Картофелекопалка занимает особое место среди навесного оборудования для сельскохозяйственной техники. Ее использование не только увеличивает производительность труда, но еще и позволяет получить урожай более высокого качества. Одни фермеры приобретают такое приспособление, другие конструируют собственноручно. При наличии базовых навыков работы руками ее несложно собрать из материалов, которые всегда есть под рукой.
- Что такое картофелекопалка
- Описание и характеристика устройства
- Особенности применения и преимущества
- Виды копалок для картофеля
- Однорядная
- Двухрядная
- Покупная
- Самодельная
- Какого типа бывают картофелекопалки
- Веерная для мотоблока
- Грохотная
- Транспортерная
- Барабанного типа
- Роторная
- Как сделать картофелекопалку для трактора своими руками
- Какие материалы понадобятся
- Пошаговая инструкция, чертежи и размеры
- Для минитрактора
- Для Т 25
- Для МТЗ
- Для других моделей
- Советы и рекомендации по изготовлению
- Заключение
- Состав трансмиссии МТЗ 82
- Промежуточная часть
- Сцепление
- Силовая передача
- Коробка передач
- Задний мост
- Передний ведущий мост
- Органы управления движением
- Рычаги управления ВОМ
- Рычаги гидравлики и силового регулятора
- Органы управления трансмиссией
- Органы управления отдельными узлами трактора
- Управление освещением, световой сигнализацией и электрозапуском двигателя
- Основными деталями сцепления считаются:
- МТЗ-80 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.
- Особенности устройства
- Устройство промежуточного вала
- Устройство редуктора КПП
- Ремонт КПП МТЗ-80
- Диагностика неполадок:
Что такое картофелекопалка
Еще 10-15 лет назад владельцы приусадебных участков собирали урожай картофеля исключительно при помощи лопаты. Механизированная уборка проводилась лишь в крупных сельских хозяйствах. Сейчас собирать урожай картофелекопалкой может позволить себе даже самый мелкий фермер.
Описание и характеристика устройства
Принцип работы устройства довольно прост. Режущие части заглубляются в грунт, захватывают его часть и поднимают вместе с картофелем или другими корнеплодами на поверхность. Клубни, проходя через агрегат, очищаются от большей части земли и остаются на поверхности, либо сразу собираются в бункер.
Приспособление используют для ускорения сбора урожая и снижения трудозатрат. Это особенно выгодно на больших площадях.
Особенности применения и преимущества
Особенность такого агрегата заключается в том, что его можно применять не только для сбора картофеля, но и для уборку других овощей — например, свеклы или редьки. Кроме того, при таком способе уборки практически не повреждаются клубни.
Основное преимущество — высокая скорость сбора картофеля по сравнению с ручным трудом.
Виды копалок для картофеля
Подобные приспособления имеют различия между собой по конструкционным особенностям. Но принцип работы у них одинаковый.
Однорядная
Однорядные картофелекопалки способны за один проход извлечь корнеплоды только с одной полосы насаждений. Они отлично показывают себя на мотоблоках и мини-тракторах.
Двухрядная
Двухрядные конструкции более широкие. Они за один проход способны обработать сразу два ряда.
Покупная
Такие картофелекопалки выпускают и отечественные, и зарубежные производители. Важно учитывать, что различные виды конструкций предназначены для эксплуатации в разных условиях и на разных грунтах. Стоимость покупного оборудования довольно высокая, но окупается оно сравнительно быстро.
Самодельная
Если нет желания тратить лишние средства на приобретение заводской картофелекопалки, ее можно изготовить своими руками. Для небольших участков достаточно будет веерной копалки. Если картофель выращивают каждый год на больших площадях (для продажи), то лучше изготовить более сложную конструкцию.
Какого типа бывают картофелекопалки
Навесное приспособление для копки картофеля бывает нескольких видов, которые отличаются своей конструкцией. Существуют модели, предназначенные для работы на участках различной величины и на разных грунтах.
Веерная для мотоблока
Основной рабочий механизм — плуг. От него отходят прутья, загнутые вверх. Приспособление погружают в почву, и по мере движения картофель поднимается по прутьям на поверхность.
Среди достоинств веерной конструкции выделяют невысокую стоимость и простоту. Но такой копалкой не получится продуктивно работать на твердых грунтах.
Грохотная
Такие агрегаты устроены сложнее. Они снабжены наклоненной к земле решеткой, колесами и точками опоры. Картофелекопалку заглубляют под клубни, после чего они поднимаются на поверхность и попадают на решетку, через которую вся земля просеивается.
Основное преимущество такой копалки заключается в получении чистого картофеля.
Транспортерная
Такого типа машины имеют в своей конструкции лепеху и транспортер, по которому картофель попадает в бункер.
Транспортерные изделия показывают плохую производительность на влажных и вязких почвах. Также их не стоит применять на участках, где растут сорняки. Растения наматываются на транспортер, что существенно снижает производительность.
Барабанного типа
Барабанная копалка имеет довольно сложную конструкцию. Картофель извлекается из почвы при помощи плуга. После этого они попадают в перфорированный вращающийся барабан, где происходит очистка от грунта. С барабана картофель транспортируется в бункер.
Главное преимущество таких устройств заключается в возможности эксплуатации их на больших площадях.
Роторная
Такая конструкция во время работы подкапывает грядку. При этом на определенной высоте вращаются металлические пруты, разбивающие комья земли. Картофель ложится рядом с агрегатом.
Как сделать картофелекопалку для трактора своими руками
Если имеются инструменты и материалы, то изготовить картофелекопалку самостоятельно достаточно просто. Главное, все выполнять по инструкции.
Какие материалы понадобятся
Прежде чем приступать к сборке копалки, подготавливают весь необходимый инструмент и материалы. Для ее изготовления понадобится:
- арматура диаметром 10-15 мм;
- гайки и болты диаметром от 10 мм;
- листовой металл разной толщины;
- стальные уголки;
- металлические трубы;
- болгарка;
- дрель;
- сварочный аппарат.
Пошаговая инструкция, чертежи и размеры
Если придерживаться инструкции и пользоваться уже готовыми чертежами, то сделать такое приспособление будет не так сложно. Ниже представлены чертежи основных узлов.
Для минитрактора
Для минитракторов изготавливают картофелекопалки грохотного типа. Весь процесс занимает не много времени, если есть навыки работы с техникой.
Для конструирования этой модели понадобится подготовить:
- сварочный аппарат;
- болгарку;
- дрель и сверла;
- стальной лист 3-5 мм;
- металлический профиль 25 на 25 мм;
- стальную проволоку 8 мм;
- болты;
- колеса;
- шарниры и рычаги;
- эксцентрик.
Процесс сборки грохотной копалки:
- Нарезают металлический профиль и сваривают из него основу-каркас.
- К нижней части его приваривают стойки, которые будут использоваться в качестве крепления для колес.
- Во внутренней части основы приваривают держатели для шарниров. На них будет подвешен грохот.
- К раме приваривают кронштейны для установки редуктора и других частей, которые будут создавать вибрацию.
- Из толстой проволоки сваривают просеиватель (грохот).
- Его устанавливают на шарниры внутри рамы.
- На кронштейн подвешивают редуктор, эксцентриковый рычаг и шатун для создания вибрации и соединяют их с грохотом. Во время работы вала движения будут передаваться на грохот. Колебания возникают благодаря вращению эксцентрика.
- Из стального листа изготавливают нож копалки и приваривают его к нижней части рамы и грохоту.
- На последнем этапе надевают и закрепляют колеса.
Для Т 25
Каждый мастер делает отдельный части устройства по-своему, поэтому самодельные картофелекопалки всегда отличаются друг от друга.
Процесс изготовления устройства:
- Сваривают каркас из профилированный трубы.
- Из стального листа толщиной в 3-5 мм делают лемехи и нож.
- Внутрь каркаса устанавливают валики или небольшие колеса, чтобы по ним могла двигаться транспортерная лента.
- Транспортерную ленту делают из велосипедной или мотоциклетной цепи, а также стальных прутьев.
- Собирают кронштейны и крепления для получения редуктора и зубчатой передачи.
- В каркас устанавливают транспортерную ленту и другие механизме.
- Монтируют колеса и нож на раму.
Для МТЗ
Для изготовления веерной копалки потребуются следующие материалы:
- листовая сталь толщиной в 4 мм;
- болты диаметром от 12 мм;
- прямоугольная профилированная труба с толщиной стенки от 3 мм;
- стальные пруты диаметром до 10 мм (также подойдет нерифленая арматура, имеющая круглые концы).
- В середине лемеха просверливают два отверстия, чтобы была возможность закрепить деталь на кронштейн.
- Ближе к концу ножа, где он становится шире, приваривают стальные пруты так, чтобы они расходились веером. Их длина должна быть 40-50 см. Также их дополнительно подгибают вверх.
- К лемеху прикрепляют стойку при помощи болтового соединения.
- На кронштейне просверливают отверстия для того, чтобы была возможность соединить копалку с трактором. Кронштейн приваривают к верхней части стойки.
- Чтобы повысить прочность готовой конструкции, к нижней части ножа приваривают полосу металла.
Для других моделей
При обработке больших площадей эффективнее всего использовать барабанный тип картофелекопалок. Устройство состоит из вращающегося барабана, ножа и рамы с колесами.
Сборка такого устройства потребует определенных навыков и особой точности. Барабан делают из металлических прутьев, после чего его соединяют с помощью зубчатой или цепной передачи с редуктором и валом отбора мощности. Чтобы соединение получилось правильным, применяют сцепку прямым приводом.
Лемех закрепляют на шарниры. Затем агрегат приваривают к дискам и закрепляют на двух осях. Барабан располагают на изогнутых дисках. Для этого подходят ободы велосипедных колес.
Вал будет вращаться и приводить в движение барабан, в который попадает картофель с почвой. В итоге земля во время вращения высыпается, а клубни сдвигаются к краю и выпадают на землю.
Советы и рекомендации по изготовлению
Основные рекомендации по изготовлению картофелекопалки:
- Сварка должна быть максимально качественной. Если нет навыков работы со сварочным аппаратом, то лучше обратиться к специалистам. Но в крайнем случае допустимы и болтовые соединения на ответственных местах.
- После каждого этапа сборки желательно зачищать все соединения, особенно сварочные.
- После окончательной сборки не лишним будет покрасить устройство (за исключением ножа), чтобы оно меньше ржавело.
- Важно предусмотреть механизм регулировки наклона. В ином случае максимальной эффективной работы не получится достичь.
Заключение
Картофелекопалки, изготовленные собственноручно — бюджетный вариант повышения продуктивности труда при выполнении аграрных работ. Их эффективность нередко уступает заводским аналогам, хотя все зависит от навыков мастера. Если делать все качественно и по инструкции, самодельное устройство получится ничем не хуже заводских моделей.
Картофелекопалка своими руками. Handmade automatic potato digger
Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.
Состав трансмиссии МТЗ 82
Система состоит из комплекса узлов, скреплённых болтовым соединением литых корпусов в единый блок, который одновременно выполняет функцию остова трактора вместе с передней балочной полурамой. Механизмы трансмиссии смазываются естественным разбрызгиванием масла при рабочем вращении деталей.
Транссмисия трактора МТЗ 80 в сборе
В трансмиссию трактора МТЗ 80 82 входят следующие узлы:
Таблица взаимодействия шестерён механизмов трансмиссии МТЗ 82
Соединение трёх частей трансмиссии трактора МТЗ 80(82) (промежутки, КПП и заднего моста) образуют единую масляную ванную, обеспечивающую смазку узлов. Заправка осуществляется через пробку верхней крышке КПП — в кабине трактора в объёме 40 литров трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17 до уровня контрольного отверстия с правой стороны картера КПП. Контролируют уровень при проведении ТО 2 через каждые 500 часов наработки, замену масла осуществляют при сезонном обслуживании.
Промежуточная часть
Узел расположен между двигателем и коробкой передач. Картер узла разделён на сухой и мокрый отсеки. Передняя часть узла соединена с плитой дизеля, задняя с передней частью КПП.
Сцепление
Механизм сцепления – сухая постоянно замкнутая однодисковая муфта, предназначена для разрыва потока мощности от дизеля при переключении скоростей в коробке передач. Муфта расположена в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии и взаимодействует с маховиком двигателя.
Силовая передача
В отсеке промежуточной части, смазываемым маслом, находится: вал силовой передачи связанный со ступицей корзины сцепления и двухступенчатым понижающим редуктором КПП, вал привода независимого ВОМ, двухскоростной редуктор независимого ВОМ. А также в отсеке установлен привод насоса гидросистемы от силового вала через промежуточную шестерню.
Коробка передач
КПП — механическая, обеспечивает 18 передач переднего и 4 заднего хода, установлена между корпусами промежуточной части и задним мостом. Узел выполняет функцию формирования передаточного числа крутящего момента в соответствии с включённой скоростью водителем трактора и передачей вращения на мосты трактора. В состав коробки входит:
- первичный и вторичный валы
- промежуточный вал с проходящим внутри валом привода независимого ВОМ
- дополнительный вал с блоком задних передач
- механизм переключения передач
При наличии переднего ведущего моста КПП трактора оборудуется дополнительно раздаточной коробкой, устанавливаемой с правой стороны корпуса КПП и получающей привод через промежуточную шестерню от шестерни вторичного вала. С помощью редуктора осуществляется отбор крутящего момента от КПП, обеспечивается включение и отключение привода ПВМ, а также выбор режимов его работы «принудительный» « автоматический». С левой стороны КПП при необходимости устанавливается редуктор ходоуменьшителя, который даёт трактору дополнительные сверхмалые технологические скорости. А также в левый люк возможна установка редуктора бокового ВОМ для привода навесных машин с боку трактора.
Задний мост
Узел обеспечивает привод задних колёс трактора с учётом угловых скоростей колёс при осуществлении поворота за счёт встроенного дифференциала, а также блокирование дифференциала в случае буксования при движении по бездорожью и переувлажнённым почвам, в том числе и в составе с почвообрабатывающими агрегатами. Механизм узла состоит из:
- конической пары шестерён с винтовыми зубьями главной передачи
- дифференциала закрытого типа с четырьмя коническими сателлитами
- конечными передачами, выполненными в виде пар цилиндрических шестерён
Дополнительно в задней части корпуса моста установлен планетарный редуктор заднего ВОМ, привод которого проходит от КПП через всю нижнюю внутреннюю часть картера. Сам привод обеспечивает передачу вращения в синхронном и независимом режимах с помощью переключения кулачковой муфты, входящей в его состав.
На наружных краях ведущих полуосей установлены фрикционные муфты тормозов с механическим приводом управления и муфта блокирования дифференциала с гидравлическим приводом управления.
Передний ведущий мост
Отличием трансмиссии МТЗ 82 от МТЗ 80 является дополнительно включённый в состав ведущий передний мост с механизмом привода. В привод моста состоит из раздаточной коробки с механизмом включения и переключения режимов работы ПВМ, промежуточная опора с предохранительной муфтой и карданные валы, передающие вращения от раздатки к опоре и от опоры к главной передаче ПВМ.
Передний мост портального типа в состав, которого входят:
- коническая главная передача с винтовыми зубьями шестерён
- самоблокирующийся дифференциал со встроенными муфтами повышенного трения
- бортовые части выполнены в виде двух конических пар прямозубых шестерён
Верхние пары шестерён бортовых осуществляют передачу вращения от полуосей моста на вертикальные валы колёсных редукторов. Нижние пары от вертикального вала непосредственно на ведущие колёса через ведомую шестерню колёсного редуктора, связанную со ступицей колёса.
Также нужно отметить, что данная конструкция трансмиссии без изменений внедрена в модели тракторов тягового класса 1.4 т.с. МТЗ 800, 820, 90, 92, где все узлы имеют полную взаимозаменяемость. Остальной модельный ряд машин МТЗ данного тягового класса имеют тот же принцип распределения мощности и отличаются конструкцией ПВМ и коробки передач, где могут устанавливаться механические синхронизированные или гидромеханические КПП, а также более устойчивые к нагрузкам балочные передние мосты с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами.
Учитывая универсальность трактора МТЗ 82 в выполнении множества технологических операций, в системе управления присутствует масса рычагов, педалей, рукояток привода включения не только органов управляющих движением машины, но и приводными устройствами отбора мощности, гидравлической системой, системой освещения и сигнализации, а также дополнительными рычагами включения отдельных узлов машины за пределами кабины. Для непрофессионала наличие множества рукояток и педалей в кабине машины вызывает недоумение и растерянность.
Рабочее место водителя МТЗ 82
Для более понятного освещения назначения органов управления трактора их можно разделить на несколько групп:
- Органы управления движением трактора и подачей топлива
- Рычаги включения режимов работы ВОМ и переключения скорости их вращения
- Рычаги переключения гидравлики и силового позиционного регулятора
- Дополнительные органы управления работой трансмиссии
- Органы управления электрической частью трактора
- Рычаги включения отдельных узлов
Органы управления движением
Как у всех машин с колёсными шасси направление движения осуществляется рулевым колесом, которое регулируется углом наклона. Включение передач осуществляется педалью выключения муфты сцепления 38 с левой стороны пола кабины и рычага переключения передач 39 размещённого по правую сторону относительно места водителя. В старых модификациях МТЗ 80(82) кулиса переключения размещалась по центру пола кабины. Трактор оснащён двухступенчатым редуктором с прямозубыми скользящими шестернями. КПП имеет 9 скоростей вперёд и две назад, при дополнительном включении понижающего редуктора количество передач удваивается до 18 вперёд и 4 назад.
Размещение рычагов управления
Включение понижающего редуктора осуществляют рычагом 32, расположенным у основания панели управления по центру. Переключение осуществляют продольным движением рычага также при выключенном сцеплении. Передвижением рычага вперёд включается замедленный режим работы редуктора.
Педали тормозов находятся с правой стороны в виде двух сблокированных педалей 36.35 управления левого и правого тормоза. Также у правой стенки кабины размещён самофиксирующий рычаг 42 стояночного тормоза с кнопкой отключения фиксации положения.
Изменение подачи топлива осуществляется двумя органами: педаль «газа» 34 размещена с правой стороны возле педалей тормозов, которую используют в транспортном режиме; ручной рычаг фиксированной подачи топлива 44 расположен у правой стенки кабины или в старой модификации с левой стороны панели, его используют при необходимости установки стабильных оборотов дизеля, выполняя технологические операции. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее положение – минимальная подача топлива.
Размещение рычагов в Мтз 82
Рычаги управления ВОМ
Поводок переключения скорости ВОМ на МТЗ 80(82)
Рычаг включения заднего вала отбора мощности 46 находится у правой стенки кабины. Опущенное положение рычага соответствует выключенному ВОМ, поднятое соответственно — включает задний ВОМ. Рычаг переключения режимов работы заднего ВОМ 55 или, который называют — «рычаг управления кулачковой муфтой», находится у основания сидения. Переключение осуществляют при заглушённом двигателе поперечным перемещением рычага относительно оси движения трактора. Среднее положение рычага является нейтральным, крайнее правое положение соответствует независимому режиму работы, крайне левое синхронному режиму. Скорость вращения заднего ВОМ переключаются поводком 58 (на отдельном рисунке), расположенным нижней стенке картера промежуточной части трансмиссии вене кабины. Одно крайнее положение соответствует скорости в независимом режиме 540 об/мин, второе крайнее положение 1000 об/мин. Выбранное положение фиксируется затяжкой контрольной гайки поводка. В тракторах, оборудованных боковым ВОМ поводок включения выведен на поле кабины с левой стороны.
Рычаги гидравлики и силового регулятора
Три рукоятки переключения золотников распределителя 27,28,29 размещены по правую сторону панели управления у лобового стекла трактора. Каждый рычаг имеет четыре позиции. Постоянно рычаги находятся в нейтральном положении, при котором рабочая жидкость, поданная насосом к золотникам пропускается в сливную полость, а рабочие полости гидроцилиндров заперты золотником и находятся в зафиксированном положении. Передвижение рычага вверх соответствует команде «Подъём» — золотник открывает поступление масла в полости гидроцилиндров для подъёма. Первая нижняя позиция соответствует команде «Опускание». Вторая крайняя позиция соответствует «Плавающему» режиму работы гидравлики. Крайний правый рычаг 29 стандартно распределителя управляет гидроцилиндром задней навески, два свободных предназначены для подключения дополнительного оборудования агрегатируемого с трактором.
На тракторах оборудованных гидравлическим увеличителем сцепного веса трактора ГСВ рукоятка его управления выводился дополнительно к трём рычагам распределителя гидравлики.
По правую сторону сидения на одной панели с рукояткой ручной подачи топлива находится фиксатор положения рукоятки 43 силового регулятора и рычаг самого регулятора 45. Крайнее заднее положение рычага силового регулятора – «подъём агрегатируемого орудия» при подъёме рукоятку удерживают рукой. После подъёма рукоятку отпускают — она перемещается и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперёд от «транспортной нейтрали» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение – «принудительное опускание». После завершения опускания рукоятка самостоятельно устанавливается в начале зоны регулирования. Маховик крана переключения позиционного регулятора 52 находится под креслом водителя и имеет три позиции: правая позиция – «позиционное регулирование»; левая – «силовое регулирование»; средняя – «выключено». Маховичком 53 настраивают скорость коррекции силового регулятора. У основания водительского сидения ближе к правой стороне расположен поводок 40 управления фиксацией навески в транспортном положении.
Органы управления трансмиссией
Кроме рычагов переключения скорости движения и педали отключения сцепления, к дополнительным органам управления трансмиссии относятся:
- рукоятка включения ПВМ 41 у МТЗ 82, которая расположена по правую сторону сидения
- в случае с комплектацией в рулевом управлении с ГОРУ для краткосрочного принудительного блокирования дифференциала заднего моста на поле кабины расположена педаль 5 включения блокировки
- в комплектации трактора с ГУР для управления блокировкой заднего моста предусмотрена рукоятка включения 3 автоматическим режимом работы, установленная на панели управления трактором
Рукоятка автоблокировки имеет два фиксирующихся положения: крайнее положение — «блокировка выключена»; среднее положение — «автоматический режим блокировки включён». Крайнее положение по часовой стрелке «принудительная блокировка» при отпускании выключается под действием пружины.
Если трактор оборудован редуктором-ходоуменьшителем тяга включения выведена на поле кабины с левой стороны, в то же место, куда выводится поводок включения в случае установки редуктора бокового ВОМ.
Размещение рычагов на МТЗ 80 старого образца
Органы управления отдельными узлами трактора
Для включения в работу компрессора трактора на его корпусе размещён маховик со стрелкой. При указании стрелки на маховике « вперёд» — соответствует выключенному, «назад» — включённому положению. Включение осуществляется при заглушённом двигателе либо на минимальных оборотах дизеля.
Маховик включения компрессора МТЗ 80(82)
Включение гидравлического насоса гидросистемы осуществляется поводком находящейся с правой стороны трактора в верхней части корпуса промежуточной части трансмиссии. Положение поводка вверх соответствует включённому, вниз – выключенному положению.
Включение насоса гидравлики трактора МТЗ 80
Управление шторкой радиатора двигателя осуществляется рукояткой 4, размещённой в кабине на панели управления с левой стороны.
С левой стороны трактора при установленном пусковом двигателе размещёна рукоятка включения муфты бендекса для ввода в зацепление с маховиком дизеля. Этот рычаг может быть для удобства выведен тягой в кабину водителя.
Управление освещением, световой сигнализацией и электрозапуском двигателя
Включение электрического питания машины осуществляется кнопкой «массы» 47, находящийся с правой стороны у спинки кресла водителя. Тумблер 31 включения стартера для запуска основного или пускового двигателя находится на панели управления справа от руля и имеет три положения: первое — по часовой стрелке, включает питание пульта управления; второе — даёт питание на стартер, поворот тумблера против часовой стрелки включает питание радиоприёмника.
Под рулевым колесом с левой стороны установлен переключать световых сигналов поворотов.
Тумблеры на горизонтальной плоскости панели управления с левой стороны руля слева направо:
- кнопка 9 аварийной сигнализации
- переключатель света 8 с двумя положениями 1- подсветка приборов и габаритны, 2-дополнительное включение фар
- переключатель 7 стеклоомывателя
- включатель 6 электрофакельного подогревателя двигателя
Рукоятки на вертикальной плоскости панели управления с лева на право:
- рукоятка 2 управления краном отопителя кабины
- рукоятка 1 аварийной остановки дизеля ( при необходимости экстренно заглушить двигатель рукоятка вытаскивается на себя перекрывая подачу топлива)
- рукоятка 37 фиксации наклона рулевой колонки
Верхняя панель у потолка кабина оснащена тумблерами слева направо:
- тумблер 21 переднего стеклоочистителя
- тумблер 22 включения вентилятора отопителя
- тумблер 23 задних рабочих фар
- тумблер 24 передних рабочих фар
- тумблер 24а включения знака «Автопоезд»
Рабочая панель управления трактора оснащена датчиками и сигнализирующими лампами для осуществления контроля функционирования двигателя и работы систем машины.
Учитывая количество органов управления трактора МТЗ 82 (80) совершенно очевидно, что для полноценного использования и применения трактора водитель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку не только в устройстве трактора и его управлении, но и соответствующий уровень практических навыков и квалификации в агрегатировании с различными устройствами и машинами. Только профессионализм и специальная подготовка водителя могут гарантировать безопасное, успешное и эффективное использование трактора.
Основными деталями сцепления считаются:
1. Ведомый диск;
2. Нажимной диск в сборе;
3. Нажимной подшипник с отводкой.
Проверку и полную регулировку муфты сцепления трактора МТЗ-80 проводят при техническом обслуживании № 2. Техническое обслуживание сцепления состоит в периодической смазке выжимного подшипника, подтяжке резьбовых соединений и проведении необходимых регулировок. Подшипник необходимо смазывать после каждых 125 часов работы (при ТО-1). Регулировка производиться при остановленном двигателе и поставленном на тормоз тракторе. Сначала проверяется, а при необходимости регулируется зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. Для этого необходимо снять лючок муфты сцепления. Затем провернуть коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в лючке не появится отжимной рычаг с регулировочным винтом. Щупом толщиной 3мм. Необходимо проверить зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. При необходимости отрегулировать зазор.
Для этого необходимо:
1. Расконтрогаить регулировочный винт;
2. Отверткой с короткой рукояткой поворачивать винт до тех пор, пока рычаг не начнет прижимать щуп к выжимному подшипнику. При этом щуп должен с небольшим усилием проходить между выжимным подшипником и выжимным рычагом;
3. После этого регулировочный винт необходимо надежно законтрогаить контргайкой. После окончания регулировки, зазор не должен измениться.
Такую же операцию необходимо провести и с остальными рычагами. Для этого надо провернуть коленчатый вал приблизительно на 240 градусов, до появления в лючке следующего выжимного рычага. Разница этого размера, для всех выжимных рычагов не должна превышать 0,3 мм. По окончании регулировки, лючок муфты сцепления необходимо установить на место.
После окончания регулировки выжимных рычагов сцепления на тракторе МТЗ-80 проверяется свободный ход педали сцепления. Он проверяется при помощи линейки. При этом линейку устанавливают таким образом, чтобы она упиралась в пол и прижималась к педали. Затем рукой нажимают на педаль сцепления до упора выжимного подшипника в рычаг включения сцепления. По делениям линейки устанавливают величину свободного хода педали сцепления. Для трактора МТЗ-80 величина свободного хода должна находиться в пределах 40-45 мм. Полный ход педали сцепления МТЗ-80 должен составлять 175 мм. Свободный ход педали сцепления регулируется вращением тяги. В отпущенном положении рычаг педали должен упираться в пол кабины трактора. В противном случае, необходимо добиться этого постепенно выкручивая упорный болт из кронштейна. Если проводимой регулировкой этого добиться не удается, следует ослабить болт крепления кронштейна и провернуть его в сторону пружины по часовой стрелке. Если указанные параметры отвечают указанным техническим условиям, то регулировка считается выполненной полностью.
Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге
МТЗ-80 – трактор советско-белорусского производства, созданный в 1972 году. Его модернизированной версией является трактор МТЗ-80, оснащенный полным приводом. Модель МТЗ-80 оборудован задним приводом, и выпускается по настоящее время, несмотря на устаревшую конструкцию по сравнению с моделью МТЗ-82. Машина также относится к универсально-пропашным колесным тракторам.
МТЗ-80 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.
- Дизельный, Д-240, 80 л. с., коробка передач – механическая. Расход топлива – 16-17 литров в час (на пахоте).
- Вадим, Брянск. Это реально устаревший трактор, но несмотря на это, он практически не уступает более современным машинам – я имею ввиду эффективность работы, грузоподъемность и другие самые важные характеристики. По поводу комфорта здесь все понятно, современные модели намного лучше. Но МТЗ-80 дешевле в обслуживании, и пожалуй это самый лучший вариант для экономных ферментов. Трактор потребляет максимум 17 литров в час, если работа связана с пахотой. В менее трудоемких операциях получается в районе 6 литров в час. У меня модель 1992 года выпуска, стоимостью 200 тысяч рублей (по тем временам). Маленькая кабина и частые поломки – ко всему этому можно привыкнуть. Трактор справляется с поставленными задачами. Он предназначен для возделывания почвы, при этом процесс возделывания будет эффективным при условии, если у водителя имеется опыт работы. И еще здесь дело привычки, я например не сразу приноровился к технике, зато потом ни разу не пожалел. К преимуществам МТЗ-80 еще можно отнести стоимость владения. На сегодняшний день этот трактор до сих пор продают, но за бешеные деньги, и это несмотря на устаревшую конструкцию. Лучше взять б/у вариант. У меня техника 1992 года, я первый владелец. Машина в отличном состоянии. Да, ломается, но у трактора хорошо изученная конструкция. В крайнем случае, можно поискать в специальных книгах или в интернете, как правильно ремонтировать. К этому трактору можно цеплять орудия для обработки почвы – мощности предостаточно. Можно цеплять и роторные косилки, и циркулярные пилы, чтобы пилить дрова например. Мощность дизеля 80 лошадей.
- Николай, Новосибирск. Я получил права лет 25 назад, тогда я получил должность механизатора, мне предоставили МТЗ-80. К сожалению, мне дали самый убитый экземпляр. Я его буквально с нуля собирал, зато потом машина работала, как часы. У меня была версия со щеткой, которая предназначена для уборки снега, а летом ею можно убирать пыль и грязь. Машина потребляла в среднем 8-9 литров в час – в зимнее время года, а летом выходило 6 литров в час. Со временем я насобирал на свой собственный трактор – такой же МТЗ-80. Поддержанная машина 1989 года, покупал в 2000 году. Я приобрел земельный участок и трактор. Экземпляр обошелся мне в 200 тысяч рублей. Я его ласково называю «восьмидесяточка». Достоинства этой машины идентичны той, о которой я говорил выше. Модель дешевле в эксплуатации, чем современные российские аналоги. Простая конструкция, высокая ремонтопригодность и надежность. Можно крепить различные навесные опции. Серьезный минус – маленькая кабина и лишь задний привод, из-за этого есть проблемы с проходимостью. Для запуска двигателя нужен пусковой мотор ПД-17, которого нет в более современных моделях, которые заводятся с помощью привычного стартера. Но несмотря на все эти неудобства, МТЗ-80 является незаменимой вещью для простых сельских жителей, желающих неплохо заработать.
- Вячеслав, Ульяновск. Может я кого-то удивляю, но я с полным восторгом могу сравнить МТЗ-80 с более современными аналогами, и при этом найти кое-какие плюсы, по которым советская машина превосходит своих «потомков». Безусловно, в первую очередь отмечу низкую стоимость обслуживания по сравнению с импортными тракторами. Даже поддержанные импортные и отечественные модели (более новые) стоят и обходятся значительно дороже. А что касается МТЗ-80, его отремонтировать не проблема при условии, если у водителя прямые руки, растущие из правильного места. Минусы – тесная и неудобная кабина, нет полного привода. Мотор надо запускать пусковым двигателем, а не обычным стартером. Потребление горючего на уровне 16 литров в час. При минимальных нагрузках получается 6 литров. В общем, все зависит от трудоемкости работы. Вообще данный трактор годится для не слишком сложных работ, поскольку мощность двигателя составляет всего 80 лошадей. Зато трактор имеет компактные габариты и добротную управляемость. Основные поломки связаны с резинками, прокладками, шлангами и трубками, как в обычных автомобилях.
- Давид, Иркутск. Модель 1995 года выпуска, в эксплуатации шесть лет. Покупал в 2012 году. Трактор меня впечатлил по многим параметрам, в первую очередь это мощность и ремонтопригодность. Отмечу для тех, кто не знает, эта модель относится к тяговой категории 1.4, для этого ее оснастили тяговитым дизелем мощностью 80 лошадиных сил. Запас крутящего момента и неплохой динамики дает трактору хороший потенциал для работы в поле, для транспортировки тяжелых грузов. В сельском хозяйстве МТЗ-80 себя проявил отличным образом. Я работал на МТЗ-80 с плугом ни три корпуса. Кроме того, еще имел удовольствие работать с сеялкой С3.3.6. Также еще для сравнения установил сеялку СУПН-8, отличий минимум, эффективность работы на высоком уровне – и в том, и в другом случае. Здесь как раз тот случай, когда все зависит от возможностей трактора. Моя машина с культиватором способна таскать с захватом 4200 мм и способна справиться с другими кропотливыми задачами. Надежная и ремонтопригодная техника, требует минимальных финансовых затрат. В кабине сидеть не комфортно из-за короткой базы. Очень тесно. Сиденье твердое, сидишь как на табуретке. Нет полного привода – это серьезный минус по сравнению с МТЗ-82. В остальном машина заслуживает похвалы. На пахоте потребляет в пределах 15-20 литров в зависимости от нагрузки, а с другими приспособлениями можно уложиться в 10 литров.
- Руслан, Тверская область. МТЗ-80 – незаменимая техника универсально-пропашного класса, я покупал машину в 1990 году. Сам по себе трактор может раскрыть свой потенциал в деревенских и сельских условиях, а в городе ему делать нечего, ну разве что если только на стройке. Или можно рыть канавы или траншеи – безусловно, при наличии специального оборудования. Моему трактору скоро будет 28 лет, и он до сих пор на ходу. Машина используется для пропашки огорода, посадки картофеля, дискования, уборки дорог от снега. Благодаря этому наши сельские дорожки всегда чистые. Трактор укомплектован роторной косилкой, плугом, дисковой бороной, тракторным прицепом и лопатой для очистки снежных сугробов. На удивление мощный двигатель – выдает 80 лошадей, однако наделен хорошей разгонной динамикой. Уверенно стартует с места, но без пробуксовок. Очень скоростной трактор. И все же, это больше рабочая машина, которую я также использую для опрыскивания садовых участков. Меня неоднократно выручал выл отбора мощности, который входит в базовую комплектацию. Его можно регулировать для подключения различных машин – например, специального орудия для измельчения зерновых продуктов. Трактор хорош и незаменим в сельском хозяйстве. Последние 15 лет трактор ни разу не подводил по-крупному. Расход горючего составляет 10 литров в час, бывает и больше, если увеличить нагрузку.
- Евгений, Екатеринбург. Всемогущий и не убиваемый трактор – это если МТЗ-80 охарактеризовать двумя словами. Машина собрана из оригинальных комплектующих, без каких-либо китайских подделок. Трактор 1980 года выпуска, по прежнему в рабочем состоянии. Он старый и шумный, постоянно ломается, не комфортный, с недостатками на бездорожье – все эти минусы можно перечислять бесконечно. Но с другой стороны, можно смириться и не париться по этому поводу, и сосредоточиться на неоспоримых плюсах машины. В селе МТЗ-80 просто незаменима, несмотря на отсутствие полного привода. При разгрузке назад передние колеса могут отрываться от земли, но это дело поправимое – просто меньше загружать надо. Запчасти можно найти на разборке, а новые детали покупать невыгодно – слишком дорогие. Через 2 сезона машина себя окупила и стала приносить доход. Покупал технику в 2006 году за 250 тысяч рублей, в отличном состоянии, с капитальным ремонтом. Естественно, я кое-чего обновил – установил новое сиденье, обшил кабину, улучшил шумоизоляцию. После решения заводских болячек всерьез занялся элементами комфорта – например, установил колонки и мультимедийную систему с сенсорным экраном. Я нашел место, куда поставить все оборудование. Также есть кондиционер, подогрев сиденья и электростеклоподъемники. Теперь трактор просто улет, динамичный и экономичный. Кстати, расход дизеля не превышает 15 литров в час. Минимальный расход топлива 5 литров.
- Богдан, Саратов. Нет ничего идеального – в этом я убеждаюсь каждый раз, когда сажусь за руль трактора МТЗ-80 2002 года выпуска. Работаю на нем с 2013 года. Он постоянно скрипит и ломается, каждый раз надо что-то менять. В полевых условиях регулярно возникают поломки из-за повышенной нагрузки. С другой стороны, обслуживать машину проще некуда. К тому же, есть место, куда положить необходимые запасные части. Экономичная и легкая в обслуживании машина. Она способна ездить по грязи, по глубоким колеям, а также забираться на подъем (в исправном состоянии). К сожалению, у кабины плохая герметичность – через щели проходит воздух, и мучают сквозняки со всех сторон. Причина в посредственной шумо- и теплоизоляции – нашли разработчики, на чем сэкономить. А если бы стоял кондиционер и более-менее удобное сиденье, можно было бы сутками работать и не вылазить из кабины. Еще одним существенным минусом является плохая устойчивость – из-за высокого и узкого кузова трактор легко перевернуть. К счастью, безопасность на высоком уровне, так как скорость небольшая. Если подключить сеялку, то расход топлива превысит 8 литров, иногда доходит до 10 л. Если работать с культиватором или бороной, тогда трактор съест около 12 литров. Машина нетребовательна к качеству топлива, так что можно заправляться низко октановым дизелем.
- Клим, Смоленск. Эта машина стоит потраченных денег, и в своем классе ей нет равных. МТЗ-80 – пережиток прошлого, актуальный до сих пор. Не знаю, почему так. Может потому, что советскую технику делали на века, так сказать. А новые российские тракторы более дорогие по цене, так и по стоимости обслуживания. У меня трактор 80-ых годов выпуска, машина белорусского производства. Понятно дело, он был в отличном состоянии, когда был новый. На нем работал мой дед, потом отец, и вот теперь я только недавно начал. Получил права и за работу, так сказать. Первый раз, когда я сидел за рулем МТЗ-80, я был разочаровал и сразу запутался в этих непонятных рычагах, но со временем я привык к управлению, но при этом не мог привыкнуть к расположению рычагов. Особенно это касается рычага коробки передач, который находится между ног. Более того, сама коробка неудобная из-за последовательности переключения самих скоростей. Для восьмидесятых годов это был отличный трактор, а сейчас это просто рабочая лошадка, которая не вызывает никаких эмоций – мол, лишь бы работала и приносила доход. Тогда впечатления были другие. При этом я понимаю, что более современные модели не идут ни в какое сравнение с МТЗ-80. Они экономичнее, современнее и надежнее. Расход топлива у МТЗ-80 составляет максимум 15 литров в час. Можно заливать любое горючее. Древний двигатель Д-243 и шумит, и вибрирует, и скрипит, но по-прежнему работает. Он как будто вечный, если его регулярно ремонтировать, менять запчасти и т. д. Из-за отсутствия полного привода на этом тракторе лучше не заезжать на раскисший грунт. Ведь машина очень легкая и может захлебнуться и сесть на брюхо. Зато по проселкам МТЗ-80 без проблем буксирует прицепы. Минимальный расход солярки составляет 5 литров в час (в пустом состоянии).
- Павел, Ленинградская область. МТЗ-80 у меня с 2008 года, машина 1986 года выпуска. Приобретена за 350 тысяч рублей. Пожалуй, лучше техники (с точки зрения дешевизны) придумать невозможно. Советские инженеры создали весьма качественный продукт по меркам 1970-ых годов. В этой легендарной восьмидесятке сидеть не комфортно по современным меркам. Но с другой стороны, этой машине надо отдать должное, она уже пережила немало испытаний на своем веку. Двигатель ММЗ 243 – абсолютно не убиваемый, благодаря ему трактор поражает выносливостью и надежностью. Машина лишена каких-либо особенностей, но при этом способна справиться с любыми поставленными задачами. Она с легкостью перевозит грузы, обрабатывает почву различными способами, и при этом обеспечивает высокую топливную экономичность. Например, в груженном состоянии машина потребляет 12 литров в час. Кабина практически лишена каких-либо элементов комфорта и удобств. Шумоизоляция вообще отсутствует. Отсутствует почти все, что присутствует в современных тракторах. Но зато сохранились ремонтопригодность и эффективность работы. То, что нет полного привода, это серьезный минус. На бездорожье машина нередко садится на брюхо и закапывается в раскисший грунт. Мощности двигателя часто не хватает, несмотря на хорошую тягу. Зато по сухим проселкам и деревенским дорожкам трактор едет с комфортом и уверенно забирается в горку.
- Николай, Ярославль. Я владелец трактора МТЗ-80 1992 модельного года. Вкратце охарактеризую машину как оборотистый, шустрый и мощный трактор для сельскохозяйственных задач. Езжу на этом аппарате с 2006 года. Машина по-прежнему пригодна для вспахивания и скашивания, трелования леса. Трактор хорошо себя проявил в транспортировке грузов – для этого можно присоединить прицеп, который соответствует тяговой категории 1.4. Задняя резина имеет протектор 3 мм – вроде бы мало, но на практике – это надо видеть. Такие колеса просто чудеса творят. Со временем протектор немного стерся, но проходимость все равно отличная. Временами возникают проблемы в гидросистеме. Причина – в протекании масла, которое выходит из-под бака. В целом, трактор легкий в эксплуатации. Экономичность двигателя на высоком уровне – в районе 10 литров за один час. можно копать картошку, пахать огороды и т. д. – заказов у меня хватает, людям нужна такая техника. Кабина тесная, и сидеть неудобно из-за жесткого сиденья. Обзорность порадовала. Все запчасти в открытом доступе, никакого дефицита нет.
- Виталий, Оренбург. У этого трактора гораздо больше плюсов, нежели недостатков. Это мощность, хорошая тяга, ремонтопригодность и высокая топливная экономичность. Сразу скажу про посредственную надежность и слабое качество запчастей, которые, с другой стороны, всегда есть в наличии, и стоят одни копейки. На мой взгляд, лучше было бы переплатить за более качественную и долговечную деталь. Из заводских болячек, которые свойственны для МТЗ-80, я сталкиваются с проблемами в протекающей гидросистемой. Насос РВД откровенно ненадежный. Не стоит на нем экономить, иначе это сыграет с владельцем злую шутку. Техника любит, когда бережно к ней относится, но человеческий фактор – вещь непредсказуемая. Я имею ввиду, что трактор МТЗ-80 легко перегрузить или перегреть, ведь у него невысокая грузоподъемность и ограниченные возможности 80-сильного дизеля. Например, мощности хватает для перевозки трех прицепов с зерном, а также двух прицепов с лесным хозяйством. Максимальный расход топлива под нагрузкой составляет 10-12 литров. Порадовало, что двигатель нетребователен к качеству горючего. Без нагрузки можно уложиться в два раза меньше.
- Игорь, Николаев. У меня трактор еще советского производства – модель 1989 года выпуска. Мощь, тяга, динамика, грузоподъемность и т. д. – все это сохранилось. Машина полностью рабочая, раньше на ней ездил мой отец, который еще служил в КПСС. Благодаря партийным связям машину списали лично ему, и с тех пор это наша собственность. Расход горючего у МТЗ-80 составляет 8-10 литров исходя из степени нагрузки. В максимально загруженном состоянии трактор съедает и вовсе 12 литров в час. При минимальной нагрузке, или без прицепа, машина потребляет 6 литров. Наибольший расход также получается в процессе работы с культиватором или бороной. В кабине очень тесно, но со временем можно привыкнуть. Шумоизоляцию мы сделали самостоятельно. Еще установили отопитель и кондиционер, потом поставили еще-кое какие детали – например, более мягкое сиденье, электростеклоподъемники. Установлена резина с более глубоким протектором, теперь проходимость значительно лучше. Но все равно лучше не рисковать ехать по серьезному бездорожью, ведь техника с задним приводом. Со временем думаем поменять на модель МТЗ-82 с полным приводом.
Рассматривая рабочие узлы трактора МТЗ-80, особое внимание следует уделить коробке передач. Ее работа направлена на активацию заднего хода, изменение скорости движения агрегата, а также активации навесного оборудования за счет бокового вала отбора мощности. Стандартный вариант для коробки передач – это 2 ступени для заднего хода и 9 ступеней для переднего. Благодаря понижающему редуктору число передач для заднего и переднего хода можно удвоить, в результате чего будет 4 ступени заднего хода и 18 ступеней переднего. Также доступно оснащение уменьшителем хода – специальным приспособлением для работы на малых скоростях. Его актуальность наблюдается при использовании трактора для работы на скорости, ниже обычной.
Особенности устройства
Посмотрев на КПП рассматриваемой модели трактора в разрезе согласно продольной оси, можно будет заметить одноосное размещение вторичного и первичного вала. Вал заднего хода с валом первой передачи и промежуточным валом имеют параллельное расположение относительно первичного. в подшипнике стакана корпуса КПП зафиксирован передний конец первичного вала, тогда как задний конец крепится к переднему концу вторичного вала в торце подшипника.
На шлицах первичного вала зафиксированы ведущие шестерни 3- 5 передач. Там же закреплен понижающий редуктор за счет ведомой шестерни. Ведомые шестерни 3- 5 переключателя передач зафиксированы на шлицах пустотелого промежуточного вала. Ведомая шестерня третьей передачи зацеплена с промежуточной шестерней.
Устройство промежуточного вала
Вал вращается на шарикоподшипниках и втулке, соединенной с основной шестерней второй ступени редуктора. Вторая редукторная ступень, в свою очередь, имеет внутренний вал и поддерживающую втулку. Сзади этой шестерни есть кулачки заднего синхронного вала, которые отбирают мощность. С помощью крыльчатки для распределения масла, расположенной сверху основной шестерни, можно смазывать активные детали КПП МТЗ-80.
Устройство редуктора КПП
Стандартное оснащение коробки передач модели МТЗ-80 предполагает наличие двухступенчатого редуктора со следующей схемой работы.
1. В состав первой ступени входит 1 передача заднего хода и 1, 2, 3, 4 и 5 передачи переднего хода.
2. Оставшиеся передачи входят в состав второй редукторной ступни.
Сцепление ведущей шестерни первой ступени с наружным венцом вторичного вала позволяет включить первую ступень редуктора. Зацепляя основную шестерню первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени, можно активизировать работу редуктора на второй ступени. Схему переключения передач МТ-80 смотрим по ссылке.
Ремонт КПП МТЗ-80
Коробка передач трактора МТЗ-80 отличается высоким уровнем надежности, но со временем происходит износ трущихся деталей и могут иметь место определенные отклонения в работе.
• Слишком тугое переключение передач.
• Самопроизвольное переключение передач.
• Стук во время движения.
Чаще всего износу подвергаются подшипники или вилки переключения, в фиксаторах могут возникать дефекты, намного реже можно встретить износ зубцов шестерен, поскольку для их изготовления используется износостойкий сплав.
Диагностика неполадок:
1. Об износе дисков аппарата управляющего сцеплением может свидетельствовать скрежет при переключении. В некоторых случаях причиной скрежета может быть неправильная регулировка сцепления шестерней. Ремонтные работы предполагают замену изношенных деталей и регулировку. Если эти действия не помогли, причина может заключаться в неправильной длине пружины в аппарате, который управляет тормозками. В сжатом состоянии ее длина должна составлять больше 32 мм.
2. Периодически актуально проводить ревизию зазоров между вилкой включения и цапфами отводки, а также между накладками тормозкового диска. Допустимо, чтобы толщина диска тормозка была минимум 1,5 мм, в противном случае требуется обязательная замена. Ширина допустимого зазора для вилки отводки и включения – 2,5 мм, в противном случае также требуется замена.
3. Недостаточное трущее усилие вилок переключения может привести к неполному отключению или произвольному выключению передач, а также сильному люфту рычага их переключения. Причиной также может быть потеря упругости пружинных фиксаторов. Чтобы диагностировать причину следует осмотреть и замерить ширину зева, зазор между планками переключения передач, а также щелки вилок, предварительно отсоединив механизм переключения передач. При наличии износа обязательно замените детали.
4. Износ подшипников, которые фиксируют валы, может стать причиной шумов в КПП. Если своевременно не произвести замену, приготовьтесь к заклиниванию всей коробки или, как минимум, к разрушению подшипников. Попробуйте сдвинуть валы монтировкой, предварительно сняв крышку КПП. Их посадка в гнездах должна быть жесткой. При наличии видимых смещений валов в гнездах вы гарантированно имеете дело с дефектом подшипников.
5. Повышенный шум при работе КПП может также стать результатом увеличенного осевого зазора вторичного вала. В данном случае проверьте крепление гайки вала и если фиксация оптимальная, причиной проблемы является подшипник.
6. Об износе шестеренок может свидетельствовать стук в коробке, которые при переключении передач исчезает. Чтобы убедиться в дефекте снимите раздаточную коробку с крышкой КПП, используйте домкрат для поднятия одного колеса и вручную прокрутите его. Износ шестерни можно определить визуально и ее замена предполагает полную разборку коробки передач.