- Что такое культиватор и для чего он нужен
- Всё о фрезах для культиватора
- Глубокая обработка почвы
- Заводская фреза
- Зубчатый
- Изготовление активной фрезы
- Инструкция по сборке
- Как правильно заточить
- Как сделать своими руками?
- Как собрать «гусиные лапки»
- Как собрать правильно фрезы на мотоблок
- Какие фрезы лучше
- Нужно ли затачивать фрезы на культиватор
- Нужно ли точить фрезы на мотоблок – разбираемся вместе
- Полезные советы
- Саблевидные или «активные» фрезы
- Типы фрез
- Фрезы «гусиные лапки»
Что такое культиватор и для чего он нужен
Для начала нужно разобраться, что собой представляет культиватор, как он устроен и для чего нужен. Итак, это вид компактной сельскохозяйственной техники, предназначенной для предпосадочной подготовки почвы. Он позволяет пахать, рыхлить и окучивать землю, а также оформлять борозды и выполнять боронование. Этот агрегат позволяет значительно облегчить сельскохозяйственные работы на дачном или приусадебном участке.
Культиваторы по типу механизма делят на группы:
- механические ручные. Используются в качестве дополнительного оборудования к более серьёзной технике. Рыхлят почву на глубину не более 5 см и удаляют лишь слабые, расположенные на самой поверхности, сорняки;
- электрические. Лёгкая, маневренная техника, которая используется на ограниченных участках земли. Недостаток заключается в работе от электрического шнура;
- аккумуляторные. Этот тип сельскохозяйственного оборудования — сочетание всех преимуществ электрических аналогов с автономностью. Они более тяжёлые, но, в то же время, мобильные и безопасные;
- бензиновые. Эта техника отличается мощностью, производительностью и большим весом. Хороший вариант для обработки обширных земельных участков.
Культиваторы любого типа состоят из таких основных элементов, как рама, рычаги управления, двигатель, ротор, колёса и устройства культивации (фрезы).
Всё о фрезах для культиватора
Почвофреза — один из основных рабочих элементов мотокультиватора. Она предназначается для прополки, взрыхления и подготовки почвы под посадку различных сельскохозяйственных культур. Это не универсальный инструмент, и, в зависимости от сложности почвы и вида выполняемых работ, нужно подбирать его определённый тип.
Существует три основных разновидности почвофрез для мотокультиваторов и мотоблоков:
- сабельные. Это самый распространенный вид фрезы и используется для работы на предварительно подготовленной почве. Они бывают цельными и разборными и представляют собой ось с приваренными или прикрученными ножами саблевидной формы;
- «гусиные лапки». Данный вид имеет неразборную конструкцию и используется для обработки твёрдых грунтов и перебивки растительных остатков;
- целинные. Как видно из названия, эти фрезы прекрасно подходят для работы на целинных участках, глубокой вспашки и рыхления почв. Это надёжная и довольно прочная конструкция.
Глубокая обработка почвы
При освоении новых участков приходится осваивать целину. Обычно она обильно зарастает дерниной, многолетними травами и бурьяном. Справиться обычными инструментами с подобными территориями довольно сложно. Чаще прибегают к культивации с помощью глубокой обработки с оборотом пласта.
При оборотной пахоте происходит подрезание части слоя, ее подъем и переворот вокруг собственной оси. В результате земля из нижнего слоя оказывается сверху. Сорные травы в течение определенного времени не могут расти. У культурных растений появляется фора для опережающего развития.
Подобную работу выполняют осенью. Корневища крапивы, пырея ползучего, одуванчика и иных сорняков подмерзают в ноябре-декабре, когда температура воздуха опускается ниже -15…-17 ⁰С (стабильного снежного покрова еще нет). В дальнейшем они теряют способность к росту.
В дальнейшем к подобному приему прибегают каждую осень. Через 2…4 года осенней зяблевой пахоты количество сорных трав на участке многократно сокращается.
Сторонники органического земледелия не соглашаются с подобным подходом. Но опыт нескольких столетий доказывает, что только такими агротехническими мероприятиями можно добиться очистки территории от сорняков. Иначе придется использовать химию для борьбы с сорными растениями.
Глубокая пахота позволяет:
- обернуть пласт почвы и дать возможность растениям использовать для питания вещества, которые в течение сезона постепенно смещаются на нижние горизонты. Подобная операция позволяет снизить засоление грунта минеральными подкормками, а также сократить количество вносимых удобрений;
- аэрация нижних слоев почвы способствует возникновению аэробных процессов перегнивания растительных остатков. Обычно в нижних слоях доступ кислорода воздуха ограничен. Поэтому создаются условия, когда перегнивание корней стержневого типа растягивается на несколько лет. Анаэробные процессы (без доступа воздуха) происходят с медленным накоплением гумуса;
- при обороте пласта семена сорных трав оказываются в нижних слоях грунта, и прорастать они не могут. Оставшиеся на поверхности корни вымерзают. В результате резко понижается засоренность почв;
- вымерзающие комки земли в зимний период легче крошатся весной. Образуется легкий рыхлый поверхностный слой, в котором культурные растения могут получать более обильное питание;
- внесение органики перед пахотой позволяет организовать активное перегнивание навоза или сидератов, если их посеяли после уборки основных культивируемых культур.
Заводская фреза
Большинство мотоблоков и культиваторов комплектуются такими фрезами при продаже. В зависимости от ситуации, они могут быть собранными или разобранными. Выбрать мотоблок вы можете какой угодно, а вот какой фрезой его укомплектовать изначально, выбрать к сожалению нельзя.
Конструкция представляет собой ось, с приваренными пластинами, к которым непосредственно и крепятся саблевидные ножи. Готовая фреза может состоять из нескольких таких секций, соединенных между собой при помощи болтов. Добавляя или убирая секцию, можно регулировать ширину культивации.
Плюсы и минусы заводской фрезы:
Самый главный плюс– поставляется сразу в комплекте с мотоблоком. Фреза не плохо справляется со своей основной задачей, при условии, что работа ведется на ранее обрабатываемом участке.
Теперь о реалиях. Если речь идет о китайских мотоблоках, ножи на фрезу их слабое место. Плохой метал, даст о себе знать, возможно даже в первом же сезоне, болты и сварочные соединения тоже оставляют желать лучшего. Если обрабатывать целинной земельный участок или там где много травы, процесс будет не из приятных. Будет тяжело удержать мотоблок, да и нагрузка на редуктор будет высокой.
Но не спешите расстраиваться, уже не проблема найти качественные ножи польского или украинского производства, есть из чего выбрать, вопрос с болтами решается еще проще. Да и сделать более качественное сварное соединение, для нашего брата тоже не проблема.
Такая фреза, представляет собой цельносварную конструкцию, ось и приваренные к ней ножи, с треугольными наконечниками или как их называют – гусиные лапки.
Зубчатый
Для работы используются несколько дисков, которые вращаются по оси. Можно взять 3-5 дисков.
Например – мы берем 5 дисков из стали (диаметр 16-30 см.), прут (диаметр 10мм), ось (длины 32см, диаметр 15 мм) и держатель (деревянный или пластиковый).
Так как диски трудно снять с какого-нибудь сломанного механизма, их придется изготавливать.
Для изготовления дисков необходим самый простой токарный станок, а если нет станка, диски придется заказывать.
В дисках просверливаются отверстия для зубьев (но не во всех дисках, а в 3 из 5 или в 2 из 3). В каждое отверстие крепятся зубья. Затем диски насаживаются на ось по принципу – один диск с зубьями, один диск без зубьев. По краям оси устанавливаются цапфы и подшипники.
Обладатели мотоблоков часто идут на всевозможные самодельные изготовления различных комплектующих к своему агрегату. Гусеницы для мотоблока своими руками существенно увеличат показатели проходимости.
Зернодробилка стала незаменимой вещью для дачников и владельцев земельных участков. Зернодробилка бытовая идеальна по соотношению цены и качества.
Сельскохозяйственнная техника стала настоящим облегчением для фермеров. Здесь вы узнаете как сделать плуг для мотоблока своими руками.
В качестве ручки подойдет черенок от лопаты или пластик – на выбор. При использовании такого культиватора земля хорошо насыщается кислородом, а сорняки вырываются с корнями.
Изготовление активной фрезы
Среди фермеров и просто любителей огорода, наибольшей популярностью пользуются именно саблевидные устройства благодаря эффективной и простой конструкции, которую легко можно собрать в домашних условиях.
Для изготовления активной фрезы вам понадобится металлическая полоса из высокопрочной стали, болгарка, дополнительные детали для непосредственного вскапывания земли, небольшая труба и любой сварочный аппарат.
Стоит отметить, что в качестве вспахивающих приспособлений вполне подойдут старые автомобильные рессоры и другие аналогичные изделия.
Основные элементы фрезы следует изогнуть в одинаковом направлении и обрезать до единого размера. Воспользовавшись сварочным аппаратом, вы легко присоедините полученные конструкции к основной трубе.
Важно! Распределить режущие детали необходимо равномерно и с разных сторон трубы.
Если самодельная фреза нужна вам для конкретных целей, и вы сразу знаете, в какую сторону будут двигаться лезвия, рекомендуется дополнительно заточить их по требуемому направлению, тем самым увеличив мощность и качество вскапывания.
Получив собранный механизм, нужно хорошо закрепить его на мотоблоке и сразу же попробовать фрезу в действии. Обнаружив некоторые неточности в работе или любые другие проблемы, конструкцию можно легко снять и доработать в зависимости от потребностей.
Перед тем как начинать изготовление фрезы для мотоблоков своими руками, советуем просмотреть специальные видео-инструкции, представленные в конце статьи.
Обязательно почитайте:
Дизельный мотоблок Кентавр
Инструкция по сборке
https://www.youtube.com/watch?v=Zq7pjRL1rEA
Несложно установить фрезу на мотоблок, но для этого придется предварительно ее собрать, правильно организовав направление вращения: в почву должна врезаться заточенная часть.
Крепление выполняется на ось выходного вала. Для фиксации требуется стопор. Выполнять установочные действия своими руками в одиночку достаточно сложно. Лучше всего использовать Х-образные козелки, выполненные из дерева. Как правило, их делают высотой около 50 см.
Мотоблок нужно облокотить на сошник, затем наклонить где-то на уровень сорока пяти градусов, подставить под рукоятку руля козелки. Дальше «дело техники»: просто снимаем колесо.
Прежде чем начинать сборку фрез на мотоблок, следует продумать ее конструкцию, а также те функции, которые она должна выполнять. Для этого важно просмотреть аналогичные изделия, используя информацию в деталях. Иначе изделие не будет выполнять ту работу, которую необходимо. А значит, действия окажутся бессмысленными.
Сначала нужно сделать хотя бы приблизительный чертеж, один из таких изображен на фото. Исходя из этого, подбираются все необходимые составляющие. А дальше нужно действовать по чертежу, поэтапно собирая каждую деталь.
Когда сборка фрезы для мотоблока будет выполнена, следует обязательно провести тестирование. Это позволит сразу же внести корректировки в ее конструкцию, если результат будет несколько отклоняться от предполагаемого.
Как правильно заточить
Если взвесив все аргументы за и против заточки фрез, смысл проведения этой процедуры не утратил актуальность, то необходимо разобраться со способом выполнения задачи.
Опыт сторонников острых режущих поверхностей навесного оборудования мотоблоков позволяет выделить несколько ключевых этапов работы:
- Все секции навесного оборудования необходимо снять с мотоблока и разъединить. После этого открутить болты крепления режущих элементов от корпуса.
- Очистить места предполагаемой заточки от загрязнений.
- При помощи болгарки небольшого диаметра, оснащенной точильным кругом произвести грубую коррекцию режущих элементов путем выравнивания явных неровностей металла. Для удобства работы угловую шлифовальную машинку следует использовать небольшого диаметра. Оптимальным вариантом будет 115 или 125 мм.
- Произвести непосредственную заточку ножа под углом 450, стремясь снять как можно меньше металла с ножа. При этом стремиться к идеальной остроте нет смысла.
- Собрать все части оборудования и установить их на мотоблок.
Следует оговориться, что описанная процедура актуальна только для сабельных фрез. Принцип эксплуатации устройств типа «гусиные лапки» и «целина» отличается от рассматриваемого варианта. Необходимость их заточки отсутствует.
Таким образом, принципиально решив вопрос о наличии необходимости заточки фрез мотоблока, описанная процедура поможет максимально комфортно и эффективно использовать рабочий инструмент.
Как сделать своими руками?
Перед изготовлением культиватора обработайте металлические части от коррозии. Если не провести такую обработку, металлические детали быстро заржавеют от частого соприкосновения с почвой. Если провести обработку специальным антикоррозионным составом, тогда устройство прослужит вам гораздо дольше.
Для изготовления рабочей части берутся квадратные стальные пластины. Размер может быть разным, для мотоблока это 150*150 мм. Для фрез берутся пластины 25*4 см.
Сверлим отверстие в каждой пластине. Соединить обе пластины (квадратную и прямоугольную) вместе попарно, чтобы они выглядели как фреза.Для крепления используются болты.
Если использовать сварку, изделие будет не таким надежным.
После того, как вы соединили пластины, сделайте еще одно отверстие и закрепите их на стальной трубе. Нам понадобится две трубы, скрепленные между собой фрезами. После этого трубу можно прикрепить к валу мотоблока.
В данном случае можно использовать такие мотоблоки как: Кайман Варио, Кайман 320, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер и другие модели.
Простые модели культиваторов можно изготовить без чертежа, особенно при наличии инженерно-технического опыта. Более же сложные модели культиваторов для мотоблока своими руками желательно собирать по чертежам с указанием всех необходимых размеров.
Как собрать «гусиные лапки»
Основным элементом почвенного устройства является приводная втулка, параметры которой должны быть не меньше пяти мм длины стенки, а оптимальным показателем считается примерно семь мм. Далее необходимо проточить внутренность так, чтобы она легко одевалась на вал, и сделать специальное отверстие под осевую трубу глубиной тридцать или сорок мм.
Что касается самой осевой трубы, то она, как правило, изготавливается на основе стандартной модели АЕ25-32, но допускается применение и других аналогичных деталей. Существует два вида готовой трубы: разборный и неразборный, все зависит от ваших ожиданий.
Но если верить отзывам фермеров, то разборный вариант всё же считается наиболее эффективным, так как всегда есть возможность добавить или убрать ножевые установки.
Как будет вести себя мотоблок на определённом участке предугадать невозможно, и по этой причине лучше на всякий случай иметь запасной вариант модификации.
Обязательно почитайте:
Мотокультиватор Крот
Выбрав подходящий тип осевой трубы, необходимо установить на неё специальный фланец для дальнейшего крепежа ножевых установок. Общая длина такого приспособления будет зависеть от ширины ножей и их отдалённости друг от друга.
Оптимальная ширина треугольных ножей равняется примерно 60-80 мм, так как более крупные размеры заметно увеличивают сопротивление агрегата земле и ухудшают его работу. Сами ножевые вставки должны быть изготовлены из плотной стали и иметь толщину 3-5 мм.
Далее следует собрать стойку режущего элемента, которая состоит из изогнутой полосы и заточенной кромки.
Соединив ножевую установку и осевые трубы, вы получите общую конструкцию модульного элемента. Собственно, это и есть финальная стадия создания «гусиных лапок» и вы можете провести первый «обкат» самодельной установки.
Также, перед тем как начинать процедуру изготовления фрезы, стоит предварительно сделать небольшой чертёж, чтобы уменьшить риски порчи деталей.
Нужный чертёж можно найти во многих автомобильных изданиях или же на просторах интернета, если вы имеете техническое образование и понимаете конструкцию фрезы, можно изготовить примерный план самостоятельно.
Как собрать правильно фрезы на мотоблок
Мотоблоком является оборудование, без которого не обойтись в сельском хозяйстве. Оно направлено на выполнение сельхоз работ. Чтобы собрать ножи на культиватор и подготовить его к обработке земли, необходимо выполнить некоторые действия.
Во-первых, необходимо ознакомиться с культиватором, для которого будет изготавливаться фреза. Нужно изучить его конструкцию. Это позволит сэкономить время и собрать готовый агрегат. Удобнее всего будет собрать либо саблевидные ножи, либо гусиные лапки.
Изучая конструкцию мотоблока, необходимо обратить внимание на:
- Мощность культиватора;
- Верхнюю раму мотоблока, на которой расположен топливный бак и двигатель. Они будут крепиться на приспособленные кронштейны;
- Оборудование мотоблока или двигателя сцеплением и коробкой переключения передач.
Культиватор состоит из таких элементов:
- Короткой, роторной оси;
- Оси ротора различной длины, собирающейся из двух частей;
- «пальца» с фиксатором;
- Ножей (правого и левого);
- Болтов и прочих деталей для крепления всей конструкции.
Сборка фрез культиватора происходит так. Всего устанавливают 24 лезвия. Схема состоит из двух блоков по 12 ножей на каждом. В каждом блоке применяют 3 выделенных узла по 4 лезвия. Они монтируются строго под углом в 90 градусов. Для создания одного ножа, берут лист стали с толщиной не более 5 миллиметров.
Чтобы изготовить стойки берётся стальной уголок размером 63х40 миллиметров. Ножи крепятся к стойке, а второй конец приваривается к фланцу. Так получится соединить 4 лезвия в одну цельную установку. Затем вся установка вкрапливается болтами.
При соблюдении данной инструкции, получается цельная и надежная конструкция, которая легко выдержит большую часть нагрузок. Для регулярного использования оборудования, рекомендуется прибегать к использованию заводских моделей, нежели самодельных ножей. Это содействует продуктивной работе установки без сбоев и проблем.
Какие фрезы лучше
Насадки саблевидного типа подходят для любого грунта. Для участков с камнями и большими корнями рекомендуют использовать навесные механизмы с высокими эксплуатационными показателями. В активных фрезах ножи не ломаются из-за качественного материала изготовления.
Гусиные лапки отличаются большой проходимостью фрезы по целине, нетронутой сельскохозяйственной техникой, в результате чего грунт легко и быстро обрабатывается, тщательно измельчается земляной ком, перемешивается на глубине 30-40 см. Они удобны для обработки земли каменистого и твердого типов, борьбы с сорняками и устанавливаются как на мотокультиваторы, так и мотоблоки.
Недостатком орудия является меньшая прочность. В процессе эксплуатации ножи необходимо постоянно осматривать на наличие повреждений и ремонтировать. Материал гусиных лапок имеет не такие высокие прочностные характеристики, как легированная или высокоуглеродистая сталь, тем не менее хорошо поддается сварочным процессам.
Нужно ли затачивать фрезы на культиватор
Вопрос затачивания ножей на культиватор имеет неоднозначный ответ. Заводские модели изготавливают по специальной технологии, с применением самозатачивающегося материала. Это позволяет избежать необходимости заточки ножей вручную.
Такие ножи устанавливаются на «гусиные лапки». Из-за этого они не нуждаются в заточке при правильном использовании оборудования. При решении вопроса по затачиванию, стоит отталкиваться от указанной таблицы.
Целевое назначение | Заточка | Результат |
Для обработки тяжелых типов грунта при помощи мощного культиватора | Нет | Поле заточки эффект не усилится. Поэтому необходимость отсутствует. |
Для обработки небольших участков земли при помощи легкого культиватора | Да | Улучшает качество обработки земли. |
Важно:затачивание фрезы на легких культиваторах дает хороший результат. Но, через несколько часов продуктивной работы, лезвия приходится затачивать по новой. Кроме того, заточенные ножи дробят корни от сорняков, что приводит к ещё большему их разрастанию.
Нужно ли точить фрезы на мотоблок – разбираемся вместе
Дать однозначный ответ на этот вопрос достаточно сложно в виду нескольких факторов. Во-первых, большое значение имеют рекомендации производителя фрез. Некоторые компании, занимающиеся выпуском высококачественного оборудования для вспашки почвы, не советуют выполнять заточку режущих элементов, так как это приведет к ухудшению эффективности фрез и потере гарантии на их обслуживание. Другие производители, наоборот, рекомендуют обязательно точить фрезы перед каждым сезоном эксплуатации мотоблока.
Второй важный фактор – это результат, который может принести заточка фрез. Единственный, но очень важный плюс, который дает данная процедура – это легкость в процессе культивации, ведь заостренным режущим ножам будет гораздо легче углубляться в грунт и эффективно вспахивать его.
К минусам заточки относиться необходимость каждый раз выполнять демонтаж и установку оборудования на мотоблок. Еще один очень важный недостаток – это способность фрез измельчать глубоко спрятанные в земле корни сорняков, что приведет к их интенсивному вегетативному размножению по всей площади огорода.
Третий фактор – это тип обрабатываемой почвы. Если почвофреза на мотоблоке используется преимущественно в целях обработки твердых глинистых грунтов и целины, то заточка режущих ножей поможет быстрее и качественнее вспахать такую землю. Если же грунт на огороде мягкий, то точить используемый комплект фрез, как правило, не нужно.
Все перечисленные совету по изготовлению, установке и заточке приспособлений подходят для эксплуатации оборудования в паре с мотоблоками Нева МБ-1, МБ-2, а также сельскохозяйственными машинами марок МТЗ, Целина и агрегатов других импортных и отечественных производителей.
Выбор фрез для мотоблока представляет собой ответственный процесс, ведь этот элемент играет не последнюю роль в процессе обеспечения эффективности устройства. Для того чтобы правильно выбрать фрезы, нужно разбираться в отличительных чертах данных изделий, понимать, какие существуют виды и типы фрез.
Полезные советы
С целью оптимизации нагрузки и повышения продолжительности срока службы культиватора ширину рыхления подбирают изменением количества навесных почворезов.
Регулировать глубину залегания лезвия позволяет настраиваемый сошник. Он выполняет всю работу, никаких усилий на мотоблок прикладывать не нужно. Рукоятку руля слегка прижимают к земле, сошник сильнее входит в почву и тормозит ход техники, тем самым увеличивая глубину культивации.
Для того чтобы редуктор не упирался в необработанную землю, технику немного раскачивают.
При работе с культиватором пользователь должен держать ровно спину, кисти рук — на уровне пояса. Такое положение тела способствует более длительной эксплуатации агрегата и не принесет вреда здоровью.
Если лезвия после долгого применения тупятся, они подлежат заточке с помощью болгарки. Для простоты обслуживания выбирают самозатачивающиеся ножи. Большое влияние на режущие кромки имеет тип почвы. Во влажной или тяжелой земле ножи изнашиваются быстрее.
Для более комфортной работы и качественной культивации грунта частота вращения фрезы для консольного мотоблока должна достигать 275 об/мин, культиватора — 140 об/мин.
Если механизированная техника плохо работает с почворезом, необходимо выяснить причину неисправности и своевременно ликвидировать ее. При невозможности осуществить ремонт обращаются за помощью к специалистам.
Саблевидные или «активные» фрезы
Самой эффективной деталью для обработки поверхности считается активная фреза, которая благодаря своей комплектации может работать на любых проблемных участках.
Ограничений по эксплуатации практически не существует, но в то же время многие фермеры рекомендуют использовать саблевидные ножи на мягком грунте.
При желании допускается применение мотоблоков на каменистых участках с большим количеством корней, так как шанс возможной поломки ножей практически минимален.
Ножи на активных фрезах состоят их 4-х деталей и равномерно располагаются по конструкции под девяносто градусов. Как правило, на одну сторону устройства крепится от двух до трёх таких блоков, а иногда их количество может достигать даже пять элементов. Всё зависит от мощности вашего мотоблока и его общего веса, то же самое касается ширины прикрепляемых деталей.
Каждый нож визуально выглядит, как обыкновенная изогнутая металлическая полоса, но при определённой мощности, эти наконечники очень глубоко входят в землю и уничтожают все лишние компоненты. Если говорить о том, как сделать саблевидные фрезы самостоятельно, следует посоветовать специальную рессорную сталь марки 50ХГФА.
Типы фрез
Активный инструмент может совершать вращательное движение в разных плоскостях:
- Перпендикулярно направлению движения мобильного агрегата, ось параллельна земле. При этом поступательное перемещение происходит за счет захвата нового участка грунта.
- Ось расположена по оси движения. Вращение роторов происходит по часовой или против часовой стрелки. Такие инструменты не получили распространения, так как при их работе формируются свальные или развальные борозды. Необходимо выполнять планировку после измельчения почвенного слоя.
- Ось располагается перпендикулярно к земле. Приходится преодолевать повышенное сопротивление почвы, поэтому подобная обработка применяется при локальных рыхлениях.
Типы фрез для обработки почвы: а – пружинный; б – плоский рыхлитель; в – крючок; г – прямая лапка; д – саблевидный; е – винтовая фреза-окучник
При разработке фрез конструкторы исходили из необходимости не только раздробить грунт, второй задачей ставили прочесывание слоя с целью отделения длинных подпочвенных корней, которые образуются у многолетних сорняков. Предлагаются разные схемы движения режущих и вычесывающих кромок внутри почвы.
Перед проектировщиками возникает вопрос о том, какие фрезы лучше.
До 1990 г. многие производители предлагали использовать пружинный инструмент. Он эффективен на окультуренных участках. Основная задача – это удаление корневищ. При всех плюсах подобных разработок производители не сумели обеспечить высокую производительность. Агрегат перемещался со скоростью менее 0,2…0,3 м/с, что не устраивало большинство пользователей.
Плоский рыхлитель показывает высокую скорость работы, но между пластинами остаются необработанные участки. Приходится проводить несколько повторных рыхлений, что снижает эффективность работы.
Пружинные крючки оказываются полезными при использовании пассивных инструментов. Ими оснащают бороны. Вычесывание возможно на глубине до 15…20 см.
Лапки прямого профиля оказались довольно эффективны, но саблевидный тип оказался технологичнее в изготовлении. Поэтому большинство изготовителей оборудования для мотоблоков ориентируется на выпуск именно этого типа инструмента.
Винтовые фрезы применяют не для глубокой обработки, а для активного окучивания гряд. Некоторые культуры нуждаются в присыпке прикорневой части, поэтому подобные устройства оказываются востребованными только для подобной операции.
Еще одна интересная конструкция – это барабанная фреза. Обычно их устанавливают сразу две. Основной плюс данной установки заключается в простоте устройства. Как отмечают пользователи, ставить подобные рабочие органы можно на мотоблоки «Ока», «Салют», «Патриот», МТЗ или «Хопер».
К сожалению, у подобной разработки имеются определенные недостатки:
- Жесткость образующих барабана невысокая. Необходимо устанавливать промежуточные опоры во внутреннем пространстве.
- Для нормальной работы необходимо догружать мотоблок дополнительным грузом, иначе удерживать его на определенной глубине довольно сложно.
- Увеличение веса затрудняет эксплуатацию агрегата. Оператору приходится затрачивать большие усилия на поворотах.
Фрезы «гусиные лапки»
Конструкция «Гусиные лапки» впервые была предложена в 1986 г. на Минском тракторном заводе (МТЗ). Конструкторы обосновали необходимость подобного ротора тем, что при обработке грунта на целине обычные фрезы ломаются.
Можно приобрести готовые инструменты подобного типа. Их также можно изготовить своими руками.
![]() | Фрезерный вал размещается за мотоблоком. Чтобы передать вращение от вала отбора мощности к приводному валу, необходимо произвести монтаж вспомогательной рамы. Крутящий момент передается от ВОМ дифференциалу, расположенному в заднем мосте от легкового автомобиля. От полуоси, выходящей из дифференциала, вращается звездочка. Далее вращение приходит на ведомую звездочку. Она вращает рабочий вал. На нем установлены штанги с гусиными лапками. |
![]() | Рабочий вал будет размещен на расстоянии 450 мм от заднего моста. Для изготовления используется труба Ø 54 мм. Нужно подготовить опорную раму, а также весь приводной цепной приводной механизм. Вращение будет передаваться с обеих сторон от дифференциала. |
![]() | Фланцы изготавливаются из пластин толщиной 5 мм. Они нарублены в квадраты со стороной 100 мм. Заготовки собраны в пакет. Так проще одновременно просверлить все фланцы одновременно. На токарном станке устанавливается четырехкулачковый патрон. Сзади расположен обычных трехкулачковый патрон. |
![]() | Использование двух токарных патронов позволяет центрировать квадратную заготовку строго по центру. Каждый кулачок на четырех кулачковом патроне фиксируется отдельно. |
![]() | После сверления выполняется расточка расточным резцом. Необходимо проточить до диаметра 54 мм. Такой размер имеет труба, используемая в качестве вала. |
![]() | Пакет готовых фланцев разбирается. Они будут приварены к валу. |
![]() | По аналогии с имеющимися звездочками нужно изготовить второй комплект ведомых звезд для цепи. |
![]() | Из листа толщиной 6 мм изготавливаются новые звездочки. Выполняется разметка. Сверлятся отверстия, которые служат пазами для опоры роликов цепей. С помощью отрезного диска выпиливается внешний контур. В центре высверливается центральное отверстие, необходимое для ориентированной установки звездочки на вал. |
![]() | Рама изготавливается из листа толщиной 6 мм. Место будущего изгиба пропиливается на половину толщины. Выполняется необходимый изгиб на заданный угол. Провариваются пропилы, в дальнейшем обратный изгиб невозможен. Форма изделий стабильная. |
![]() | В щечках рамы высверливается отверстие. В него в дальнейшем будет установлен корпус подшипника. Отверстие дорабатывается лепестковым кругом УШМ. |
![]() | Боковина рамы закрепляется к заднему мосту. Между звездочками располагают цепь. |
![]() | Перед монтажом цепи уточняется количество звеньев. При необходимости устанавливаю дополнительные или удаляют лишние. |
![]() | Вваривается стакан опоры подшипников, а затем устанавливается рабочий вал. |
![]() | К звездочкам приваривают центрующие втулки. Они устанавливаются на ведущем валу (полуосях заднего моста). |
![]() | На ведомый вал устанавливают звёздочки через опорные подшипники. Крутящий момент на вал будет передаваться через шпонки. На полуосях проточены пазы для шпонок. |
![]() | После предварительной сборки получена рамная конструкция. Следующий этап – это приварка фланцев. |
![]() | Вид сбоку показывает, что рабочий орган будет иметь большую ширину, чем имеет мотоблок. Поэтому захват при обработке будет превышать колесную базу силовой установки. |
![]() | К фланцам прикручиваются пластины. При поломках их нетрудно заменить на новые. Остается только приварить их по месту на вал. К самим удлиняющим пластинам будут приварены лапки. |
![]() | На валу фланцы располагают на расстоянии 100 мм друг от друга. При этом каждый последующий фланец повернут относительно предыдущего на 45 ⁰. |
![]() | Собранная почвенная фреза окрашивается. Она готова к использованию. |