- Инструмент и материалы
- Как своими руками изготовить адаптер к мотоблоку нева
- Как сделать адаптер для мотоблока нева
- Как сделать адаптер к мотоблоку своими руками?
- Конструкция с задним расположением
- Можно ли собрать адаптер к мотоблоку нева
- Обработка почвы
- Преимущества и недостатки
- Работа на мотоблоке с рулевым управлением
- Разновидности адаптеров для мототехники
- Рекомендации по эксплуатации
- Техническое обслуживание и хранение
Инструмент и материалы
Чтобы сделать своими руками адаптер к мотоблоку необходимо заранее приготовить все, что надо. Подобрать остатки, которые есть в кладовке, требований к ним нет, кроме одного: надежность. Все части должны нормально выдерживать высокие нагрузки, оказываемые при работе. Основной перечень выглядит так:
- Сварочный аппарат. Если его нет, взять на день напрокат, это дешевле, чем покупать. Еще проще приготовить все заранее и пригласить сварщика на час, он соединит все части по чертежу.
- Болгарка. С ее помощью металл режут, шлифуют. Не забывать купить несколько отрезных и хотя бы один шлифовальный диск.
- Электродрель с комплектом сверл по металлу разного диаметра.
- Измерительный инструмент: рулетка, угольник, карандаш, уровень для проверки плоскости.
- Профилированная труба для сборки каркаса. Размер подбирают по месту, главное – чтобы рама была прочной.
- Колеса и комплектующие у них. Использовать для оси металлический прут подходящего диаметра, можно сделать отдельные модули под каждый диск. Понадобятся подшипники, подбирать по диаметру посадочного отверстия.
- Сцепка. Проще всего купить готовую, так как узел сложно изготовить, а стоит он дешево. Тогда не придется ничего подгонять, работа ускорится почти вдвое.
- Сиденье от любой техники, стальной лист для опорной части, педали, рукоятка тормоза. Подбирать комплектующие по чертежу.
Если схема с размерами есть на руках, то при покупке профилированной трубы ее даже могут нарезать так, как надо. Вместо нее допускается использовать уголки, но с ними работать не так удобно, да и вид будет не таким привлекательным. Не забывать про антикоррозийное покрытие для рамы, проще всего купить состав «3 в 1», тогда не придется наносить грунтовку.
Как своими руками изготовить адаптер к мотоблоку нева
Для того чтобы сделать полноприводный передний адаптер для мотоблока Нева МБ с рулем, нужна основа. Ею может быть прямоугольная труба, длина которой составляет 1,7 м. Далее к ней в качестве поперечной перекладины приваривается 50-сантиметровая труба.
Высота от оси колеса до вершины стойки должна составлять 30 см. Для адаптера к мотоблоку Нева модели МБ или КТЗ отлично подойдут колеса от садовой тележки. Нужно на станке расточить внутренние втулки, чтобы на них надеть наружные подшипники.
Далее выполняются следующие этапы:
- Привариваются к втулкам и центральной трубе раскосы, длина которых может быть самой разной и зависит от угла, который для адаптера необходимо выдержать.
- Нужно рассчитать и сварить рамы для крепления навесного оборудования.
- Боковые трубы рамы к колесным стойкам прикрепляются болтами, имеющими большой диаметр. Это поможет и стойкам, и колесам переднего адаптера КТЗ-03 или МБ-2, приваренным к мотоблоку Нева, выдерживать большие нагрузки.
- К заднему торцу рамы необходимо приварить поперечный швеллер № 10. Важно, чтобы эта деталь и боковые трубы были одинаковой длины, не превышающей 40 см. В результате чего рама будет квадратной по форме.
- К раме приваривается рычаг, имеющий 3 колена. Сбоку монтируется еще один рычаг (75 см в длину), что позволит увеличить функциональность адаптера.
- К центральной трубе монтируется труба-нога, чтобы приделать сиденье для оператора. Сделанное мягкое сиденье надо поставить на расстоянии от 80 до 85 см от переднего конца рамы.
- Сделать полный кузов и приварить его к мотоблоку. Борта кузова могут иметь разную высоту, но не меньше 30 см, чтобы перевозить грузы.
- Проверить рабочее состояние механизма и переходника между навесным оборудованием и мотоблоком.
Если оборудование работает нормально, то можно провести покраску культиватора. Так собирается адаптер для мотоблока Нева своими руками.
Как сделать адаптер для мотоблока нева
Чтобы соорудить адаптер к мотоблоку Нева своими руками, лучше найти специальные схемы, планы, чертежи и размеры, а также видеоуроки.
На механизме переднего адаптера на мотоблок Нева имеются такие структурные элементы:
- Сцепки (2 штуки) – необходимы для соединения самого устройства с мотоблоком. Вторая сцепка используется для навеса вспомогательного обмундирования.
- Сиденье.
- Дышло – короткого или удлиненного типажа.
Как навесное оборудование рекомендуется использовать плуг, косилку или другие элементы. Для их фиксирования используется одна сцепка.
Для того чтобы смастерить такой механизм, понадобится:
- Стальная рама прямоугольной формы.
- 2 колеса.
Важно! Колесная база должна делаться очень прочной.
- Старая сидушка от трактора (можно использовать от комбайна).
- Уголки.
- Стальной лист.
- Трубы из металла.
Также для сварки необходим специальный аппарат и токарный станок, а также набор инструментов и необходимых материалов, перечисленных выше.
Процесс сооружения такого устройства, с первого взгляда, может показаться сложным и нереальным. Однако, если четко соблюдать схемы, то работа будет идти быстро.
На разработанном плане необходимо предусмотреть размеры будущего устройства.
Далее работу по изготовлению адаптера следует поделить на этапы:
- Установка профиля из металла квадратного типа, длина которого приблизительно 180 см. Поперек него приваривается кусок такого же материала приблизительно 60 см (к нему же и будут приделываться стойки колес).
- Высота стоек не должна превышать 350 мм.
- На следующем этапе следует приварить раскосы к раме и втулкам колес.
- На четвертом этапе к профилю из металла приваривается балка.
- Конструкция рамы для навесного оборудования сваривается из швеллера номер 10.
- Далее к раме приваривается рычаг для управления с тремя коленами (350, 550, 200 мм).
- К этому же рычагу прикрепляется еще один, длина которого должна составлять 800 мм. Рекомендуется рычаги соединить болтами.
- К раме следует приварить небольшой кусок трубы длиною в 30 см. Она будет служить подставкой для сидения. Сверху также лучше приварить две небольшие трубы (чтобы сделать сидение максимально безопасным).
- Установка сидения. Можно устанавливать двух типов: купленное в магазине или выполненное своими руками. Например, кусок фанеры оббивается мягким материалом.
- Впереди конструкции приваривается механизм для сцепления.
Как видите, соорудить адаптер своими руками абсолютно несложно, однако необходим навык работы со сварочным аппаратом.
Можно несколько усложнить задачу сооружения прибора, добавив ко всей конструкции руль для управления. Конечно, это будет немного больше по времени, но приятней в использовании и, тем более, безопасней.
Как сделать адаптер к мотоблоку своими руками?
Если применяется адаптер с сиденьем, мотоблок превращается в мини-трактор. Кресло подбирается на своё усмотрение, но больше подходят изделия с вмонтированными амортизаторами, чтобы не пришлось устанавливать рессоры.
Рама собирается в определённой последовательности:
- К куску трубы с диаметром около 6 сантиметров приваривается хвостовик. На него будет монтироваться поворотный кронштейн, фиксирующийся штифтом;
- Рама перпендикулярно сваривается с уголком-поперечиной с габаритами 5*5 сантиметров;
- К раме с уголком приваривается лист из стали, толщина которого три миллиметра;
- Боковые края листа с длиной около одного сантиметра отгибаются вниз для защиты от порезов;
- Крылья сгибаются и свариваются. На верхнюю часть привариваются надкрыльники, которые оборудуются отражателями.
Лучше дополнить конструкцию багажником, который изготовляется по следующей схеме:
- Собирается каркас. Нужная центральная водопроводная труба с диаметром 1 дюйм и несколько труд с меньшим диаметром (½ и ¼ дюйма);
- Центральная труба укрепляется дополнительными трубами для опоры, конструкция приваривается к багажнику;
- Опорные трубы соединяются со штангой блока и коробкой передач.
Поворотный кронштейн изготовляется, следуя такой схеме:
- Заготовка из трубы диаметром 5 сантиметров сваривается и сгибается. К верхней части привариваются две втулки из стали, которые обеспечивают раскачивание приспособления вдоль и поперёк оси;
- Одну сторону кронштейна фиксируют на хвостовике, а другую – на самом мотоблоке;
- Для свободной установки и снятия кронштейна можно приварить ручку.
Нужно позаботиться о зеркале заднего вида (подойдёт от машины или мопеда). Деталь устанавливается на рукоятке агрегата или закрепляется на задней части багажника.
Нужно приобрести готовый механизм – тормозную систему.
Устанавливается она по такой схеме:
- Тяга узла блокировки демонтируется, продлевается резьба на её поверхности с помощью специальной плашки;
- Создаётся прочный упор из стали;
- В штанге просверливается отверстие, диаметр которого в пределах 3-10 миллиметров;
- Мощная возвратная пружина устанавливается и закрепляется.
Кроме подробных чертежей стоит рассмотреть и предложенные видео по изготовлению адаптера.
Самодельный адаптер по описанным выше схемам может быть использован со следующими марками мотоблоков: Салют, Агро, Нева, МТЗ.
Конструкция с задним расположением
Ее называют тележка, так как она ставится на стандартное прицепное устройство. Еще до начала работы сделать чертеж со всеми размерами, либо найти готовый, вариантов много, есть из чего выбрать. Хорошо разобраться, если нужно, внести корректировки, чтобы точно подогнать изделие под свою технику. Проводить работу так:
- Нарезать трубу либо уголок, зачистить свариваемые торцы. Сложить части на ровной поверхности, проверить геометрию с помощью угольника и измерения диагоналей.
- Сварить основную часть каркаса. Вначале прихватить, потом перепроверить положение еще раз, только после этого сделать сплошные швы по всей длине соединений. Зачистить наплывы металла шлифовальной машинкой.
- Приварить сцепку к хвостовику, подобрать положение точно, все размеры снимать на мотоблоке. Удобнее работать с помощником, так как самому выставлять детали и контролировать их положение сложно.
- Закрепить пол и педали, либо рычаги. Все части точно подогнать, выставить и проверить, нормально ли они двигаются.
- Установить сиденье. Предварительно подобрать правильное положение, потом салазки либо приварить, либо закрепить болтами. В этом случае просверлить отверстия в нужных местах, использовать крепеж с шайбами. Укрепить пол в местах расположения болтов дополнительными ребрами жесткости.
- Поставить колеса. Тут работа зависит от типа их крепления к раме. Проще всего сделать отдельные модули из квадратного профиля и ступицы, которые вставляются внутрь трубы и крепятся.
- Уделить внимание выставлению сцепки сзади. Лучше всего, если ее можно будет регулировать по высоте. Сделать крепежную пластину с отверстиями, она позволит крепить узел выше или ниже, это самое простое решение.
При сборке системы с подвижным сочленением соединительный узел должен быть жестким и поворачиваться только в горизонтальной плоскости. Проще купить готовый шарнир, так как в домашних условиях точно подогнать эту часть конструкции сложно.
После сборки проверить, нормально ли крепится сцепка к мотоблоку, удобно ли управлять. Все недочеты лучше найти на этой стадии, сразу устранить. Потом зачистить все очаги коррозии на металле, если они есть, покрасить поверхность в 2-3 слоя для надежности.
Можно ли собрать адаптер к мотоблоку нева
Для мотоблока Нева адаптер, работающий по схеме 4х4, продается в магазине сельскохозяйственной техники.
Рекомендуется приготовить все необходимые материалы и инструменты. Самодельный адаптер для мотоблока Нева помогает сэкономить деньги и потратить их на другие детали, необходимые для модернизации устройства.
Стоит рассмотреть, как выглядит передний адаптер к мотоблоку Нева.
Под адаптером для мотокультиватора Нева понимают прицеп с сиденьем, сделанный на основе двухколесной рамы. Функциональное назначение такого оборудования — сделать работу с мотоблоком простой, удобной и комфортной. Адаптер позволяет модернизировать культиватор в небольшой трактор, который подойдет для разного рода работ на даче, ферме, приусадебном участке.
Мотоблоки Нева с самодельным адаптером бывают 2 видов:
- Тяжелые, которые делятся на короткие и длинные. Они подходят для разных типов мотокультиваторов, делая работу на земле легкой.
- Легкие, которые устанавливаются на фрезы. Это означает, что механизм будет крепиться к одному из 4 колес мотоблока.
Схема переднего адаптера КТЗ 03 к мотоблоку Нева показывает наличие следующих структурных элементов на механизме:
- Сцепки, одна из которых нужна для соединения адаптера и мотоблока, а вторая — для навеса того или иного вспомогательного оборудования.
- Сиденье.
- Дышло короткого или удлиненного типа.
В качестве навесного оборудования можно использовать бороны, плуг, копалки, косилки. Для их фиксации достаточно обеспечить одну сцепку. Используемые устройства можно перевести в рабочее положение с помощью ручного привода. Необходимы чертежи устройства.
Ранее были описаны этапы изготовления механизма, работающего на полном приводе и рулевом управлении. Чтобы сделать самостоятельно такой прибор, понадобятся следующие материалы:
- прямоугольная стальная рама;
- 2 колеса;
- старое сиденье от трактора или комбайна;
- уголки;
- стальной лист;
- металлические трубы.
Надо приготовить аппарат для сварки и токарный станок, набор инструментов, орудия для садово-огородных работ.
Перед тем как собирать конструкцию, необходимо изготовить кинематическую схему. Принцип ее работы заключается в следующем:
- Двигатель силового аппарата, который необходим, чтобы приводить в движение передние колеса, должен передать крутящий момент через цепь.
- Дальше эта сила идет на реверс-редуктор.
- Карданная передача позволяет передать момент на задний мост, что приводит в движение задние колеса, являющиеся ведущими.
Обработка почвы
1.1. Плуг. Эту навеску используют для вспашки целины и глубинной обработки почв. При умелом обращении правильно отрегулированный плуг сам углубляется при движении и нарезает ровные борозды. Благодаря этому его можно использовать, чтобы быстро подготовить канавки для посадки картофеля.
С некоторыми культиваторами почвофреза или плуг идет в комплекте. Такое навесное оборудование по умолчанию идет с мотоблоками Нева, Аврора, Зубр и другими.
1.2. Оборотный плуг. Отличается от обычного разнонаправленными рабочими элементами в конструкции. Это дает возможность пахать в обоих направлениях, не возвращая мотоблок вхолостую. При такой конфигурации работает один плуг, а второй поднят. При движении в обратную сторону, рабочие элементы можно поменять местами нажатием на педаль.
1.3. Плуг-окучник. Отличается от обычного V-образным лемехом. Применяется при посеве овощных культур (картофеля, лука, бобовых культур). Основная функция – окучивание грядок.
1.4. Плуг роторный. Его подключают в качестве навесного оборудования к валу отбора мощности. Может иметь от двух до четырех изогнутых лемехов. При вспашке переворачивает почву так же, как обычный плуг, но работать с ним легче. Характеризуется большей устойчивостью и высокой производительностью.
1.5. Фреза или культиватор. Относятся к основным видам навесного инструмента для обработки почвы. В некоторых моделях мотоблоков их устанавливают вместо колес. Чтобы подобрать оптимальную ширину обработки, регулируют сошник или меняют количество секций.
Практичнее применять навесной культиватор. Он не зарывается, увереннее выдерживает глубину борозды, не уходит в сторону при наезде на более плотный участок грядки. Правильно настроенный мотокультиватор обработает землю не хуже, чем трактор, при этом не «затаптывает» почву.
1.6. Борона. Может быть пальчиковая, дисковая или ротационная. Это навесное оборудование используется для того, чтобы разбивать комья земли и разравнивать грядки.
1.7. Картофелекопалка. Простейшая конструкция имеет специальный плуг-окучник с отвалами в виде прутов. Плуг подкапывается под клубни, почва просыпается сквозь отвалы, а картофель остается сверху.
Преимущества и недостатки
После того как мотоблок прошел модернизацию, конструкторы отмечают положительные качества переднего адаптера:
- простота в эксплуатации;
- раскрытие тягового ресурса — имеющиеся способности увеличиваются;
- расширяются возможности работ – обработка почвы ускорится;
- при надобности агрегат разбирается и собирается;
- хорошая сбалансированность по весу и осям;
- на устройстве можно передвигаться.
К недостаткам относится то, что при наличии подвижной сцепки происходит ухудшение устойчивости.
Адаптер на мотоблок состоит из таких конструкционных элементов:
- Каркас сооружают центральный или лестничный. В качестве материала подойдут металлические трубы, уголки. В конструкционной модели должны быть предусмотрены вилка и втулка, которые обеспечат свободный поворот прицепа. Встречаются преобразованные транспортные средства, в которых объединены агрегатное устройство и прицеп. В таком варианте следует сделать новую подставку для трансмиссии и мотора.
- Системы подвески бывают осевыми, мостовыми, поворотными, портальными. Сооружается без применения упругих фрагментов.
- Для кузова применяют стальной лист.
- Сцепное устройство является важным элементом преобразователя, он делает мотоблок устойчивым и надежно соединенным. Сцепной узел изготавливается из штыря 15 см.
- Сидение – рабочее место водителя.
- Рулевое управление используется с жестким соединением. Его сооружают собственными руками или приобретают в специальном магазине. Народные умельцы устанавливают рулевую тягу и рейку от автомобиля «ВАЗ» или «Волга».
Работа на мотоблоке с рулевым управлением
Скажем несколько слов об особенностях управления мотоблока с рулем, и почему при сборке рекомендуется выполнять именно такой вариант. Не зря этот тип обычных и самодельных машин так популярен, ведь он имеет массу преимуществ:
- оператору не придется тратить свои силы на хождение за минитрактором;
- тяговый потенциал техники реализуется на все сто процентов;
- такой минитрактор более маневренный и функциональный;
- теперь для того чтобы обработать участок в отдалении от дома, не придется дополнительно перевозить мотоблок — на нем можно будет просто доехать, как на обычном автомобиле или тракторе;
- управление более облегченное и удобное, чем у других видов;
- теперь не потребуется держать в руках на весу всю массу этого тяжелого и громоздкого аппарата,
- появляется возможность быстро собрать и разобрать агрегат;
- детали управления значительно не модифицируются при переделке;
- хорошая сбалансированность по весу по осям.
Не будем здесь упоминать шумность работы и прочие характерные особенности, в принципе, всех тракторов. Скажем только об одном характерном недостатке — не очень надежной устойчивости, которая связана с подвижной сцепкой. Однако плюсы, конечно, более впечатляющие.
Существует несколько видов адаптеров для минитракторов, в том числе и для самодельных.
- С подъемным рычагом. Представленный вид подвесного оборудования упростит управление, передвижение по площадке.
- Для транспортировки грузов. Они снабжены особыми кузовами, способны выдерживать максимальную нагрузку.
- С длинным или коротким дышлом. Короткий тип — для легковесного типа, длинный — для тяжелого механизма.
- С телескопическим дышлом. Эта конструкция предусматривает регулировку ширины.
Разделяют данную технику и по виду конструкции:
Разновидности адаптеров для мототехники
Адаптеры на мотоблок делятся в зависимости от способа их крепления.
Различают следующие виды устройств:
- Задний адаптер для мотоблока. Сцепка располагается спереди устройства, потому после соединения адаптер расположится сзади агрегата;
- Передний адаптер для мотоблока. Соответственно сцепление происходит сзади. Адаптер располагается перед мототехникой и обязательно будет с рулём для управления. Устройства с рулевым управлением отличается более сложным конструкционным типом, потому и цена их на рынке намного выше.
По области использования имеются следующие адаптеры:
- Укороченные. Небольшого размера, которые эксплуатируются с мотоблоком лёгкого типа. Небольшая масса позволяет крепить адаптер непосредственно к колесу агрегата;
- Удлинённые. Справляются с сельскохозяйственной техникой тяжёлого типа. Они отличаются значительными габаритами и сравнительно большой массой.
В зависимости от наличия кузова различают следующие конструкции:
- Кузовные. Имеющийся кузов позволяет транспортировать различный груз на большое расстояние. Они активно эксплуатируются для реализации повседневных задач и сборки урожая;
- Бескузовные. Они применяются только для соединения с мотоблоком.
Выбирая адаптер, нужно обращать внимание на особенности конструкции приспособления. Он должен полностью соответствовать потребностям владельца.
Рекомендации по эксплуатации
Вне зависимости от типа собранного и соединенного изделия, начинать работу с ним нужно с учета правил техники безопасности. Перед тем как завести двигатель, нужно провести визуальный осмотр оборудования на предмет исключения видимых повреждений и неисправностей. Нельзя добавлять топливо в топливный бак, когда включен двигатель.
Если при включении слышится посторонний нехарактерный шум, нужно остановить двигатель и выявить причину неполадки.
Нельзя пользоваться бензином несоответствующих марок либо топливом, смешанным с маслом и иными примесями. Перед каждым запуском нужно контролировать уровень масла, поскольку именно это нередко является причиной остановки двигателя.
С целью продления срока службы мототехники новое изделие нужно подвергнуть обкатке. Она будет способствовать безотказности функционирования мотоблока.
В процессе нее обычно происходит проработка рабочих поверхностей деталей. Продолжительность обкатки, как правило, разнится у изделий разных марок и модификаций. У некоторых разновидностей она может составлять до 20 часов и более. В это время не стоит нагружать технику в максимальном объеме.
Одной из рекомендаций является замена масла по прошествии первых пяти часов работы. Что касается прогревания двигателя, то делать это нужно на средних оборотах без нагрузки примерно три минуты.
Исходя из модификации мотоблока, первые часы его работы нужно эксплуатировать агрегат на первой передаче (при среднем положении рычага газа). Важно стараться избегать не только максимальных, но и минимальных оборотов. По окончании использования техники нужно проверить затяжку резьбовых соединений.
Что касается обрабатываемой почвы, в первые часы лучше обрабатывать несложный грунт. Кроме того, нужно учесть, что на каменистой и глинистой почве обкатку не делают.
Перед работой нужно осмотреть участок и убрать камни, а также крупный мусор. В целом же, работая с мототехникой, нужно постоянно следить за поддержанием ее чистоты, проверять прочность крепления доступных элементов адаптера и мотоблока, в том числе и навесного оборудования.
Нельзя забывать подтягивать ослабление креплений. Нужно помнить и о своевременном техническом обслуживании.
Техническое обслуживание и хранение
Как правило, проверять уровень масла нужно при каждом включении, заменять его – не реже раза в полгода. Проверку воздушных фильтров выполняют перед непосредственным включением агрегата. Чистят его по мере загрязнения либо раз в три месяца.
Чистку отстойника выполняют раз в полгода. При необходимости замены расходных элементов стараются покупать оригинальные детали либо аналогичные им по качественным характеристикам.
Именно они будут способствовать продлению срока службы сельскохозяйственного оборудования и не станут причиной поломки двигателя. Что касается очистки воздушного фильтра, то это необходимо для поддержки рабочего состояния карбюратора.
Нельзя использовать для этого растворитель с низкой точкой возгорания, так как это огнеопасно и может привести не только к пожару, но и ко взрыву. Использовать технику без воздушного фильтра нельзя, ведь от этого происходит ускоренный износ двигателя.
Ремонт выполняют в хорошо проветриваемом помещении при выключенном двигателе. При этом нужно обеспечить достаточный уровень вентиляции в рабочем помещении. Выхлопные газы опасны для здоровья человека, их вдыхание может привести к летальному исходу. Хранить мототехнику нужно в сухом проветриваемом помещении.
Во время летнего сезона не рекомендуется оставлять ее на улице, а особенно – если основа сиденья оператора выполняется не из пластика, а из древесины. В целях продления качественных и эксплуатационных характеристик при хранении агрегата на улице нужно накрывать его брезентовым чехлом.
Если не планируется пользоваться сельхозтехникой более трех месяцев, из топливного бака выливают бензин, проводят его очистку, проверяют положение рычага газа. По необходимости отсоединяют колеса.