машину на дороге. Пару дней назад  такой  мне и повстречался.

Отличий от обычного ЗИЛа  у ММЗ – 555 хватает. Первое, что бросается в глаза – он короче обычного  ЗИЛа. Укорочена рама, стала короче и колёсная база. Отличительной  особенностью самосвала,  собиравшегося на Мытищинском машиностроительном  заводе, был кузов-самосвал корытообразной формы, объемом 3 кубометра, а  грузоподъемность составляла 4.5 тонны.

Если заглянуть под  машину, то можно увидеть карданный вал без промежуточной опоры,  «короткий кардан», как их называют, шел от коробки передач на редуктор  заднего моста, как у «Москвича», у которого так же не было «подвесного»,  в отличии от карданов вазовской классики.

Двигатель в основном был  стандартный, ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с, но выпускалась и газобаллонная  модификация самосвала с двигателем ЗИЛ-138.

В конце 60-х на  некоторые партии шасси для самосвалов устанавливали устаревший  6-цилиндровый ЗИЛ-157Д мощностью в 110 л.с., однажды мне довелось видеть  такую модификацию (ЗИЛ-ММЗ-555К), поначалу думал, что это самодельщина,  но владелец сказал, что так было с завода, двигатель на той машине хоть  и менялся, но на такой точно.

Для экспорта грузовики  могли комплектоваться английским дизельным двигателем Leyland мощностью  135 л.с. или финским 4-цилиндровым дизелем Valmet 411BS мощностью в 125  л.с.

На фоне своих  полноразмерных собратьев,  ЗИЛ ММЗ-555 ездит довольно бодро даже в  преклонном возрасте, возможно, потому что его вес был почти на 400 кг  меньше обычного бортового ЗИЛ-130.  Тормозная система у ММЗ-555 тоже  упрощенная, одинарный тормозной кран, отсутствует возможность  подключения тормозов прицепа, но он мог буксировать небольшой одноосный  прицеп.

Управление подъемом  кузова осуществлялось рычагом в кабине, он приводил в действие  шестеренный гидронасос, от которого единственная масляная магистраль шла  на подъемный цилиндр. Этот же рычаг управлял и простеньким  распределителем. У рычага было три положения – «подъем», при котором был  задействован маслонасос, через коробку отбора мощности, «нейтраль», при  котором вал коробки отбора мощности разобщен с трансмиссией и насос не  работает, но при этом золотник распределителя закрыт. В этом положении  кузов мог оставаться поднятым длительное время. При исправном золотнике,  конечно.

Третье положение рычага  открывало перепускной канал, через который масло переходило из цилиндра в  бак, и кузов под своим весом опускался сам. Простая конструкция, к  гидроцилиндру шел всего один маслопровод, уровень масла в бачке можно  было проверить, только открутив пробку, в неё был вмонтирован щуп.

Машина успешно работала  везде, где требовался самосвал небольшой грузоподъемности. В основном на  стройках жилых домов и производственных объектов, массово применялась  при дорожном строительстве в качестве асфальтовоза, подвоза щебня и т.д.   Производился грузовик 10 лет, с 1964 по 1974 год.

Оцените статью
Про мотоблоки