Механизм сцепления является частью трансмиссии машины, выполняющий функцию передачи вращательного момента, а также осуществления разъединения вращательного потока, идущего от двигателя к КПП при включении или переключении передач. Особенностью конструкции механизма является способность осуществлять плавное соединение и отсоединение, частично сглаживая изменяющиеся динамические нагрузки. Соединение происходит за счёт силы трения накладок ведомого диска с маховиком двигателя.
Корзина сцепления МТЗ 80 82
- Устройство
- Принцип работы
- Старая и новая корзина
- Лепестковое сцепление на МТЗ
- Производители лепесткового сцепления
- Техобслуживание сцепления
- Устройство и принцип действия муфты сцепления
- Муфта сцепления — принцип действия
- Непосредственная регулировка муфты сцепления
- Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации
- Устройство муфты сцепления 70-1601090А на трактор МТЗ-80 с дизелем Д-240
Устройство
Трансмиссия трактора МТЗ 82(80) оснащена сухим однодисковым фрикционным постоянно замкнутым механизмом. Узел установлен в отдельном сухом отсеке чугунного корпуса промежуточной части трансмиссии и крепится своим кожухом к двигателю машины. Механизм взаимодействует с трансмиссией через вал 13, на котором установлена корзина сцепления состоящая из упорного, нажимного и ведомого фрикционного дисков.
Упорный диск усиленной корзины МТЗ 80 82
Штампованный опорный диск 10 с прорезями для стаканов упорных пружин 9, отверстий для монтажа отжимных рычагов 3, а также отверстий по периметру для крепления узла к ведущему маховику двигателя 1. В центре детали закреплена заклёпками шлицевая ступица.
Нажимной диск сцепления МТЗ 80 82
Литой нажимной диск со шлифованной рабочей поверхностью для эффективного соединения с фрикционными накладками ведомого диска установлен под упорным. Обратная сторона детали оборудована проушинами для крепления отжимных лапок. Три крепления расположены симметрично с одинаковым углом в 120 ̊ друг от друга.
Отжимные рычаги подпружинены возвратными пружинами и шарнирно соединены пальцами в креплениях нажимного диска. Для установки рабочих поверхностей рычагов в одной плоскости положение каждого рычага регулируется винтом 4 и фиксируется контргайкой. Положение в одной плоскости обеспечивает равномерное одновременное отсоединение поверхностей нажимного 11 и фрикционного ведомого 2 дисков без перекосов, исключая неравномерный износ и неполное выключение сцепления. Равномерность прилегания плоскостей детали, обеспечивается упорными пружинами 9, которые установлены в стаканах упорного диска 10.
Ведомый фрикционный диск МТЗ 80 82
Ведомый фрикционный диск 2 с обеих сторон оборудован приклёпанными фрикционными накладками с радиальными прорезями для вентиляции. Между накладками и самим диском расположены шесть пластинчатых пружин с каждой стороны. Такое соединение накладок с деталью позволяет гасить возрастающую нагрузку при рабочем соединении с маховиком при плавном включении сцепления. По окружности вокруг шлицевой ступицы детали размещены восемь демпферных пружин 14 или резинок, которые сглаживают изменяющиеся динамические нагрузки в трансмиссии при включении.
Выжимной подшипникМТЗ 80
Выжимной подшипник 5 установлен на валу механизма и своей рабочей поверхностью нажимает на отжимные рычаги узла. Движение подшипника осуществляется через взаимодействие поводков с вилкой привода механизма.
Устройство сцепления МТЗ 80 82
Принцип работы
Нажатием на педаль управления 1 рычаги привода проворачивают ось 8, на которой установлена вилка 7, взаимодействующая с выжимным подшипником 5. Подшипник своей рабочей плоскостью нажимает на лапки корзины. Нажимной диск отходит от накладок ведомого диска под действием выжатых рычагов, разрывая поток вращения, идущий от ведущего маховика двигателя. Инерционное вращение вала сцепления останавливается тормозком 6, который установлен в мокром отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии. Срабатывание тормозка обеспечивается сблокированным механизмом привода с педалью выключения муфты-сцепления 1 рис.Б. При этом прижимные пружины в стаканах упорного диска сжаты. При включении сцепления пружины рычагов привода отводят выжимной подшипник от нажимных рычагов корзины. Пружины в стаканах упорного диска своим усилием равномерно прижимают поверхность нажимного к накладкам фрикционного ведомого. Ведомый диск одновременно соединяется накладками своей обратной стороны с маховиком, соединяя трансмиссию с двигателем.
Успешность работы механизма рычажной корзины сцепления зависит от правильной настройки положения отжимных рычагов и регулировки свободного хода педали.
Старая и новая корзина
На тракторах МТЗ 80(82) штатно устанавливаются корзины двух видов. До 2002 года на трактора устанавливали механизм « старого образца» с открытыми отжимными рычагами и 12-ю прижимными пружинами. После машины стали комплектовать механизмом «нового образца» или так называемым — «усиленным сцеплением» с закрытыми отжимными лапками и 9-ю усиленными пружинами.
Корзина сцепления МТЗ комплектуется фрикционными дисками с накладками двух видов: с асбестовыми и безасбестовыми накладками. Цель отказа от асбестовых накладок — обезопасить обслуживающий персонал и окружающую среду от канцерогенных вредных продуктов, которые выделяются при рабочем трении. Однако практики утверждают, что ресурс безасбестовых дисков гораздо ниже.
Лепестковое сцепление на МТЗ
Конструкция корзины сцепления всех современных легковых автомобилей отличаются безрычажной диафрагменной системой отвода нажимного диска. Известно, что конструкция лепестковой корзины освобождает от регулировки положения лапок, так как роль подпружиненных лапок выполняют упругие лепестки диафрагмы из пружинного листового металла. Механизм отличается плавностью хода и мягким соединением при включении.
С недавнего времени на отечественном рынке появились предложения использование лепестковой корзины для грузовых автомобилей и другой специальной техники, в том числе и для тракторов МТЗ. Практики, установившие на трактор лепестковый механизм, подтверждают: более комфортное включение передач, лёгкий ход привода механизма и плавность рабочего соединения сцепления с двигателем, повышенный ресурс эксплуатации в сравнении с рычажной корзиной.
Лепесткова корзина на МТЗ 80
Производители лепесткового сцепления
Импортный вариант предложения лепесткового механизма для МТЗ от компании «LUK» производства Великобритания укомплектовано выжимным подшипником и ведомым диском с керамическими накладками. Также мировыми брендами, представляющими аналоги механизмов сцепления мембранного типа являются «Valeo», «Sachs» и др. Узлы указанных брендов успешно эксплуатируются в составе техники сельскохозяйственного назначения марок Ford, AGCO, NewHolland, John Deere, Mitsubishi, Hyundai, Mahindra, Kubota и другие. Отечественный производитель лепесткового сцепления для МТЗ с двигателями Д-243, Д-245, Д-260 компания «Дженерал Партс» с торговым брендом «ТАЯ», которая провела ребрендинг и сейчас именуется «RUS DISK» или укороченное «RD». Конструкция корзины диафрагменного типа для тракторов МТЗ производства компаний «LUK» и «RUS DISK» не предусматривает дополнительных доработок привода управления механизма и абсолютно адаптировано к конструктивным особенностям трансмиссии тракторов МТЗ 80, 82, 920 с двигателями Д-243, Д-245.
Главное сцепление тракторов МТЗ—80 и МТЗ-82 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Расположено в сухом отсеке корпуса, соединяющем двигатель и коробку передач
Ведущими частями сцепления служат маховик 1 (рис. 1) двигателя 4 нажимной 11 и опорный 10 диски.
На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска
К ушкам присоединены отжимные рычаги 3.
Между опорным и нажимным дисками установлены двенадцать нажимных пружин 9.
С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой — в литые гнезда нажимного диска.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соединительного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14.
В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.
Фрикционные накладки изготовлены из материала на основе асбеста, имеют вентиляционные канавки для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа.
Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15.
Со стороны нажимного диска между накладкой и соединительным диском устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение сцепления.
При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.
Ведомый диск связан со ступицей 12 восемью резиновыми демпферами 14, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.
Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гибкое устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.
Замедление вращения и остановка вала 13 и связанного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления, обеспечивается тормозком.
Его ведущий диск с приклепанной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпонки и стопорного кольца.
Шлицевая ступица отводки тормозка может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки.
Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка.
Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8. Вал вилки поворачивается при помощи рычага 9 (рис. 1, б), который тягой 8 связан с рычагом педали 2, и тягой 11 — с рычагом 13 включения тормозка.
К рычагу 2 крепится педаль 1.
При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключения сцепления и одновременно тягой 11 на рычаг 13 включения тормозка.
Вал выключения вилкой 7 перемещает отводку 5 (см. рис. 1, а), которая через рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая ведомый диск 2.
Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 9 возвращается в исходное положение, что приводит к включению сцепления.
Усилитель привода сцепления (сервомеханизм) служит для уменьшения мускульной силы человека, прилагаемой к органам управления.
Механический усилитель привода сцепления тракторов семейства МТЗ имеет пружину 3 (см. рис. 1, б), которая соединена с одной стороны с неподвижным кронштейном 6 посредством регулировочного винта 4, а с другой стороны — с трехплечим рычагом 2.
Нижнее плечо рычага 2 тягой 8 связано с рычагом 9 валика вилки отводки.
Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше продольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии.
Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удерживание педали в выключенном положении.
Техобслуживание сцепления
Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок,
При ТО-1 (60 для старых моделей в 125 моточасов работы для новых моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой “Литол-24”.
“Солидол С” или “Солидол Ж” через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.
При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы дня новых моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.
В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 проверяют свободный ход педали — это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка.
Свободный ход педали (см. рис. 1, б) сцепления должен быть 40 — 45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и оттяжными рычагами.
Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.
Управление сцеплением и тормозком сблокировано, для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9.
Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40 — 45 мм.
Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна.
Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик.
Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора.
В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 (см. рис. 1, а) нарушается.
Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12 ± 0,5 мм.
Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.
Устройство и принцип действия муфты сцепления
Рубрика — Силовая передача
Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения. На тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого ВОМ в сборе (рис. А)
Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. А), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, который крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пружин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.
На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штифты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, имеющей шлицы для подвижного соединения с силовым валом 27, демпферного устройства — гасителя крутильных колебаний, диска с двумя прикрепленными к нему фрикционными накладками 11. Одна накладка прикреплена непосредственно к диску с помощью латунных заклепок, вторая — со стороны нажимного диска через шесть пружинных пластин 10 стальными заклепками.
Крутящий момент передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.
Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 10, рычаг сцепления 12 (рис. Б) и две вилки 48 (рис. А), закрепленные на валу 50 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соединений.
Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 52, и масленку 51, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через специальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.
Управление муфтой сцепления (рис. Б)
При нажатии на подушки педали сцепления 1 (рис. Б) отводка, перемещаясь по кронштейну 24 (рис. А), через выжимной подшипник нажимает на отжимные рычаги. Отжимные рычаги, упираясь регулировочными винтами в опорные штифты, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого — муфта сцепления выключается. При отпускании педали происходит включение муфты сцепления.
В исходном положении педаль сцепления удерживается усилием пружины 5 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 3 в обратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 4, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 9, ввернутую в ступицу.
Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?
В белорусских тракторах марки МТЗ используется вариант система сцепления хорошо известного постоянно-замкнутого образца, прекрасно зарекомендовавшего себя на тракторной и мото-технике. Одной из важнейших деталей всей системы остаётся муфта сцепления, передающая крутящий момент к трансмиссии от дизельного мотора, отключения его же от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 с одним диском и сухая, что позволяет догадаться, об основных частях этой детали.
Верно. Это нажимной диск и маховик, установленные в пазах опорного диска на трёх выступах. Крепление нажимного диска с маховиком осуществляется дистанционными втулками, пальцами и гайками. В специальных стаканах, между нажимным диском и опорным, расположены двенадцать нажимных пружин, приводящих муфту в движение. При помощи осей на выступах нажимного диска устанавливают отжимные рычаги, при воздействии на которые и осуществляется включение всего механизма.
Муфта сцепления — принцип действия
Регулировка муфты сцепления осуществляется за счёт освобождения её хода. Делается это регулировочными винтами, изменяющими положение отжимных рычагов. Сами винты упираются в опорные штифты и ввёрнуты в рычаги, которые в свою очередь прижимаются к штифтам пружинами.
Так называемый, гаситель крутящего колебания (демпферное приспособление крутящего вала) соединяется с ведомым диском, состоящим из ступицы со шлицами для подвижности соединения и закреплённого тремя накладками. Одна из накладок латунными заклёпками закреплена прямо на диске, другая стальными заклёпками через пружинные пластинки крепится к нажимному диску.
Эта хитрая конструкция ведомого диска способна достаточно плавно и аккуратно включать сцепление за счёт осевой податливости при вращении. К ступице от ведомого диска крутящий момент дизельного мотора передаётся через пружины, а включение или выключение сцепления производится отводкой с выжимным подшипником. Отводка двигается по собственному кронштейну, соединённому рычагом, тягой и двумя вилками, закреплёнными на валу с помощью шпонок и клемм.
1 — маховик; 2 — ведомый диск в сборе; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины сцепления; 5 – пружина нажимная сцепления; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 5 — демпфер; 9 — диск поддерживающий; 10 — пластина пружинная; 11 — накладка фрикционная; 12 — диск ограничительный; 13 — рычаг отжимной; 14 — штифт опорный; 15 — ось; 16 — палец; 17 — втулка; 18 — гайка корончатая; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — винт регулировочный; 22 — подшипник; 23 — отводка муфты сцепления; 24 — кронштейн отводки; 25 — шестерня промежуточная; 26 — вал ведущий привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28 — кронштейн отводки тормозка; 29 — вал вилок включения; 30 — вилка включения; 31 — отводка тормозка; 32 — диск ведущий тормозка с накладкой; 33 — пружина фиксатора; 34 — шарик; 35 — рычаг переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка редуктора; 37 — рычаг вилки; 38 — шестерня ведущая понижающего редуктора; 39 — подшипник игольчатый; 40 — муфта зубчатая; 41 — подшипник игольчатый; 42 — вал ведомый привода ВОМ; 43 — муфта соединительная; 44 переключения привода ВОМ; 45 — втулка бронзовая; 46 — шестерня ведомая привод ВОМ II ступени; 47 — шестерня ведомая привода ВОМ I ступени; 48 — вилка; 49 — рычаг сцепления; 50 вал выключения сцепления; 51 — масленка; 52 — пробка; 53 — корпус сцепления.
Непосредственная регулировка муфты сцепления
Муфта сцепления в белорусских тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 регулируется свободным ходом педали и длиной блокировочной тяги тормозка, а при полной взаимосвязи этих элементов регулировку необходимо осуществлять параллельно и одновременно, в такой последовательности:
Схема управления муфтой:
1 — стержень подушки; 2 — болт; 3 — педаль сцепления; 4 — ось; 5 — пружина; 6 — болт упорный; 7 — кронштейн; 9 — тяга; 10 — вилка; 11 — рычаг; 12 — вилка; 13 — тяга; 14 — пружина; 15 — контргайка; 16 — рычаг; 17 — болт.
Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации
Смазывать узел необходимо каждые 60 моточасов работы, а проверять свободный ход педали не реже каждых 240 моточасов. Для смазки используется солидол, применяемый согласно смазочной таблице. Свободный ход может со временем уменьшаться из-за естественного износа деталей, причём максимальное уменьшение хода при износе не должно превышать 30 мм.
Ну и главное:
На маховике 1 дизеля установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа (см. рис 1). Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3.
К ведомой части сцепления МТЗ-82,80 относится ведомый диск 2 с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6.
Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью основными пружинами 21 и шестью дополнительными пружинами 20, если по заказу в муфте сцепления установлен ведомый диск 2 с металлокерамическими накладками, то в этом случае дополнительные пружины 20 не устанавливаются.
Рис.1. Сцепление трактора МТЗ-80, 82
1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной (корзина); 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – пружина нажимная; 22 – шайба изолирующая.
Между плавающей втулкой 7 (рис 1), связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15.
Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.
Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ-82, 80 и длины блокировочной тяги тормозка
— Проверяйте свободный ход педали через каждые 500 ч работы трактора.
— При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается.
— Допустимое уменьшение — до 30 мм, после этого требуется регулировка.
Регулировку управления муфтой сцепления МТЗ-80,82 и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:
— Перед проверкой свободного хода педали освободите ее от воздействии пружины сервоустройства, для чего заверните болт 6 до упора в кронштейн 8 (рис.2).
— При правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14 тяги 13 при включении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3-4 мм.
Рис. 2. Управление муфтой сцепления МТЗ-82, 80
1 — стержень подушки; 2,7, 17 — болт; 3 — педаль сцепления; 4 — ось; 5, 14 — пружина; б — болт упорный; 8 — кронштейн; 9, 13, 19 — тяга; 10, 12, 20 — вилка; 11, 16, 18 — рычаг; 15 — контргайка.
Регулировка положения отжимных рычагов корзины сцепления МТЗ-80, 82
После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов корзины сцепления при помощи специальной оправки, которая базируется по внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска с упором в торец ступицы.
На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны.
При помощи регулировочных винтов подведите отжимные рычаги корзины до упора в торец оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками.
При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта рычагов с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска. Разность этого размера для рычагов одной муфты не должна превышать 0,3 мм.
Технические регулировки деталей сцепления МТЗ-82, 80
Техническое обслуживание сцепления МТЗ-80, 82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.
При ТО-1 (125 моточасов работы) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.
При ТО-2 (500 моточасов работы) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления:
Проверяют свободный ход педали сцепления — это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка.
Свободный ход педали должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами.
Порядок снятия муфты сцепления МТЗ-80, 82 с двигателя
Для снятия муфты выполните следующее:
— установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной диск (корзину) сцепления МТЗ-80,82 через технологические отверстия опорного диска 6;
— отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);
— снимите ведомый диск сцепления2.
Рис.1 – Монтаж и демонтаж муфты сцепления
1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – нажимной диск; 4 – ступица; 5 – отжимной рычаг; 6 – опорный диск; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочные гайки; 9 – вилка; 10 – втулка.
Порядок установки муфты сцепления МТЗ-82, 80 на двигатель
Для установки муфты выполните следующее:
— установите ведомый диск сцепления 2 (рис.1) длинным концом ступицы к маховику 1.
— установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3) на пальцы маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Нм);
— установите технологическую оправку и выверните технологические болты;
— отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.
Рис.2 Управление сцеплением МТЗ-80, 82 и тормозком сблокировано
Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм.
Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 нарушается.
Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12+0,5 мм.
Корзина сцепления на трактор МТЗ-80 представляет собой деталь механизма сцепления, которая прикреплена к маховику дизеля. Ее задача – обеспечение сцепления и расцепления с диском в момент нажатия на корзину подшипником (выжимным) – деталь, которая подвергается непосредственному воздействию нажимного устройства (в данном случае пружины) и передает при включении сцепления ведомому диску часть крутящего момента от двигателя трактора. Основные составные части – плита, пятак и паук.
В процессе работы трактора МТЗ происходит постепенное уменьшение свободного хода педали корзины сцепления 70-1601090А, поэтому необходима проверка свободного хода каждые 500 часов рабочего времени трактора. Допускается для работы без регулировки уменьшенный ход в пределах 30 мм. Прежде чем делать проверку свободного хода, необходимо освободить ее от воздействия пружины, закрутив болт в кронштейн до упора. Если регулировка проделана правильно, пружина тяги в момент включения сцепления будет иметь дополнительное сжатие в диапазоне 3 – 4 мм.
После того, как муфта сцепления МТЗ (Д-240) 70-1601090А будет установлена на маховик и будут сняты технологические болты, необходимо отрегулировать положение отжимных рычагов с помощью специальной оправки с торцевой поверхностью, куда происходит упор отжимных рычагов. С помощью винтов регулировки нужно подвести рычаги в торец до упора и законтрить контргайками винты регулировки. Тем самым обеспечится расстояние 0,1 мм от торца ступицы до поверхности контакта рычагов с выжимным подшипником. Эта величина для рычагов одной муфты не должна быть более 0,3 мм.
Устройство муфты сцепления 70-1601090А на трактор МТЗ-80 с дизелем Д-240
1 – маховик 240-1005114-А1-04 (МТЗ); 2 – диск ведомый 70-1601130; 3 – диск нажимной 70-1601093; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный 70-1601125; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка 50-1601185-А; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – пружина нажимная; 22 – шайба изолирующая.
Муфта сцепления трактора МТЗ-80 фрикционная сухая постоянно замкнутая однодисковая с пружинным нажимным механизмом, тормозком и механическим приводом управления с пружинным усилителем (сервомеханизмом). Она закрыта чугунным корпусом редуктора ВОМ и понижающего редуктора трансмиссии. Корпус соединен с одной стороны с блоком-картером дизеля, с другой – с корпусом коробки передач и является частью остова трактора.
Ведущие части муфты сцепления: маховик, нажимной диск 12 (рис.46) с двенадцатью пружинами 13, опорный диск.
Нажимной диск связан с опорным через три обработанных прилива входящих в прорези опорного диска и необходимых для присоединения отжимных рычагов. Ведомая часть включает в себя диск 4 со ступицей 2 и вал 1.
Ведомый диск 4 изготовлен из листовой стали и с обеих сторон облицован фрикционными накладками (на асбестовой основе). Под них со стороны нажимного диска устанавливают шесть пластинчатых пружин для более мягкого включения муфты сцепления. Ведомый диск связан со ступицей 2 восемью резиновыми демпферами 3. Муфта сцепления снабжена тормозком, обеспечивающим более быстрое торможение вала 1 и связанного с ним первичного вала коробки передач, для облегчения переключения передач.
Тормозок состоит из диска 6 с фрикционной накладкой, жестко соединенного с валом 1 и вращающегося вместе с ним, и тормозного диска 8, подвижно сидящего на шлицах кронштейна 9. При нажатии на педаль 7 муфта сцепления выключается, при этом вилка 5 прижимает диск 8 к диску 6 и вал 1 останавливается.
Механизм выключения муфты сцепления состоит из трех отжимных рычагов14 с регулировочными винтами 15 и выжимной муфты (отводки) 16 с выжимным подшипником. При нажатии на педаль 7 рычаг 10 поворачивается против хода часовой стрелки и сжимает пружину 11. При прохождении нейтральной линии, т. е. когда ось пружины окажется ниже оси педали, пружина 11, разжимаясь, создает усилие, направленное в ту же сторону, куда поворачивается рычаг 10, облегчая тем самым работу тракториста.
Рис. 46. Муфта сцепления трактора МТЗ-80:
1 – ведущий вал; 2 – ступица; 3 – резиновый демпфер; 4 – ведомый диск; 5 – вилка; 6 – диск с фрикционной накладкой; 7 – педаль; 8 – неподвижный диск; 9 – кронштейн; 10 – рычаг; 11 – пружина; 12 – нажимной диск; 13 – пружина; 14 – отжимной рычаг; 15 – регулировочный винт; 16 – выжимная муфта; 17 и 22 – тяги; 18 и 23 – рычаги; 19 и 21 – болты; 20 –кронштейн
Перемещение педали передается через тягу муфте 16, которая через выжимной подшипник действует на рычаги 14 и тем самым выключает муфту сцепления.
Муфта сцепления трактора МТЗ-100 двухдисковая. Ведущие части муфты сцепления расположены на маховике 1 (рис. 47). Промежуточный диск 2 присоединен к нему с помощью тангенциальных пластин 3. Нажимной диск 4 установлен тремя призматическими выступами в пазах опорного диска 5, который закреплен на маховике с помощью пальцев 19. Тангенциальные пластины зажимаются на пальцах 19 с помощью дистанционных втулок. Установка промежуточного диска 2 на тангенциальных пластинах, которые одним концом крепятся на диске, а вторым – на пальцах 19, и опорного диска на пальцах позволяет достигнуть лучшей балансировки, очистки поверхностей трения от продуктов изнашивания и вентиляции.
Между опорным 5 и нажимным 4 дисками установлены шесть пружин 16 со стаканами 15 и терморегулирующими шайбами. Муфта сцепления имеет три отжимных рычага 7, опоры которых имеют возможность для регулирования с помощью регулировочных гаек 8. Промежуточный диск в нейтральное положение устанавливается с помощью трех тангенциальных пружин 3 и трех опорных пластин 11, опирающихся средней частью на головки болтов крепления тангенциальных пластин к диску, а концами – на нажимной диск и регулировочные болты 12, ввернутые в опорный диск. С помощью болтов 12 регулируют механизм установки промежуточного диска 2 в среднее положение при выключенной муфте сцепления.
Рис. 47. Муфта сцепления трактора МТЗ-100:
1 – маховик; 2 – промежуточный диск; 3 – тангенциальная пластина; 4 – нажимной диск; 5 – опорный диск; 6 – демпфер; 7 – отжимной рычаг; 8 – регулировочная гайка; 9 – упругий элемент опорного диска; 10 – отводок; 11 – опорная пластина; 12 – регулировочный болт; 13 – ведущий вал привода независимого ВОМ; 14 – вилка; 15 – стакан; 16 – пружина; 17 – фрикционная накладка; 18 – ведомый диск; 19 – палец; 20 подшипник; 21 – силовой вал; 22 – выжимной подшипник
Между маховиком, промежуточным и нажимными дисками установлены два ведомых диска 18, передающих крутящий момент от дизеля через силовой вал 21 муфты сцепления к трансмиссии трактора. Ведомый диск имеет ступицу со шлицами для соединения с валом 21, демпферное устройство с резиновыми элементами, позволяющими компенсировать перенос ступицы и гасить крутильные колебания, две фрикционные накладки 17, одна из которых прикреплена к диску через упругие пластины.
Такая конструкция диска позволяет ему, сжимаясь, перемещаться в осевом направлении и увеличивать плавность включения муфты сцепления. Между шлицевой ступицей опорного диска 5 и ведущим валом 13 установлена шлицевая втулка опорного диска с упругими элементами 9.
Привод механизма муфты сцепления механический и незначительно отличается от привода муфты сцепления трактора МТЗ-80. Здесь, в частности, отсутствует тяга привода тормозка первичного вала коробки передач.