- Основные технические характеристики
- Достоинства и недостатки
- Схема устройства и принцип работы
- Инструкция по эксплуатации
- Мотоблоки мтз беларусь 05
- Технические характеристики
- Основные
- Культиватор
- Двигатель
- Трансмиссия
- Дополнительная информация
- Магазины, где можно купить мотоблок и его аналоги
- Назначение
- Устройство
- Особенности
- Двигатель
- Фото-подборка
- Инструкция по эксплуатации
- Цены на мтз-05
- Отзывы владельцев
- Видео
- Мотоблок мтз 05: технические характеристики
- Классическая модель малой сельхозтехники
- Об истории мотоблока «мтз-05»
- Назначение мотоблока «мтз-05» в хозяйстве и его отличительные особенности
- Устройство и принцип работы мотоблока «мтз-05»
- Двигатель мотоблока «мтз-05»
- Технические характеристики мотоблока «мтз-05»
- Навесное оборудование в стандартном «арсенале» мотоблока «мтз-05»
- Мотоблок «мтз-05»: отзывы владельцев
- Мотоблок «мтз-05»: цены на вторичном рынке
- Инструкция по эксплуатации
- Какое навесное оборудование бывает
- Мотоблок мтз-05
- Популярные модели
- Схема устройства и принцип работы
- Технические характеристики мотоблока агро
Основные технические характеристики
В данной таблице приведены основные ТХ этой модели мотоблока.
Показатель
Значение
Одноцилиндровый 4-тактный бензиновый с карбюратором марки УД-15
Объем двигателя, куб. см
Тип охлаждения двигателя
Мощность двигателя, л. с.
Объем топливного бака, л
4 передних 2 задних
Фрикционный, с управлением вручную
скорость: при движении вперед, км/ч
скорость: при движении назад, км/ч
Расход топлива, л/ч
В среднем 2, при тяжелых работах до 3
Габариты шин, см
Общие габариты, см
Ширина колеи, см
Скорость вращения вала, об/мин
Следует заметить, что высоту ручки управления, на которую часто жалуются собственники этой модели, можно удобно регулировать, к тому же возможно поворачивать ее вправо и влево на угол до 15 градусов.
Также к этому устройству можно прицеплять дополнительное навесное оборудование, которое позволит увеличить перечень операций, проводимых с помощью мотоблока:
- косилка;
- культиватор с фрезами;
- плуг;
- окучник;
- борона;
- полуприцеп, рассчитанный на груз массой до 650 кг;
- и другие.
Максимальный общий вес прицепляемых дополнительных механизмов составляет 30 кг.
Достоинства и недостатки
К достоинствам данной модели можно отнести:
- простоту использования;
- надежность конструкции;
- распространенность и доступность запчастей;
- сравнительную легкость ремонта, в том числе замены мотора на дизельный.
К минусам же относится то, что:
- эта модель считается устаревшей – выпуск ее начался около 50 лет назад;
- неудачное расположение регулятора газа;
- необходимость добавочного баланса для уверенного удержания в руках и управления агрегатом;
- многие пользователи жалуются на нечеткое переключение передач и значительные усилия, требующиеся для выключения блокировки дифференциала.
Схема устройства и принцип работы
Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.
Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.
Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.
Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.
Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.
Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.
Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.
Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.
Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.
Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).
Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.
Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.
Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.
Инструкция по эксплуатации
Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).
- Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
- Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
- После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
- Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
- Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
- Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
- Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
- Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
- Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
- При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.
Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:
- проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
- запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
- проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.
После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.
- В первую очередь вымойте агрегат.
- Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
- Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
- Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
- Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
- Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
- Промойте регулятор и смажьте его детали.
- Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
- Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.
После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.
Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.
Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.
Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.
Понижение мощности может иметь следующие причины:
- загрязнение вентиляционного фильтра;
- низкокачественное топливо;
- засорение выхлопной системы;
- уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.
Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.
Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.
Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.
Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.
Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.
О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.
Мотоблоки мтз беларусь 05
Технические характеристики
Основные
Культиватор
Двигатель
Трансмиссия
Дополнительная информация
Магазины, где можно купить мотоблок и его аналоги
В 1978 году с конвейера Минского тракторного завода сошел один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью. Мотоблок отличался надежностью, простотой конструкции, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом МТЗ Беларус 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.
Назначение
МТЗ-05 предназначен для сельскохозяйственных работ на небольших участках и вполне способен заменить небольшой трактор. Помимо полей с помощью этой техники можно обрабатывать приусадебные участки, облагораживать сады, парки и пришкольную территорию. Благодаря маневренности и малым габаритам устройство отлично подходит для работ в теплицах. Специальные крепления, которые расположены на мотоблоке, позволяют работать с целым рядом навесного оборудование, что превращает его в многофункциональную машину. С помощью МТЗ 5 л.с. можно:
- рыхлить и культивировать почву;
- обрабатывать междурядье;
- вспахивать легкий грунт;
- производить посев;
- выкапывать корнеплоды;
Кроме этого «Беларус 5» дает возможность скашивать высокие травы и мелкую поросль.
Благодаря прочности конструкции и большим зубчатым колесам МТЗ 05 без проблем перемещает прицепы весом до 0,6 т.
При оснащении местом для оператора мотоблок становится полноценным транспортным средством, развивающим неплохую скорость на ровной местности. Беларусь МТЗ 05 также может использоваться как стационарный двигатель. В таком случае используется вал отбора мощности.
Устройство
Беларус 05 отличается оригинальностью конструкции. Он полностью лишен рамы, что позволило существенно снизить массу устройства. Сама техника представлена как одноосное, двухколесное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Из основных узлов следует выделить двигатель, трансмиссию и ходовую часть.
Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками, имеющими спиральные зубья. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него крутящий момент передается на колеса при помощи одноступенчатых редукторов.
Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом.
Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса.
Особенности
Благодаря высокому дорожному просвету (около 300 мм) белорусский мотоблок МТЗ 05 уверенно себя ведет на пашне, и легко справляется с неровностями. Небольшие габариты и оригинальная конструкция позволяют развернуть машину на «пятачке» в 1 м.
Из особенностей МТЗ5 можно выделить:
- оригинальную рулевую колонку. Она может поворачиваться по горизонтали относительно продольной оси устройства на 160°. Этот фактор дает возможность оператору во время работы или заднего хода находиться сбоку от мотоблока. Для удобства управления рулевая колонка может перемещаться вверх-вниз на угол до 15°.
- изменяемую колею. Ширина колеи может меняться с помощью перестановки колес, при этом она варьируется в пределах 425, 600 или 700 мм.
К особенностям мотоблока МТЗ 05 можно отнести фрикционный дифференциал. Узел позволяет осуществлять межосевую блокировку колес. При этом обеспечивается оптимальное распределение мощности, снимаемой с главного вала, между каждым колесом в зависимости от испытываемого давления.
Во время поворота МТЗ-5 дифференциал останавливает одно из колес и ускоряет вращение другого. Благодаря этому сравнительно тяжелая техника обретает высокую маневренность и легко управляется.
Беларусь МТЗ 05 оснащен пятилитровым топливным баком, который обеспечивает длительную работу без дозаправки. Средний расход горючего – около 2-х литров. При повышенных нагрузках или транспортировке груза с большой массой этот показатель доходит до 3 л.
Двигатель
Для мотоблока МТЗ-05 был необходим сравнительно легкий и достаточно мощный двигатель. Конструкторы остановили свой выбор на МеМЗ-965, на базе которого был спроектирован и разработан «УД-15». До этого ЗАЗ-966 использовался в генераторных установках военных радиостанций и устанавливался на автомобили «Запорожец».
УД-15 – это карбюраторный четырехтактный бензиновый силовой агрегат с одним цилиндром. В нем используется принудительное воздушное охлаждение. Двигатель имеет рабочий объем 245 см 3 и выдает мощность до 6 л. с. при 3600 об/мин (5 лс на МТЗ О5 при 3000 об/мин), что соответствует 4,41 кВт. Частота вращения достигает 3000 об/мин.
Двигатель УД-15 неприхотлив и достаточно прост в обслуживании. На него без труда можно найти запчасти. Однако, мотор имеет свои недостатки: часто выходит из строя и не экономичен.
Позже на некоторые мотоблоки МТЗ-05 ставились двухцилиндровые двигатели УД-25 с мощностью в 8 л. с. Сейчас эти агрегаты часто заменяются более совершенными моторами китайского и японского производства.
Фото-подборка
Инструкция по эксплуатации
Цены на мтз-05
На данный момент в продаже нет новых мотоблоков данной модели даже с рук с консервации или хранения, купить МТЗ 05 можно только в состоянии «бу». На данный момент модель «0 5» – самый популярный б/у «Беларус» по количеству предложений.
Средняя цена на БУ МТЗ 05 (5 л. с.) составляет 39500 руб. В стоимости учитывается состояние агрегата, когда он был выпущен и прилагаемое прицепное и навесное оборудование. Чем больше рабочей навески идет комплектом, тем дороже. Так же, например, если вместе с мотоблоком идет прицеп или телега, это еще плюс 5-15 тыс. руб.
Отзывы владельцев
Фермерством занимаюсь сравнительно недавно. Долго сомневался при выборе мотоблока. Хотелось обзавестись добротной техникой, но при этом не слишком влететь в копеечку. Как оказалось, японцы и китайцы для меня дороговаты. По советам, остановил выбор на б/у-шном белорусском МТЗ 05 весом аж 135 кг. Машина что надо! По пашне летает и с прицепом отлично себя ведет. После 3-х часов работы спалил всего полбака. Как по мне, совсем не дурно. Из поломок отмечу: заменил свечу, и пришлось сращивать тросик сцепления. А так – агрегатом очень доволен.
Сергей Иванович, Тульская область
Уже с десяток лет владею подобным устройством. Хотя при взгляде на «иномарки» конечно зависть берет, но, в общем-то, особых нареканий на Беларусь МТЗ-05 не имею. Одно время ощущались проблемы с переключением передач, да и сцепление работало неважно. Благодаря местным умельцам эти проблемы убрал. Считаю, что за такие деньги это вполне приличная техника.
О Беларус МТЗ 005 ничего плохого сказать не могу. Агрегат отлично справляется с моим участком (30 соток), а работать ему приходится довольно много. Да и как транспорт он у меня постоянно задействован. Поначалу пришлось повозиться с магнето. Как оказалось, причина крылась в сырости, поскольку мотоблок «ночевал» на улице. Теперь «МТЗ 0 5» имеет свой гараж, и проблем как таковых я не наблюдаю.
МТЗ Беларус 05 у меня трудится уже 25 лет – отличная машина. За это время пришлось переделать навеску и осталось немного отремонтировать – не могу найти магнето. А в целом очень доволен мотоблоком.
Видео
Мотоблок мтз 05: технические характеристики
Классическая модель малой сельхозтехники
Мотоблоки «МТЗ-05» на минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году, когда ещё и слова-то такого в общем лексиконе не было. Термин «мотоблок» вошёл в обиход советских граждан только в начале восьмидесятых годов ХХ века. До этого подобная техника в Европе называлась «фреза для почвы», а в Советском Союзе – «пешеходный трактор». Конструкторскому бюро минского тракторного завода удалось создать очень удачную мини-сельхозмашину, в плане её универсальности и многофункциональности. Поэтому и современные мотоблоки «Беларус МТЗ-09Н», двигатели на которых совершенно другие, скомпонованы по такому же принципу.
Об истории мотоблока «мтз-05»
В 1978 году на минском тракторном заводе были запущены в серию пять новинок из разряда малой сельхозтехники: четырёхколёсный 12-сильный мини-трактор «МТЗ-082» и двухколёсные мотоблоки мощностью в 5, 6, 8 и 12 л.с. Самым массовым из них стал «МТЗ-05». Данная модель мотоблока «прописалась» на сборочном конвейере вплоть до 1992 года, когда ей на смену пришла обладающая более мощным и при этом более экономичным двигателем модель «МТЗ-09Н».
Наряду с Минском, мотоблоки данной марки в конце 80-х —начале 90-х годов выпускались также и на Сморгонском агрегатном заводе (г.Сморгонь Гродненской области). За годы производства было сделано десятки тысяч мотоблоков «МТЗ-05», которые нашли своих покупателей не только в Советском Союзе, но и многих других странах (в основном, бывшего социалистического лагеря).
Назначение мотоблока «мтз-05» в хозяйстве и его отличительные особенности
Изначально мотоблок «МТЗ-05» предназначался для обработки почвы на тех небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора. А именно, на приусадебных участках и придомовых территориях, в теплицах и пришкольных опытных хозяйствах, в парках, в садах и на огородах. Он легко справляется с такими задачами, как вспашка почв небольшой плотности, боронование, культивация, междурядная обработка различных овощных культур (окучивание, рыхление, прополка). Кроме того, для выкапывания корнеплодов, для кошения травы, транспортировки грузов весом до пятисот килограммов, и для стационарных работ с валом отбора мощности.
Мотоблок «МТЗ-05» с плугом.
Со всеми этими задачами сельхозмашина достойно справляется. Благодаря особенностям своей конструкции, мотоблок может применяться на самых разных полях, со всевозможными сельскохозяйственными культурами. Его сильная сторона в том, что ширина колеи мотоблока может изменяться (варианты: 425, 600 и 700 мм), в соответствии с шириной рядков на каждом конкретном поле или огороде. Это возможно благодаря оригинальной конструкции: у «МТЗ-05» отсутствует рама, его корпус собирается из нескольких составных частей трансмиссии. В результате, на мотоблоке можно обрабатывать разнообразные сельскохозяйственные культуры, не нанося вреда этим растениям.
Двухколёсное шасси оснащено реверсивной рулевой штангой, которая способна поворачиваться в самых широких пределах. Таким образом, что оператор мотоблока при работе может идти не обязательно вслед за ним, а около него, например, сбоку. Разумеется, это намного облегчает труд. Так же, как и простая, удобная в использовании откидная подставка (подножка) спереди под двигателем. Другая отличительная особенность мотоблока «МТЗ-05» – его более тяжёлая, по сравнению с современными мотоблоками, общая масса: 135 килограммов без учёта навесного оборудования. Массивный мотоблок работает более стабильно, не зарываясь периодически в землю.
Устройство и принцип работы мотоблока «мтз-05»
Основные узлы, из которых устроен классический минский мотоблок, следующие: двигатель; ходовая часть; трансмиссия и органы управления; система агрегатирования с прицепным оборудованием. Двигатель закреплён в связке с корпусом муфты сцепления. Непосредственно за мотором располагается механизм силовой передачи, который включает муфту сцепления; коробка передач, главная передача, шестерёнчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные передачи и ВОМ – вал отбора мощности.
Колеса устанавливаются на фланцах конечных передач и снабжаются пневматическими шинами низкого давления (размер шин 5,90-13С, или 6L-12 по новой классификации). Колея мотоблока является переменной и изменяется вместе с перестановкой колёс. Пятилитровый топливный бак расположен впереди сверху, около крепления к корпусу рулевой колонки.
Принцип работы мотоблока «МТЗ-05» состоит в следующем: двигатель передаёт энергию вращения через трансмиссию и сцепление на распределительный вал, который приводит в действие насадки навесного оборудования (плуги-фрезы, окучники, картофелекопалки, бороны, разрыхлители, косилки и т.п.)
Двигатель мотоблока «мтз-05»
Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.
Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)
Технические характеристики мотоблока «мтз-05»
- Тяговый класс – 0,1;
- Габаритные размеры (в миллиметрах): 1800х850х1070;
- Вес – 135 кг;
- Дорожный просвет – 300 мм;
- Скорость: рабочая – 2,15 км/ч; транспортировочная – 10 км/ч.
- Ёмкость топливного бака – 5л; средний расход бензина – 0,35 л. в час.
Мотоблок «МТЗ-05» оснащён системой многодискового сцепления. Муфта сцепления – фрикционная; смазка всех механизмов выполняется посредством масляной ванны. Управление сцеплением и трансмиссией осуществляется вручную. Коробка передач механическая, ступенчатая, «шестискоростная» (4 передние и 2 задние передачи). Шестерни этой коробки постоянно находятся в зацеплении. Мотоблок снабжён дифференциалом с межколёсной блокировкой.
Вал отбора мощности – зависимый, для работы со специальными активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика составляет одну тысячу оборотов в минуту.
Навесное оборудование в стандартном «арсенале» мотоблока «мтз-05»
- Однокорпусный плуг ПЛ/1;
- Окучник КО/2;
- Косилка навесная КН/1;
- Культиватор лапчатый КР/70;
- Полутонный полуприцеп ПХ/0,5;
- Борона БН/50.
Всё это навесное оборудование сочленяется с сельхозмашиной посредством узла навески и помогает значительно расширить возможности «МТЗ-05». В зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать. Данный мотоблок – универсальный труженик, но все дополнительные приспособления к нему нужно приобретать отдельно.
Мотоблок «мтз-05»: отзывы владельцев
Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже. Поскольку выпущенные в прошлые годы экземпляры вырабатывают свой ресурс и выбывают. А им на смену пришло как новое поколение белорусских мотоблоков – «Беларус МТЗ-09Н», так и большое количество более дешёвой аналогичной китайской техники.
Мотоблок «МТЗ-05» с прицепом.
Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.
Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная. Нужно лишь непродолжительное время, чтобы «приноровиться» к данной технике и освоить навыки работы с ней. Хотя для этого приспособления, конечно, нужно быть физически здоровым и довольно крепким человеком.
Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).
Мотоблок «МТЗ-05»: самодельная «модификация комфорт».
Мотоблок «мтз-05»: цены на вторичном рынке
В интернете можно найти большое количество объявлений о продаже бывших в употреблении мотоблоков «МТЗ-05». Цена на данные сельхозмашины конца 80-х/начала 90-х годов выпуска колеблется от 25000 до 50000 рублей. Для сравнения: новый минский мотоблок «Беларус МТЗ-09Н» стоит от 78000 рублей и выше. Однако, б/у-шные сельхозмашины их владельцы, как правило, продают вместе с необходимым набором дополнительного оборудования, а иногда ещё и запчастей в придачу. А к новому их необходимо будет приобрести за отдельную плату.
В целом, мотоблок «МТЗ-05» вошёл в славную историю минского тракторного завода и отечественного сельского хозяйства как один из образцов чрезвычайно надёжной, неприхотливой, простой в эксплуатации и обслуживании техники.
Инструкция по эксплуатации
Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).
- Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
- Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
- После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
- Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
- Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
- Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
- Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
- Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
- Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
- При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.
Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:
- проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
- запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
- проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.
После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.
- В первую очередь вымойте агрегат.
- Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
- Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
- Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
- Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
- Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
- Промойте регулятор и смажьте его детали.
- Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
- Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.
После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.
Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.
Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.
Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.
Понижение мощности может иметь следующие причины:
- загрязнение вентиляционного фильтра;
- низкокачественное топливо;
- засорение выхлопной системы;
- уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.
Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.
Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.
Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.
Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.
Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.
О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.
Какое навесное оборудование бывает
Сразу надо отметить, что под мотоблоки Хопер (Хапер, как его называют в народе) могут использовать любую навеску под российское крепление. Использование дополнительных приспособлений расширяет функциональность техники, позволяет автоматизировать работы как на малом участке, так и на большой территории. Основные варианты такие:
- Адаптер – тележка с двумя колесами, которая присоединяется к сцепке и позволяет работать сидя, а не передвигаясь за мотоблоком. При этом навеска ставится сзади, это удобно, также намного проще передвигаться на большие расстояния. Важно, чтобы в конструкции были педали для управления навесными орудиями, а также рычаг для торможения.
- Косилка. Способна убирать не только траву, но и сорняки, мелкий кустарник, другую поросль. Бывают разные варианты – роторные, сегментные, мульчеры, измельчающие стебли в мелкую зеленую массу. Подбирать по производительности, учитывать объемы покоса и рельеф на участке.
- Почвофреза. Позволяет обрабатывать рыхлую почву на глубину до 20 см. На бензиновых и дизельных вариантах с воздушным охлаждением она ставится на ось вместо колесных дисков. На дизелях с водяной системой фрезу ставят сзади, присоединяют к валу отбора мощности, это намного удобнее и обеспечивает хорошее качество обработки земли.
- Плуг. Для техники мощностью до 10 л.с. используют классический однокорпусный вариант, он обрабатывает почву на глубину 25 см. Для дизельных мотоблоков Хопер предусмотрен вариант с двумя лемехами, за счет этого скорость вспахивания увеличивается вдвое. Присоединяется через сцепку, правильно отрегулировать положение, не перегружать мотоблок.
- Колеса. Диаметр зависит от мощности мотора и конструкции рамы. Подбирать варианты с протектором, который будет хорошо держаться за почву. Отличается и ширина, обычно она небольшая, так как это дает лучшее сцепление с поверхностью. Следить за давлением в шинах, чтобы они не портились.
- Грунтозацепы. Железные диски с наваренным протектором из стальной полосы, держатся за поверхность намного лучше, их используют для тяжелых работ на влажной почве. Покупать надо отдельно, в комплекте идет два диска и удлинители осей, которыми регулируют ширину колеи.
- Отвалы позволяют убирать снег зимой либо песок и другие не очень тяжелые материалы летом. Ширина – от метра до полутора, в зависимости от мощности техники. На зиму купить снегоуборщик: систему со шнеком, которая присоединяется к валу отбора мощности и выбрасывает снег в сторону.
- Картофелесажалка. Конструкция с емкостью для клубней и системой для формирования гребня. Работает за счет вращения грунтозацепов, которые вращают транспортер. Правильно выставить диски, чтобы они насыпали слой почвы над клубнем не больше 10 см.
- Картофелекопалка. Однорядная система, присоединяемая к валу отбора мощности, так как для отделения картофеля от земли нужен грохот – вибрирующий узел. Бывает навесной либо полунавесной с колесами для опоры на земле.
- Утяжелители. Ставят на легкие модели, это увеличивает массу и улучшает сцепление с почвой.
Есть и другие варианты навески – бороны, сошки, окучники и даже сеялки. Надо решить, какую работу будет выполнять техника и приобретать то, что действительно нужно. Можно сразу не покупать все необходимое, не тратить много, проще докупать навеску потом. Подойдут варианты разных производителей.
Мотоблок мтз-05
Служит для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач через главную передачу, дифференциал и конечные передачи к колесам мотоблока.
Ведущий мост (рис.11) состоит из главной передачи, дифференциала и конечных передач.
4.5.1 Главная передача
Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента с изменением направления вращения и состоит из одной пары конических шестерен со спиральными зубьями.
Ведущая шестерня главной передачи 15 (рис.11) выполнена заодно со вторичным валом КП. Ведомая шестерня 7 крепится к корпусу дифференциала 13 четырьмя болтами. Болты от самоотворачивания застопорены отгибными стопорными шайбами.
4.5.2 Дифференциал
Обеспечивает вращение ведущих колес с различными угловыми скоростями, что необходимо при повороте мотоблока и при движении по неровной дороге.
Дифференциал состоит из корпуса 13 (рис.11), ведомой шестерни 7, оси 8, сателлитов 10, полуосевых шестерен 1 и 12, опорных шайб 9 и 11.
В корпусе дифференциала установлена ось 8, фиксируемая от проворачивания штифтами 6, со свободно сидящими на ней сателлитами 10.
Сателлиты 10 находятся в постоянном зацеплении с коническими полуосевыми шестернями 1 и 12.
Рисунок 10 — Механизм управления коробкой передач 1 — поводок; 2 — рычаг реверса; 3 — вертикальный вал механизма включения блокировки дифференциала; 4 — вертикальный вал включения реверса; 5 — вертикальный вал механизма переключения передач; 6 — рычаг включения блокировки дифференциала; 7 — рычаг переключения передач.
Полуосевые шестерни 1 и 12 соединены посредством шлицев с валами 14 конечных передач. Под торцом полуосевой шестерни 12 установлена опорная шайба 11.
Механизм управления блокировкой дифференциала состоит из поводка 3, трех шариков 2, шпильки 4, по которой перемещается вилка 5.
От рукоятки 10 (рис.3) управления механизмом блокировки дифференциала усилие передается через тягу 3 и рычаг 2 на вал 3 с рычагом 6 (рис.10), который посредством штифта, входящего в отверстие вилки 5, перемещает ее вместе с поводком 3 (рис.11). Для включения блокировки дифференциала необходимо рукоятку 10 (рис.3) переместить вперед по ходу мотоблока. При этом происходит перемещение поводка, под действием которого шарики попадают в пазы полуосевой шестерни, замыкая ее с корпусом дифференциала, — блокировка включена. Для выключения блокировки дифференциала рукоятку 10 (рис.3) необходимо потянуть на себя. При этом поводок освобождает заклинивающие шарики — блокировка выключается.
Рисунок 11 — Ведущий мост 1 — шестерня полуосевая; 2 — шарик; 3 — поводок; 4 — шпилька; 5 — вилка; 6 — штифт; 7 — шестерня, ведомая главной передачи; 8 — ось сателлитов; 9 — шайба
опорная сателлита; 10 — сателлит; 11 — шайба опорная полуосевой шестерни; 12 — шестерня полуосевая; 13 — корпус дифференциала; 14 — вал конечной передачи; 15 — шестерня, ведущая главной передачи; 16 — кольцо стопорное.
4.5.3 Конечные передачи
Конечные передачи (рис.12) служат для увеличения крутящего момента и передачи вращения колесам. Они представляют собой одноступенчатые редукторы с прямозубыми шестернями.
Каждый редуктор состоит из ведущего вала 11, изготовленного заодно с шестерней, ведомой шестерни 4, установленной на шлицах фланца 3, рукава 6 и крышки 2.
Рукав и крышка, соединенные с помощью болтов 1, образуют корпус редуктора, в расточках которого установлены подшипники ведущего вала и фланца колеса. Для предотвращения вытекания масла из корпуса редуктора в расточке крышки установлена манжета 12.
Рисунок 12 — Конечная передача 1 — болт крышки; 2 — крышка; 3 — фланец; 4 — шестерня ведомая; 5 — кольцо стопорное; 6 — рукав; 7 — болт крепления колеса; 8 — колесо; 9 — груз; 10 — болт крепления диска колеса; 11 — вал ведущий; 12 — манжета.
4.5.4 Вал отбора мощности
Вал отбора мощности (рис.13) служит для привода сельскохозяйственных машин, работающих как на стационаре, так и в движении с мотоблоком. Вал отбора мощности вращается со скоростью 1200 об/мин. Он состоит из вала 6, на шлицах которого свободно установлена ведущая шестерня 2, входящая в зацепление с ведомой шестерней 4, которая вращается на двух шарикоподшипниках 7, установленных в корпусе 8. Включение ВОМ производится перемещением рычага 1 вперед, а выключение — перемещением назад по ходу мотоблока. Хвостовиком ВОМ служит шлицевая втулка шестерни 4, в которую вставляется приводной вал машины.
4.5.5 Прицепное устройство
Прицепное устройство служит для соединения мотоблока с полуприцепом и сельскохозяйственными орудиями. Оно представляет собой литой кронштейн со скобой 14 и шкворнем 16 (рис.3). При соединении дышло прицепа или передняя часть универсальной сцепки заводится в зев прицепной скобы и соединяется с мотоблоком шкворнем 16. Шкворень от выхода из нижней проушины фиксируется чекой 17.
Рисунок 13 — Вал отбора мощности 1 — рычаг включения ВОМ; 2 — шестерня ведущая; 3 — кольцо стопорное; 4 — шестерня ведомая; 5 — фиксатор рычага включения; 6 — вал; 7 — шарикоподшипник; 8 — корпус.
Популярные модели
Мотоблок «Салют 100 К-М1» – техника фрезерного типа, которая может справиться с обработкой территории в 50 соток. Производитель рекомендует использовать изделие при температуре окружающей среды от -30 до 40 С. Одно из преимуществ – возможность уложить технику даже в багажник легковой машины, чтобы транспортировать к месту проведения работ.
Внутри стоит мотор Kohler (серия Courage SH), который работает на бензине АИ-92 или АИ-95. Максимальная мощность, которую может продемонстрировать агрегат – 6.5 лошадиных сил. Вместительность бака для топлива достигает отметки в 3.6 литра.
Коленвал изготовлен из стали, а его гильзы – из чугуна. Зажигание электронное, что не может не порадовать пользователя, смазка подается под давлением.
«Салют 100 Р-М1» приобрел отличный эргономичный дизайн, отличается повышенным комфортом управления, превосходной маневренностью даже на узких участках. Работает стабильно, имеет мощный японский мотор Robin SUBARU, демонстрирующий силу в 6 лошадиных сил. Из положительных сторон использования такой техники можно выделить низкую токсичность выхлопа, практически моментальный запуск, низкий уровень шума.
«Салют 100 Х-М1» поставляется в продажу с мотором HONDA GX-200. Такой мотоблок отлично подходит для выполнения не только работы в огороде, но и для очистки территории от грязи и мусора, а так же подрезки небольших кустарников. Машина в состоянии заменить большинство ручных инструментов, поэтому пользуется большой популярностью. Она может пахать, окучивать, создавать грядки, выкапывать корнеплоды.
Мощность силового агрегата 5.5 лошадиных сил, работает он сравнительно тихо, топливо расходует экономно, что тоже немаловажно. Мотоблок демонстрирует бесперебойную работу при любой температуре окружающей среды.
«Салют 100 Х-М2» имеет в конструкции движок HONDA GX190, с силой 6.5 лошадиных сил. Управление передачами находится на руле, что значительно упрощает процесс эксплуатации. В стандартной комплектации установлены фрезы, ширина захвата которых 900 миллиметров. Технику можно похвалить за компактный размер и возможность перевозить ее в багажнике легковой машины.
Отличает модель низкий центр тяжести, благодаря которому оператору не приходится прилагать много усилий в процессе работы с мотоблоком.
«Салют 100 ХВС-01» работает на двигателе Hwasdan. Это один из самых мощных мотоблоков, с силой 7 лошадиных сил. Используется на больших участках, поэтому его конструкция предусматривает большие нагрузки. При использовании баластового груза макисмальное тяговое усилие составляет 35 килограммов на колеса и еще 15 на переднюю подвеску.
«Салют 100-6.5» отличается двигателем Lifan 168F-2 и величиной тягового усилия до 700 килограммов. Модель можно отметить за ее компактность, отсутствие проблем во время эксплуатации и доступную стоимость. Такая техника может демонстрировать стабильную работу, даже если используется некачественное топливо. Емкость бензобака 3.6 литра, а демонстрируемая мощность мотора 6.5 лошадок.
«Салют 100-БС-И» оснащается очень мощным движком Briggs & Stratton Vanguard, который экономно расходует горючее. Пневмоколеса в комплектации обладают высокой проходимостью. Центр тяжести занижен, благодаря чему мотоблок можно похвалить за маневренность. Может работать даже на участке с уклоном. Мощность техники 6.5 лошадок, объем бака для топлива 3.6 литра.
Схема устройства и принцип работы
Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.
Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.
Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.
Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.
Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.
Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.
Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.
Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.
Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.
Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).
Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.
Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.
Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.
Технические характеристики мотоблока агро
Наименование | Значение |
Тип мотоблока | Универсальный, одноосный |
Модель | АГРО мод. 001 |
Габаритные размеры, при положении руля на одной оси с рулевой штангой, мм длина ширина высота | 1700 ±50 |
Масса, кг конструкционная эксплуатационная максимальная | 150 ± 3 160 |
Число передач в трансмиссии вперед назад | 4 2 |
Максимальная рабочая скорость (определяется положением рычагов переключения мотоблока и дроссельной заслонки двигателя), км/ч — Вперед: На 1 передаче: -с навесным плугом -с фрезой почвенной -тележка с грузом не более 400 кг На 2 передаче: -с навесным плугом -тележка с грузом не более 400 кг На 3 передаче: -тележка с грузом не более 400 кг На 4 передаче: -тележка с грузом не более 250 кг -Назад: На 1 передаче -с косилкой: -со снегоуборщиком: На 2 передаче: -с тележкой | 2,4 4 5,5 6,5 15 2,8 8 |
Дорожный вертикальный просвет, не менее, мм | 250 |
Колея, мм | 600 50 или 700 50 со вставками 42T 001.17.00.001 |
Радиус поворота при наименьшей колее 600 50 мм (по оси следа внешнего колеса), м | 1,2 |
Глубина преодолеваемого брода максимальная, м | 0,3 |
Предельные значения температуры окружающей среды, при которой обеспечивается работоспособность мотоблока | от -20 °С до 40ºС |
Двигатель | |
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный принудительного воздушного охлаждения |
Модель | УМЗ-341 |
Мощность номинальная, кВт (л.с.) | 5,88(8) при 3600 мин-1 |
Топливо | Бензин автомобильный А-76 ГОСТ 2084-77 или Нормаль-80 ГОСТ Р51105-97 |
Остальные технические характеристики двигателя приведены в руководстве по эксплуатации двигателя | |
Трансмиссия | |
Муфта сцепления | Фрикционная, коническая «сухого» типа, постоянно замкнутая с ручным управлением |
Главная передача | Пара конических зубчатых колес с круговыми зубьями |
Дифференциал | Шестеренчатый, конический с 2-мя сателлитами с принудительной блокировкой |
Конечные передачи | Одноступенчатые с цилиндрическими прямозубными шестернями |
Остов, ходовая система, рулевое управление | |
Остов | Безрамный, состоит из корпуса трансмиссии |
Ходовая система: | |
Тип | Колесная по схеме 2×2 |
Размер шин, дюйм | 6,0 х 12 |
Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2) | 0,08 — 0,12 (0,8 — 1,2) |
Рулевое управление | Штанговое, регулируемое по высоте, с возможностью переналадки на реверсивное положение, влево или вправо от основного на 30º |
Вал отбора мощности | |
Привод | независимый |
Частота вращения хвостовика ВОМ при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3600 об/мин | 1200 |
Прицепное устройство | |
Тип | Корпус ВОМ со шкворнем и фиксатором |
Размеры и расположение | См. рис. 12 инструкция по эксплуатации |