Мотоблок МТЗ 05: технические характеристики

Мотоблок МТЗ 05: технические характеристики Мотоблоки

Описание

Эта модель Беларуса была разработана в 1992 году на замену снявшегося с производства МТЗ-05, и пользуется самым большим спросом среди всего семейства мотоблоков сморгонского завода. Они помогают в проведении практически всех сельскохозяйственных работ, транспортируют грузы, убирают мусор и снег.

Мотоблок МТЗ 05: технические характеристики
Мотоблок МТЗ-09Н

Беларусы широко известны не только в странах СНГ, но и в Прибалтике. В интернете есть видео — отзывы о применение мотоблока МТЗ-09Н даже из Соединенных штатов.

Основные правила эксплуатации

  • Если Вы приобрели новый мотоблок МТЗ-05, который до этого не был в эксплуатации, то обязательно проведите его обкатку. Она подразумевает работу Беларуса в щадящем режиме, для того, чтобы детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
  • Необходимо регулярно следить за состоянием деталей мотоблока: трансмиссии, ходовых соединений, руля. После проведения работ следует удалить оставшийся грунт и другие посторонние предметы. Оберегайте МТЗ-05 от попадания атмосферных осадков.
  • Необходимо периодически смазывать маслом все системы мотоблока: картер, воздушные фильтры, шейку коленчатого вала, ось рычажка прерывателя магнето. В зимний период года рекомендуется использовать масло М-8Г2 или М-8В2, а летом М-10Г2 или М-10В2. Оси рычагов управления следует смазывать обычными смазками Литолом-24 или Солидолом. Все масла должны изготавливаться согласно требований соответствующих ГОСТов, поскольку в советское время ко всем были единые требования.
  • После того, как Вы включили Беларуса, необходимо плавно поднять пусковую педаль, не допускается работа двигателя с педалью в нижнем положении.
  • Переключаться на задний ход и обратно следует только после того, как Беларус-05 был полностью остановлен. В противном случае произойдет разрыв шестерней.
  • При езде задним ходом следует крепко держать штангу управления в руках, и проводить повороты плавно.
  • Если Вы не используете вал отбора мощности, то его следует выключить.
  • При агрегации навесного оборудования шкворень должен быть надежно установлен до чеки в сцепку. Категорически запрещено работать с незакрепленным шкворнем.

Двигатель

Двигатель Honda GX270

На форумах есть большое количество отзывов от владельцев мотоблока МТЗ-09Н касательно моторов старого образца, на нем установлен двигатель УД-15 или УД-25. Сейчас они уже не актуальны, и их можно заменить. Чаще всего на их место устанавливаются Lifan или Honda.

Сейчас Беларус-09н производится с двигателем Honda GX270.

Исходя из отзывов владельцев и практики, они считаются эталоном для двигателей садовой техники. Именно его и рекомендуется установить на замену старым.

  • Его мощность составляет 9 лошадиных сил.
  • Объем этой модели составляет 270 см3.
  • Частота вращения вала при работе с двигателем Honda составляет 3600 оборотов.

Двигатель Lifan LF177 считается более дешевой альтернативой Honda GX270. По заявленным характеристикам они идентичны, но производится он в Китае, а это говорит само за себя. Хотя есть много положительных отзывов о его работе.

Двигатель мотоблока «мтз-05»

Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.

Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная  с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)

По показателям мощности «УД-15» практически аналогичен современным импортным моторам в 9 л.с. (дело в том, что за рубежом в ТТХ двигателя указывают его максимальную мощность, которую он способен показывать непродолжительное время, а в СССР – его стабильную среднюю мощность работы).

Клапаны

При длительных или больших нагрузках на мотоблоке МТЗ-05 происходит сдвиг клапанов. Вследствие этого происходит изменение количества поступаемого топлива, и Беларус-05 начинает работать неправильно.

В нормальном состоянии зазор на клапанах должен составлять от 0,1 до 0,15 мм.

Если зазор увеличен, то появляется специфический шум от двигателя, и в него не поступает необходимое количество горючего.

Если появились сомнения по этому поводу, то следует сразу же их проверить. При помощи тонкого лезвия, толщиной от 0,1 до 0,15 мм, можно отрегулировать положение клапанов:

  1. Приоткуритите немного гайку;
  2. Подложите под нее лезвие и гайку верните в исходное положение;
  3. Несколько раз прокрутите маховик;
  4. Клапан должен свободно работать, но при этом не допускается появление зазора;
  5. Если появляется зазор или маховик не вращается, произведите настройку повторно.

Модельный ряд

Известный представитель МТЗ Belarus 09H с двигателем Honda, трехколесный, 13 л. с., дизельный.

Машина имеет следующие технические характеристики:

  • вес – 176 кг;
  • габариты – 178*84*107 см;
  • возможная ширина колеи – 45-70 см;
  • радиус поворота – 1 м;
  • дорожный просвет – 30 см;
  • расход топлива 3 л.;
  • предельный вес прицепа – 650 кг.

МТЗ 09 оборудован четырехтактной одноцилиндровой установкой Honda, которая рассчитана на потребление АИ 92, АИ 95. Кроме японского двигателя, на установку могут быть установлены моторы чешской компании Jikov GH1509. Ранние изделия завода МТЗ – 05, 06 серии.

Мотоблок пятой серии – первая версия машины, известная с 1978 года. Его производство продлилось вплоть до 1992 года, поэтому он получил широкое распространение. Версия ценится из-за высокой ремонтной пригодности. Стандартный мотоблок оснащен двигателем, мощностью 5 л. с., который подходит для сельскохозяйственных площадей размером в 10-20 соток. Размеры изделия: длина 180 см, ширина – 85 см, высота 1070 см, вес 135 кг.Расстояния от двигателя до дороги в 30 см достаточно, чтобы выполнить полевые работы и не повредить растения. Мотор мотоблока 6-ступенчатый с максимальным разгоном 9,6 км/ч вперед, 2,5 км/час назад. Управление устройством позволяет поворачивать руль влево/вправо на 15 градусов.

В рулевом управлении можно менять высоту.

Несмотря на то что агрегат снят с производства, его до сих пор можно встретить в хозяйствах на ходу в хорошем состоянии. Мотоблок 6-й серии отличается от предыдущей версии улучшенными характеристиками. Кроме фрезы, к агрегату можно подцепить плуг. Ширина обрабатываемой площади будет около метра.

Агрегат оснащен двигателем Weima 177F, который представляет собой совместно произведенную модификацию моторов серии «УД». Версия появилась на Сморгонском заводе. От предыдущей отличается увеличенной мощностью – 9 л. с. Остальные технические характеристики мотоблоков идентичны.

Усовершенствованная версия МТЗ 12 серии выпускается с 2000-х годов и за это время обзавелась немалым числом поклонников. Вариант имеет следующие технические характеристики:

  • вес – 148 кг;
  • двигатель с воздушным типом охлаждения СК -12;
  • габариты – 188*85*101 см;
  • регулируемый размер колеи от 45 до 70 см;
  • максимальную грузоподъемность 650 кг;
  • возможный вес навесного оборудования – 30 кг;
  • максимальная скорость при движении 9.6 км/ч.

Модификации

Двигатель Honda GX270

В 1992 году на МТЗ-09Н устанавливали стандартные заводские двигатели УД-15 или УД-25. Второй был более мощным двухтактным двигателем. Однако на сегодняшний день они уже не могут конкурировать с современными моделями. И есть много видео – отзывов касательно необходимости замены мотора, и как его лучше провести.

Двигатель Kipor KG280

Сейчас самым популярным мотором Беларуса-09Н является Honda GX270. Эта модель двигателя предназначена для долговременной и непрерывной эксплуатации. Работает она на высокооктановом топливе (92 или 95). Мощность Honda GX270 составляет 9 лошадиных сил, а максимальная скорость коленчатого вала – 3600 оборотов за минуту.

Двигатель Lifan LF177

Также можно встретить модификации с китайскими моторами Kipor KG280 и Lifan LF177. Они имеют схожие заявленные характеристики. Но при этом отзывы о работе Беларуса с такими двигателями хуже, и они чаще выходят из строя.

Также моторы для МТЗ-09Н поставляются из Чехии. И есть модификация с двигателем Motor Jikov GH1509.

Мотоблок «мтз» 05

Модель, которая производилась в период с 1978 по 1992 гг. Благодаря износостойкости и качественным материалам экземпляры этого оборудования используются и сейчас. Конструкционно мотоблок рассчитан на легкие грунты. За счет настраиваемой колесной колеи агрегат быстро приспосабливается к различной ширине междурядий, что делает его незаменимым как на посевах длинностебельных, так и овощных культур.

  • УД-15 – 4-тактный карбюраторный с одним цилиндром;
  • УД-25 – аналогичный, но 2-цилиндрового типа.

Особенности:

  • работоспособность в t градиенте от -10 до 300С;
  • 3-позиционная ширина колеи;
  • механическая коробка передач с 6 скоростями, 2 из которых – реверсные;
  • большая транспортировочная скорость – до 9,6 км/ч;
  • колесная формула 2х2;
  • зависимый ВОМ, совершающий до 1 тыс. вращений в минуту при оборотах коленвала в 3 тыс.

Технические характеристики:

  • Мощность – 5 л.с.;
  • Колеса – 5,9 х 13 дюйма;
  • Захват – 45/60/70 см;
  • Бензобак – 5 л;
  • Расход топлива – 340 г кВт/ч;
  • Вес – 135 кг.

Мотоблок «мтз» 06

Мотоблок среднего уровня мощности, рассчитанный на выполнение целого ряда полевых и коммунальных работ. Имеет типичную для мотоблоков «МТЗ» одноосную конструкцию, которая приводится в действие 4-тактным бензомотором СК-6 с цилиндром 245см³ емкости. При аналогичном 5-й версии расходе бензина генерирует силу в 5,5 л.с.

Преимущества:

  • надежность материально-технической оснастки, делающая агрегат практически «не убиваемым»;
  • 6 рабочих режимов, среди которых 2 – для заднего хода;
  • фрикционная муфта сцепления, управление которой осуществляется вручную;
  • специальная сцепка, облегчающая навешивание вспомогательных устройств;
  • разумная цена.

Эксплуатационные параметры:

  • Ширина проезда – 0,45/0,6/0,7 м;
  • Грузоподъемность – 650 кг;
  • Колеса – 15 х 33 см;
  • Габариты – 1,8/0,85/1,07 м;
  • Вес – 135 кг.

Мотоблок «мтз» 12

Самый мощный мотоблок от бренда «МТЗ-Беларус». Адаптирован под огромные площади (свыше 5 га), всевозможные агротехнические и муниципальные задачи. Оснащен штатным карбюраторным двигателем СК-12, потенциал которого составляет 11 л.с. Беспроблемно пашет целину, тяжелые и влагоемкие субстраты, на которых благодаря своему внушительному весу может обойтись без грунтозацепов и утяжелителей.

Особенности:

  • пригодность для любых типов почв;
  • возможность переоснастки в минитрактор с помощью дополнительной приставки;
  • встроенная в рулевую штангу вибропоглощающая опора;
  • унифицированные запчасти;
  • работа с высокооктановым топливом марки АИ-92;
  • неприхотливость в обслуживании, которое с помощью понятной инструкции по эксплуатации выполнить своими руками.

Рабочие свойства:

  • Тяга – 8,1 кВт;
  • Дорожный просвет – 30 см;
  • Макс. глубина вспашки – 0,3 м;
  • Размеры – 188 х 85 х 101 см;
  • Вес – 148 кг.

Мотоблок «мтз-беларус» 09н

Многофункциональный мотоблок тяжелой серии, рассчитанной на профессиональное использование. Производится с 1992 г. Основным отличием от старших братьев является модернизация моторной части: вместо устаревших Ульяновских их комплектуют:

  • «Хонда» GX270;
  • «Lifan» LF177;
  • «Kipor» KG280;
  • «Jikov» GH1509.

Самыми востребованными считаются мотоблоки с двигателем «Honda». Вместо 340 к кВт/ч после замены двигателя они «съедают» около 314, что снижает ресурсоемкость производства и повышает долговечность устройства. Немаловажным бонусом стал ускоренный темп работы, который дают высокие передачи (вместо 9 – 11,4 км/ч).

Преимущества:

  • вместительные емкости для поддержания жизнеобеспечения;
  • высокие пневмошины;
  • высокооборотистый ВОМ с частотой 1,2 тыс. об./мин, что позволяет задействовать стационарные адаптеры – корморезки, насосные насадки и т.п.;
  • 6-ступенчатая трансмиссия с 2-мя реверсивными скоростями;
  • фонарь для работы в темное время суток;
  • сниженное виброшумовое воздействие на оператора.

Технические характеристики:

  • Тяга – 6,6 л.с.;
  • Поворотный радиус – 1 м;
  • Грузоподъемность – 0,65 т;
  • Картер – 1,1 л;
  • Бензобак – 6 л;
  • Масса – 176 кг.

Мотоблок МТЗ Беларус 09Н можно дополнить следующими устройствами:

  1. Фрез. Позволяет подготавливать почву к посадке культур, перемешивая слои почвы и удобрения. Подходит для обработки легкого и среднего грунта, но не эффективна на целине. Перемалывает растения с землей, делая их однородными.
  2. Плуг. Предназначен для использования на плотной почве, где фрезе не справится. Обрабатывает землю и создает бороздку, а также используется для присыпки поднятого грунта. Проникает глубоко в почву, перемешивая все слои.
  3. Борона. Измельчает почву после вспашки участка плугом, обеспечивая более комфортные условия для проведения дальнейших работ.
  4. Окучник. Устройство предназначено для облегчения ухода за саженцами и минимизации ручного труда. Повышает качество и скорость обработки участка мотоблоком. Земля отбрасывается при прохождении рядов на растения, за счет чего удается устранить сорняки.
  5. Снегоуборщик. Похож на изогнутую лопату с наклоном в сторону. При движении сгребает снег в сторону. Расстояние выброса снега составляет от 3 до 6 метров в зависимости от мощности двигателя.
  6. Картофелесажалка. Отличное решение для тех, кто выращивает культуру в больших объемах. За короткий срок собирает большое количество картофеля, исключая ручной труд. Особого внимания заслуживает вибрационная модель, поднимающая корнеплоды с глубины до 20 см и отделяющая от него комки земли за счет вибрации.
  7. Косилка. Оборудование облегчает скос травы и уборку зерновой культуры. Есть роторные и сегментные устройства. У первых предусмотрено вращение ножей, а вторых — движение в горизонтальном направлении. Роторные наиболее эффективно справляются со скосом травы.
  8. Адаптер. Стандартный мотоблок — это конструкция на одной оси, оснащенная двумя колесами. При этом управление происходит при помощи рук человека, который идет сзади. Для обработки больших участков можно использовать адаптер. Он присоединяется к агрегату, упрощая его помещение и делая работу более комфортной.
  9. Прицеп. Мощность мотокультиватора позволяет перевозить грузы до 650 кг. В связи с этим целесообразна покупка прицепа.
  10. Утяжелитель и грунтозацеп. Обеспечивают эффективно сцепление с грунтом, за счет чего проще обрабатывать большую площадь. Грунтозацепы выполнены в виде обода, который крепится вместо колес. По периметру обода находятся пластины, обеспечивающие эффективное сцепление. Утяжелители подвешивают на мотоблок или навесное оборудование, чтобы предотвратить неравномерную обработку грунта.

Назначение

Основным предназначением мотоблока является выполнение операций на земле и решение вопросов, связанных с коммунальными работами. Наибольшей востребованностью агрегат пользуется при осуществлении следующих видов деятельности:

  • вспахивании и обработке почвы;
  • культивировании грунта;
  • посадке растений;
  • сборе урожая;
  • кошении трав;
  • заготовке кормовых культур;
  • перемещении малогабаритных грузов;
  • уборки снега на небольших участках.

Мотоблок МТЗ 06
Мотоблок МТЗ 06

Некоторые поломки и их устранение

При работе с МТЗ может возникнуть неполадка, когда в верхний раструб под валы управления заливается масло. Для устранения причины пользователи советуют слить лишнее топливо до нужных отметок. Так как на валы могут попасть излишки масла. Если техника глохнет при работе, советуют проверить исправность системы подачи топлива. Первым делом проверяется состояние свеч.

Пересушенная деталь говорит о нехватке горючего.

Долейте в бензобак топлива, подходящего для нормального функционирования машины. Осмотрите топливный кран. Иногда для продолжения успешной пахоты достаточно открыть эту деталь. Некоторой сложностью отличается необходимость регулировки системы зажигания. При этой неисправности мотоблок тоже может постоянно глохнуть. Настройка включает довольно точные шаги, но при отсутствии должных умений лучше провести ее в специальном сервисе.

Об устройстве белорусского мотоблока МТЗ смотрите в видео ниже.

Особенности

Малогабаритная техника с завода МТЗ выпускается на базе производства тракторов «Беларусь». Оборудование изготавливается во вспомогательных цехах, которые сегодня представляют собой крупный комплекс с высокотехнической механизацией. Первый белорусский мотоблок появился в продаже еще в 1978 году. Изделие называлось «пешеходным трактором» и прочно вошло в быт огородников, оценивших качество земли, обработанной фрезой.

Главная особенность мотоблоков «Беларусь» заключается в наличии шасси от трактора, благодаря которым есть возможность транспортировки тяжелых прицепов. Транспортировочная скорость машины почти 10 км в час достигается благодаря 4 передним передачам.

Скорость агрегата при выполнении работ тоже достаточно высока – 2,5 км/ч. Для управления блоком существует удобная рулевая колонка. Все органы, контролирующие движения в современных моделях МТЗ, перенесены в верхнюю часть корпуса. Фреза устройства выпускает в трех фиксированных модификациях с габаритами: 42, 60, 70 см. Двигатели четырехтактные, карбюраторные с объемом бака 3 литра, мощностью от 5 до 8 лошадиных сил.

Настраиваемая мощность агрегата позволяет совмещать его не только с классическими навесными деталями, но и с насосами, мельничками, циркулярками.

Одна из самых известных моделей белорусского производства – МТЗ о6 с лицензионным силовым устройством WEIMA 177F. Машина оборудовано фрезой, которая обрабатывает поле на глубину до 30 см, ширину – 1,1 метр. Вес мотоблока – 95 кг, габаритные параметры – 180*85*135 см. Топливный бак вмещает 6 литров топлива, расход которого до 2 литров в час. Завод предоставляет гарантийный срок эксплуатации – 12 месяцев.

Мотоблоки МТЗ полюбились хозяйственникам за качественную трансмиссию с механической шестеренкой и многодисковой фрикционной коробкой передач замкнутого типа. Для ее работы нужно постоянное наличие масла в муфте сцепления. К оборудованию можно подобрать быстросменные дополнительные, взаимозаменяемые детали. Машина успешно справляется с боронованием, вспашкой, междурядной обработкой картофеля, кошением травы. Колесные блоки МТЗ оснащены блокировкой и внутренним валом отбора мощности.

Плюсы и минусы

Основное достоинство мотоблоков МТЗ в бензиновых двигателях, которые способны работать на низкокачественном топливе. Другие положительные характеристики таковы.

  • Универсальность. Устройства совместимы с дополнениями отечественного и импортного производства. Они значительно расширяют возможности агрегатов.
  • Простота конструкции. Этот фактор позволяет производить ремонт устройств своими руками.
  • Обширный диапазон условий, которые не уменьшают работоспособность устройств. Мотоблоки успешно справляются с заданными процессами независимо от внешних условий среды. Конструкция даже рассчитана на эксплуатацию в средней полосе нашей страны. Тип почвы и топография местности являются подходящими для узлов агрегата.
  • Экономичность. Этот фактор связан с потреблением горюче-смазочных материалов. Качество последних никак не отражается на работоспособности двигателя.
  • Современность. Внешний вид мотоблоков различных модификаций различен. Несмотря на многовековую историю, облик современных агрегатов соответствует новомодным тенденциям.

Какими бы хорошими мотоблоки ни видел производитель, пользователи нашли в устройствах некоторые минусы.

  • Сложности скрываются в переключении режимов работы. Владельцы винят в этом несинхронность трансмиссии.
  • Затруднены повороты мотоблока с общей увеличенной нагрузкой на ходовую часть. Причина явления в несовершенной блокировке дифференциала.
  • Сложность доступа к креплениям. Из-за этого к аппарату сложно подключить даже заводское навесное оборудование.

Среди минусов отмечается и высокая цена даже в сравнении с идентичными конкурентами. Кроме того, все агрегаты белорусского производства относятся к тяжелому классу. Из-за тяжелого веса устройства оператор получает существенные физические нагрузки. Если работы проводятся по неподготовленной почве, человек очень быстро устанет.

Проблема решается специальным адаптером, который дает возможность управлять устройством из положения сидя.

Но покупка дополнения приводит к повышенным тратам. Тяжелый вес МТЗ можно отнести и к плюсам. Это одно из немногих устройств, которое справляется с обработкой глинистых почв, преобладающих в Сибирском регионе.

Подготовка мотоблока «мтз» к пахоте

Вспашка – кульминационный момент, ради которого приобретают любой мотоблок. Но для его реализации необходимо правильно подготовить, отрегулировать мотоблок, и лишь потом проверить его в работе.

Подготовительный комплекс работ представлен в видео ниже и включает:

  1. Сборку мотоблока согласно руководства пользователя;
  2. Затяжку всех резьбовых соединений;
  3. Наполнение резервуаров для моторной, трансмиссионной смазки и бензобака;
  4. Предварительный пуск мотора:
  • открываем краник топливного бачка и подкачиваем горючее в карбюратор;
  • прикрываем аэрозаслонку. Обратное проделываем с заслонкой дросселя, которая должна быть открыта на одну треть;
  • помещаем пусковой шнур в паз шкива;
  • после проворачивания коленвала до начала сжатия резко дергаем за тросик и запускаем мотор;
  • при успешном включении даем ему прогреться на малых оборотах в течение нескольких минут и переходим к работе;
  1. Обкатку – обязательный этап для всех новых мотоблоков «МТЗ»:
  • длительность – 50 ч;
  • требования – произведение легких транспортных работ под половинной нагрузкой;
  1. Агрегация навесками:

Мотоблоки «МТЗ» совместимы с разнообразным навесным оборудованием, которое можно условно разделить на 3 группы:

  1. только 1 или 2 передача:
  • Навесной плуг ПУ;
  • Фреза для почвы ФР;
  • Культиватор КТД-1,3;
  • Окучник ОУ;
  • Косилка КРМ-1;
  1. только 2 или 3 скорость:
  1. большие скорости (3-4) при повышенном давлении шин до 0,12 МПа:
  1. Навешивание плуга для вспашки:
  • колею настраиваем на 60 см;
  • переводим сцепное устройства плуга в рабочий режим и стягиваем болтом;
  • ставим под левое колесо 16 см колодку;
  • послабляем болты плуга так, чтобы его стойка приняла вертикальную позицию;
  • берем ручку для установки глубины вспашки и проворачиваем против часовой стрелки, чтобы носок плуга стал выше на 1,5 см;
  • включаем блокировку дифференциала и начинаем культивацию на 1-й передаче;
  • доводим регулятором глубины пахоты ее до показателя 18 см;
  • постепенно переходим на 2-ю передачу;
  • в случае пробуксовки колес уменьшаем ширину захвата плугом.

Регулировка карбюратора:

  1. Болты, которые регулируют минимальное и максимальное количество газа полностью вкрутите и затем открутите на пол оборота;
  2. Затем переведите рычаг управления силовой установки в минимальное положение, при этом работа мотора не должна останавливаться;
  3. Регулирующий дроссель винт поможет настроить обороты на холостом ходу, чтобы двигатель работал правильно без посторонних шумов;
  4. При помощи винтов следует правильно настроить количество поступаемого топлива. Если его закручивать, то оно уменьшается, если его ослабить, то поступление горючего увеличивается.

Чтобы проверить, правильно ли был настроен карбюратор на мотоблоке МТЗ-05 следует дать поработать двигателю, и затем достать свечу зажигания. Если она чистая без посторонних примесей, то это говорит о правильной настройке.

Важно! Перед началом регулировки всегда следует прогревать двигатель мотоблока.

Если на свече появляется нагар, то здесь причина может быть как в карбюраторе, так и в более серьезных поломках.

Ремонт кпп:

  • Если во время работы Вы услышали шум в редукторе, то в первую очередь необходимо проверить количество масла в Беларусе. Если его недостаточно, то следует добавить.

Перед каждым выездом необходимо проверять уровень масла. При эксплуатации без него можно нанести серьезный вред КПП. Выбор масла должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

  • Если со смазочными составляющими все нормально, но шумы никуда не делись, то скорее всего, вышли из строя шестерни КПП. Их необходимо сразу же заменить. Не допускается работать с неисправными шестернями, поскольку они могут рассыпаться и пострадает вся коробка передач.
  • Часто бывает, что не включается одна передача, и это 4. Причина этому банальна. Она включается редко и только при самых тяжелых работах. Поэтому в самом рычаге может быть нехватка смазки. Для устранения этой неполадки смажьте на ночь маслом. Там нет никаких уплотнений, и масло должно свободно зайти туда и смазать. Если проблема осталась, тогда придется полностью разбирать и обрабатывать маслом все участки КПП.

Схема устройства и принцип работы

Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.

Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.

Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.

Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.

Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.

Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.

Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.

Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.

Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.

Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).

Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.

Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.

Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.

Тонкости выбора

Выбор всегда основывается на мощностных показателях установленных моторов. За периоды своего существования МТЗ оснащался различными силовыми установками.

  • УД 15 – это двигатель четырехтактного типа с одним цилиндром, карбюраторный, требующий для работы высокооктанового топлива. По отзывам владельцев движок отличается реальными показателями мощности около 4 л. с. При полностью открытой дроссельной заслонке она может достигнуть 6 л. с. Двигатель, бывший в эксплуатации, теряет мощностные возможности.
  • УД-25 отличается от предыдущей модели наличием двух цилиндров. Максимальная заявленная мощность устройства 12 л. с., а фактическая – около 8.
  • Honda GX 270 – двигатель японской сборки, с максимальной работоспособностью 9 л. с. объемами 270 см куб. Топливная емкость фактически вмещает 5,3 л топлива, с расходом 2,5 литра в час. Для работы необязательно заливать высокооктановый бензин, достаточно АИ 92. Современные модели имеют оснащение в виде электрического стартера.
  • Lifan LF177 – движок китайской сборки. Бренд еще не обзавелся широкой известностью. Однако если сравнивать, то показатели силового агрегата схожи с Honda GX 270. По отзывам, копия справляется с заданными параметрами не хуже оригинала. Китайская компания поставляет силовые установки многими предприятиям. Этот же движок установлен на таких агрегатах как Grasshopper 9 л. с, «Зубр», «Нева», «Кентавр МБ 2075Д». Стоимость аналогов зачастую в разы меньше белорусского конкурента. Навесное оборудование, возможное для сцепки идентичное. Изделия можно совмещать с различными мотоблоками.

Идентичными параметрами для МТЗ обладает мотоблок украинского производства «Сич».

Сравнительный анализ моделей:

  • МТЗ – три варианта колеи (42, 60, 70 см);
  • СИЧ – четыре варианта (50, 0, 70, 80 см);
  • дорожный просвет МТЗ – 30 см, а у «Сич» – это 24 см;
  • максимальная разгонная скорость МТЗ – 12 км/ч, «Сич» – 16 км/ч;
  • возможный вес навесного оборудования для МТЗ – 30 кг, «Сич» – 45 кг;
  • вес самого тяжелого МТЗ 12 с навесным оборудованием – 170 кг, «Сич» – 220 кг.

Перед покупкой аппарата для собственного подворья стоит задуматься о необходимости высокой мощности.

Сэкономить на мотоблоке можно, приобретая модель со средними характеристиками двигателя, но с качественной отечественной сборкой.

Устройство

Конструкция белорусского МТЗ классическая и включает:

  • колеса и шины;
  • трос сцепления;
  • ведущий диск и сальник;
  • коробку передач;
  • рулевое управление и шестерни;
  • карбюратор и редуктор.

Машина имеет значительно увеличенный вес. Внутри устройства успешно применяются унифицированные тракторные элементы. Это решение превратило агрегат в надежный и функциональный. Он терпимо относится к не очень качественному топливу и маслам. Устройство просто настроить для работы, его можно быстро отремонтировать. Обслуживающие сервисы и запасные части могут купить широкие слои населения.

Трансмиссия устойчива к ударам и прочим неблагоприятным моментам. Классический МТЗ способен передвигаться на четырех скоростях вперед и двух назад. При движении вперед машина развивает скорость от 2,4 до 11,4 км/ч, а назад – от 3 до 5,35 км/ч. Благодаря универсальному тросу сцепления агрегат взаимодействует с навесными деталями многих фирм, что сказывается на его многофункциональности. В состав трансмиссии входит механизм, позволяющий регулировать мощностные показатели двигателя.

Он уменьшает скорость вращения силового агрегата с 300 до 1200 оборотов в минуту. Это позволяет совмещать привод с другими стационарными устройствами.

Рулевое управление блоком легко перенастраивается на реверсивное прямо с рабочего места оператора, а при необходимости рычаги управления и регуляторы можно настроить на необходимую высоту. Если оператору приходится работать в условиях плохой видимости, можно включить галогеновую фару. Прицепное устройство, входящее в базовое оснащение мотоблока, имеет встроенную тормозную систему. Это удобно, когда в ходе движения потребовалась временная стоянка, при этом есть необходимость не глушить двигатель.

Силовые установки агрегатов МТЗ отличаются. На устройствах девятой серии уже установлены двигатели Honda GX270, Lifan LF177 или Kipor KG280. Установки удешевляют стоимость блоков. Ранние версии МТЗ оснащались отечественными конструкциями моторов «УД-15» или «УД-25». Новейшие агрегаты отличаются экономичностью, но сложны в обслуживании, неремонтопригодные. На высокомощных МТЗ 12-й серии устанавливаются двигатели нового поколения отечественного производства СК-12, позволяющие эксплуатировать устройства при широких температурных диапазонах от -30 до 30.

Характеристики

Марка двигателяHonda GX270, Kipor KG280 и Lifan LF177
Масса мотоблока в состоянии отгрузки с завода (заправлен маслом, укомплектован основным рабочим оборудованием, без ЗИП), кг176
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс)1,0 (100)
Число передач, переднего хода/заднего хода4/2
Скорости движения, км/ч, переднего хода/заднего хода2,6-11,4/3,0-5,35
Дорожный просвет, мм295±5
Колея мотоблока, мм450±30, 600±30,700±30
Габаритные размеры, мм1780 х 846 х 1070
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг650
Радиус поворота при колее 450 мм,м, не более1
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа,кг50
Номинальная мощность, кВт (л.с.)6,6 (9)-для 09Н
Частота вращения коленчатого вала об/мин3600
Удельный расход топлива, г/квт.ч319
Заправочные емкости, л: масленный картер бак топливный маслянная ванна трансмиссии1.1 6 3.5
ТопливоА-92 ТУ 38.001.165
Пределы температур, при которых может эксплуатироваться мотоблок,°Сот -20 до 30

Чем может комплектоваться

Какое навесное оборудование для мотоблока МТЗ может входить в комплект агрегата? Сегодня выбор рабочих устройств для машин данного класса довольно широк и разнообразен. Но наибольшей популярностью пользуются следующие механизмы:

  • плуги;
  • почвенные фрезы;
  • культиваторы;
  • сеялки;
  • картофелекопалки;
  • окучники;
  • косилки;
  • снегоуборщики;
  • бульдозерные лопаты;
  • прицепы.

Мотоблок МТЗ 06
Устройство мотоблока

Мотоблок «мтз-05»: отзывы владельцев

Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже.

Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.

Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная.

Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).

Из недостатков в эксплуатации отмечается недостаточная чёткость переключения передач («поставил мотоблок на «нейтралку», заглушил двигатель, а когда завёл, мотоблок вдруг «ожил» и поехал»). Ещё: для отключения блокировки дифференциала требуется приложить очень серьёзные физические усилия, а эту операцию надо совершать при каждом повороте.

Отзывы владельцев

altТемра:

«На своем МТЗ-05 я перевез огромное количество всего. Начиная от мусора и заканчивая бревнами по 3,5 метра на строительство бани. Грузил чуть больше 0,5 куба сырого леса. Насчет проходимости он как вездеход, учитывая его вес, но правда зимой дело обстоит похуже.

Двигатель УД-15 легче, так что придется больше грузить на перед, чтобы хоть как-то прижать сам мотоблок к земле. Скорость у него небольшая. У моего 6-7 км/ч за счет больших колес. Сейчас активно работаю со следующими навесками: плуг, борона, окучник и фреза, ну и само собой разумеется — телега.»

altНиколай:

«Ну вот, наконец-то состоялось мое знакомство с данной техникой. Вывез из огорода всю траву, хорошо дни теплые и сухие стоят. Впечатления в принципе положительные. Заезжал на нем в огород, идет, не проваливается. Очень спасает блокировка колес.

Прицеп сильно не перегружал, чтобы вылезти из огорода. Возил часа три, огород-то 30 соток, лето дождливое, травы много. Бензина ушло литра 2,5. Заливал 5л, почти половина бака осталось. Не обошлось и без первых поломок — заменил свечу, поставил А11, стояла А20, порвался тросик сцепления, закрепил болтом с гайкой.

Насчет скорости, на 4 передаче своих 10 км/час мотоблок берет. Скорости включаются нормально, только привыкнуть надо. Вот уже одна проблема решена. Исходя из первых впечатлений, думаю мотоблок своих денег стоит, даже если ему и 20 лет. У нас в деревне самоделки бегают, так у них редуктора есть 60-х годов, им сноса нет»

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий