- Где найти материалы и комплектующие?
- Изготовление и покупка комплектующих
- Как определить параметры и тип косилки?
- Как сделать однороторную косилку?
- Как сделать своими руками
- Как сделать чертеж?
- Какая вам нужна косилка?
- Косилка км-0,5 терминатор
- Косилка кр-0,5 нева
- Косилка роторная «заря»
- Косилка роторная задняя скаут rm-2
- Косилка роторная фронтальная скаут rm-1
- Косилка сегментная кн 1,1
- Косилка-повозка
- Недостатки косилок для мотоблоков
- Обзор самых популярных сенокосилок
- Плавающий механизм
- Полезные видео
- Порядок действий
- Пошаговое руководство по изготовлению различных типов косилок и их компонентов
- Работа косилок для мотоблоков
- Роторная
- Роторная косилка из автомобильных полуосей
- Самостоятельные действия и помощь специалистов
- Сборка и установка косилки
- Сегментная
- Способы крепления
- Типы самодельных косилок для мотоблока
- Финальная проверка и тестовый покос
- Заключение
Где найти материалы и комплектующие?
Одним из лучших источников любых материалов являются пункты приема цветного или черного металлического лома, ведь там можно найти как листовой металл, так и различные изделия.
К примеру, задний мост от старых «Жигулей», с которого можно снять полуоси и подшипники, пригодные для изготовления роторной косилки.
Так же подойдут склады хранения старой или утилизированной техники, у тех, кто там работает, можно за относительно небольшие деньги получить подходящую деталь или агрегат.
Изготовление и покупка комплектующих
Благодаря чертежу вы точно знаете, какие именно детали вам нужны, причем большую часть этих компонентов можно изготовить из того, что доступно на ближайшем пункте приема черного или цветного металла.
На этом этапе вам потребуются навыки металлообработки, если же у вас их нет или уровень навыка недостаточен для качественного изготовления детали, то придется обращаться к специалисту, что увеличит расходы на создание косилки.
Как определить параметры и тип косилки?
Любое оборудование изготавливают для решения определенных задач, поэтому
сначала определите, для чего вам нужна косилка
и какими возможностями она должна обладать.
Если предстоит очищать большие ровные территории от густого разнотравья и бурьяна, предпочтительней сегментный режущий механизм.
Однако для работы на неровных участках, а также там, где нередко встречается древесная поросль, лучше подойдет роторный механизм.
Второй важный параметр – место установки навесного оборудования. Расположенная спереди косилка удобна тем, что у оператора хороший обзор, однако ее применение требует постоянной высокой концентрации, что не подходит, если нужно просто очистить пустое поле от травы.
Расположенное позади мотоблока навесное оборудование крайне неудобно и опасно, если придется идти за ним пешком, однако если позади установлена телега, на которой и будет сидеть оператор, то такое расположение дает хороший контроль над косилкой и гораздо менее опасно, чем установка спереди.
Если же расположить режущих механизм под телегой, то безопасность такой косилки будет максимальной, однако применять ее можно лишь там, где не требуется высокой точности покоса, то есть на больших открытых пространствах.
Третий важный параметр – ширина скашивания (захвата). Чем она больше, тем шире полоса, которую прокосит аппарат за один проход, однако и тем меньше эффективность будет при стрижке густой травы и молодой древесной поросли. Поэтому в одних условиях более эффективным будет аппарат с максимальной шириной захвата, а в других наоборот, чем меньше ширина полосы, тем лучше.
Четвертым важным параметром является способ передачи энергии. При передней и задней установке проще всего сделать это с помощью ременной передачи, ведь положение косилки относительно мотоблока не меняется.
Несколько сложней с плавающей косилкой, поэтому приходится устанавливать 2 привода, расположенных один за другим, а также использовать редуктор, изменяющий угол вращения на 90 градусов.
Если же режущий механизм расположен под телегой, то придется изобретать такой привод, который будет эффективен при любом угле поворота колес мотоблока относительно колес телеги.
Таким же образом определите тип режущего механизма, который лучше соответствует тем задачам, которые стоят перед косилкой. Если это покос густой травы на ровном участке, то лучше использовать сегментный тип, а на неровной местности эффективней будет роторный аппарат.
Как сделать однороторную косилку?
Несмотря на то, что порядок действий во многом похож на описанный в предыдущем разделе, многое зависит от доступности того или иного материала.
Общая концепция косилки такая же, как та, что описана раньше, то есть закрепленные в трубчатом корпусе подшипники, которые держат вал, оснащенный режущим инструментом, поэтому отличия касаются только применения различных материалов.
Для вала подойдут:
- стальная труба диаметром 20–40 мм;
- ровный стальной пруток, например, ось привода Лады Самары или вал от какой-нибудь офисной техники;
- стальная арматура диаметром 10–30 мм.
Оба подшипника могут быть одинаковыми или разными по наружному размеру.
Если они одинаковые, то в качестве корпуса подойдет труба, внутренний диаметр которой равен их наружному диаметру, то есть чтобы они заходили в нее с небольшим усилием.
Затем сделайте следующее:
- Разметьте на валу место для установки подшипников, а потом с внутренней (дальней от края) стороны приварите ограничительные кольца, диаметр которых чуть меньше диаметра внутренней обоймы подшипника. Расстояние наружного края подшипника от края корпуса будет зависеть от ширины кольца, которое вы приварите к упорной пластине, которая будет фиксировать его.
- Изготовьте 4 круглые или прямоугольные пластины из листовой стали толщиной 3–5 мм, размер пластин на 1–2 см больше наружного диаметра трубы-корпуса. В двух пластинах просверлите 5 отверстий, одно, диаметр которого на несколько мм больше диаметра вала, расположите строго по центру, остальные диаметром 8–11 мм на равном расстоянии друг от друга по периметру пластины. В оставшихся двух пластинах диаметр внутренних отверстий должен быть на 1 мм больше внутреннего диаметра трубы-корпуса.
- Приварите к торцам корпуса обе пластины с большими отверстиями (по одной с каждой стороны), это будут фланцы.
- Приварите к внутренней части наружных пластин упорные кольца, диаметр которых равен или чуть-чуть меньше диаметра обоймы подшипника. Хорошо подходят наружные обоймы от разбитых подшипников того же размера.
- Вставьте вал в трубу-корпус, затем наденьте на него подшипники и зафиксируйте их упорными пластинами, соединив их с фланцами болтами и гайками. Обязательно используйте гроверные шайбы или контргайки, иначе болты с гайками раскрутятся и косилка развалится.
- Изготовьте режущий диск и шкив любой удобной формы. Их внутренний диаметр должен быть таким, чтобы на вал они надевались с заметным усилием. Для фиксации просверлите вал и надетую на него деталь под углом 90 градусов к оси вращения, затем вставьте в отверстие палец со шплинтом. Такая конструкция обеспечивает надежную фиксацию деталей на валу, а также позволяет быстро снять их в случае необходимости. Кроме того, она проще по реализации, чем любые другие способы.
- Зафиксировав шкив и диск, отбалансируйте косилку (для этой операции ножи нужно снять).
- Приварите к корпусу трубы элементы, необходимые для навески косилки на мотоблок, а также изготовьте рычаг сцепления с натяжным роликом.
- Установите косилку на мотоблок, проверьте все соединения и проведите пробный покос травы.
Как сделать своими руками
Торговые сети предлагают большой выбор самых разных моделей, как роторных, так и сегментных косилок для мотоблоков, при этом цены начинаются от 10 тыс. рублей, что доступно для большинства людей.
Однако у кого-то могут быть специфические требования, либо в качестве основы завалялся подходящий агрегат, потому можно попробовать сделать косилку самому. Чертежи найти не трудно в интернете, основой же для роторной косилки послужит каркас из уголка, либо из металлического профиля. Или взять ротор от трактора, уменьшив его, исходя из мощности вашего мотоблока.
Рабочие элементы – ножи, которые устанавливаются на дисках, вырезанных из металлического листа. Крепление происходит так: в центре кругов приваривается осевой вал (труба), на нем установлен подшипник, другой подшипник крепится на шкиве.
На ось одеваются рабочие агрегаты с ножами, легкость вращения за счет подшипников, захват травы варьируется до метра, примерно. Готовая конструкция монтируется на сваренное шасси с колесами, сверху закрывает кожухом. Самодельная мото коса может быть как однодисковая, так и двухдисковая.
Это в двух словах, более подробно можно увидеть на видео, например, этом
Если вам нужен более широкий захват, то кругов два, как тут
Сегментная косилка немного сложней в изготовлении и потребует больше навыков и времени. Для ее основы послужит труба небольшого сечения, в которой делаются гнезда под крепежные болты. На них устанавливается полоса из металла с зубцами и ножами, ножи снабжены обоймами для привода, а на трубу крепятся прижимы и полозки для движения. Работа обеспечивается приводом от мотоблока.
Как сделать чертеж?
Чтобы правильно составить чертеж, внимательно изучите максимум информации по таким самоделкам или покупным устройствам на тематических форумах и просмотрите ролики, которые мы предлагаем в конце статьи. Это поможет вам найти наиболее удачные технические решения.
Вот ссылки на форумы:
Какая вам нужна косилка?
Прежде чем искать косилку в магазинах, или попробовать сделать самому, надо четко понять: для каких целей она будет предназначена. Поэтому именно с модели мотоблока и начнем. Каждая косилка выпускается для конкретных моделей, крепеж в большинстве унифицированный. В описании четко указан перечень названий, и мощность культиваторов.
Далее идут задачи. Высокопроизводительные ротационные косилки не всегда обеспечивают качество поверхности, для приусадебного участка с газоном нет смысла покупать что-то очень мощное, лучше остановиться на модели с функцией мульчирования. И, наоборот, в подсобном хозяйстве, где есть скотина, нет смысла думать о ровной поверхности после обработки, лучше, если скошенная трава будет укладываться в ряды для заготовки.
Вопрос цены всегда актуален, в среднем это примерно 15 тыс. рублей, плюс-минус. Деньги не очень большие, но они не лишние, поэтому надо подумать о дальнейшем ремонте и обслуживании через какое-то время. Здесь модели отечественного производства вне конкуренции, по понятным причинам.
Косилка км-0,5 терминатор
Выпускается в России, предназначена для большого спектра мотоблоков, таких как SunGarden, Нева, Агат, Зубр, Фаворит, Целина, Луч, Ока, Пахарь, Патриот, Салют, Зирка, Pubert, Caiman, и многих других типа МБ. Скашивает траву, может ее измельчать. Точная регулировка за счет салазок дает возможность выставить высоту от 5 мм до 10 и более см. Для подключения адаптер или насадка не требуется.
Кроме этого, допускается работа не только на газонах, но и не очищенных территориях, мелкие ветки и камешки не являются для этой косилки препятствиями. После прохода остается ровная поверхность, качество отвечает современным требованиям. Функция мульчирования позволяет не собирать скошенную траву.
Характеристики:
Цена 14000 — 16000 рублей, в зависимости от продавца
Косилка кр-0,5 нева
Предназначена для работы на любых участках, в том числе сильно заросших, может срезать стебли толщиной до 1,3 см. Используется для первичной обработки территории любой конфигурации, в том числе с уклонами, в фермерских и подсобных хозяйствах, кроме кошения, укладывая траву в валки.
В работе неприхотлива, требует минимального ухода, который заключается в периодической смазке после 10-12 часов работы. Высокая производительность, вплоть до 0,1 – 0,16 гектара в час делает ее незаменимым помощником. Работает с мотоблоками типа МБ разных модификаций. Ей можно косить клевер.
Характеристики:
Цена от 13 000 до 16 000 рублей, в зависимости от продавца
Косилка роторная «заря»
Относится к навесному оборудованию, предназначенному для кошения травы и мелкого кустарника диаметром до 1,2 см. Может использоваться не только на ровных участках, но и склонах, обочинах, легко обходит препятствия. Фермеры в небольших хозяйствах применяют ее для покоса зерновых и кормовых культур, с последующей укладкой в ряды.
Газонокосилка «Заря» имеет две модификации, Заря и Заря-1, они во многом похожи. Обе модели присоединяются к редуктору мотоблока через шлицевое соединение, либо через ременную передачу к шкиву. мотокоса навешивается фронтально.
Мотокультиваторы, которые работают с этими косилками
Технические характеристики:
Модель | Заря -1 | Заря |
Производство | Россия | Россия |
Ширина скоса | 850 мм | 850 мм |
Количество рабочих барабанов | 2 шт. | 2 шт. |
Число ножей в каждом круге | 4 шт. | 4 шт. |
Максимальная высота среза | 1 метр | 1 метр |
Частота вращения ВОМ об/мин | 2300-2600 | 1800-2400 |
Скорость при работе | 1,5 – 3 км/час | 1,5 – 3 км/час |
Вес | 28 кг | 32 кг |
Цена от 14000 до 17000 рублей, в зависимости от продавца
Косилка роторная задняя скаут rm-2
Ее параметры и назначение во многом сходны с предыдущей моделью, она скашивает траву и растения, включая кустарники диаметром ствола до 1 см.
Устанавливается на мотокультиваторы сзади, работа обеспечивается задним шпоночным валом из коробки отбора мощности. Выпускается для ряда моделей тяжелых мотоблоков, таких как Garden Scout GS105-135, Crosser CR-M6 — Кроссер CR-M9, Patriot Garden, Green Field МБ-105-135, Агростар и ряда других. Крепление унифицировано и без проблем позволяет установить на многие мотоблоки.
Данная мотоблочная косилка весьма надежна и неприхотлива, единственное, что ей требуется – периодическое обслуживание по истечении нескольких часов работы. Оно заключается в смазке соединений и шестерен.
Регулировка высота производится посредством перенесения центра тяжести на косилку. Рабочим инструментом служат два диска, которые вращаются друг к другу. На каждом закреплено по 4 ножа, которые свободно вращаются, под действием центробежной силы ножи выдвигаются за периметр дисков, срезая траву и мелкий кустарник. В комплекте с косилкой идут все необходимые запчасти для подключения.
Характеристики
Цена: 12 470 рублей
Косилка роторная фронтальная скаут rm-1
Она предназначена для работы с любой растительностью, диаметр ствола которой не превышает 1 см. Подключение и привод от ременного вала коробки отбора мощности. Устанавливается на мотоблоки GardenScout, но возможно подсоединить к другими моделями, крепление унифицировано. Устанавливается впереди мотоблока.
Рабочим инструментом служат два диска, которые вращаются друг к другу. На каждом закреплено по 4 ножа, которые свободно вращаются, под действием центробежной силы ножи выдвигаются за периметр дисков, срезая растительность. Регулировка по высоте с помощью специальных салазок обеспечивает высокую точность покоса. У косилки компактные размеры.
Характеристики:
Цена — 12 470 рублей
Косилка сегментная кн 1,1
Применяется на любых типах участков, в том числе заросших и труднодоступных. Прекрасно себя показала и на увлажненных местностях, поэтому приобретается фермерскими хозяйствами для заготовки кормов скоту.
Высокая производительность, вплоть до 0,2 гектара в час, делает ее весьма популярной. Простота подключения и эксплуатации, минимум ухода и невысокая цена, вот основные плюсы. Может работать с любыми мотокультиваторами типов МБ-1 и МБ-2.
Характеристики:
Цена от 10 500 рублей, в зависимости от продавца
Косилка-повозка
Для изготовления этого устройства потребуются
- штатный или переделанный из мотороллера прицеп;
- генератор от грузовика или автобуса на 90 А;
- асинхронный двигатель на 220 В;
- преобразователь (инвертор) напряжения;
- мягкий многожильный провод сечением 3–5 мм2;
- предохранители;
- выключатель;
- пусковое реле;
- конденсаторы;
- подвесная плавающая рама для косилки;
- режущий диск.
Изготовление такой косилки потребует от вас не только слесарных навыков, но и хотя бы небольших познаний в электротехнике и микроэлектронике, ведь нормально передавать энергию от двигателя к режущему диску можно только с помощью электрического привода.
Генератор с автобуса или грузовика на ток 110 А выдаст при полной нагрузке 3 кВт электроэнергии, что составляет 4 л. с. После преобразования постоянного напряжения в переменное и подачи его к двигателю косилки мощность снизится на 10–15%. Это достаточно для мотоблоков с мотором мощностью 6–10 л. с.
Если же ваш мотоблок более мощный, то вместо автомобильного генератора ставьте асинхронный двигатель подходящей мощности, но в этом случае придется сначала преобразовывать переменное напряжение в постоянное, а затем уже из него формировать синусоиду напряжением 220 В.
Преобразователь устанавливайте на мотоблоке, чтобы передавать на прицеп сформированное напряжение 220 В.
Для подключения используйте только мягкий многожильный провод и контактные колодки, расположенные в районе прицепного устройства, такая конструкция позволит быстро заменить поврежденный из-за постоянных изгибов фрагмент проводки.
Не забывайте тщательно изолировать контакты, а также во время каждого осмотра, то есть перед использованием косилки и после окончания работы проверять их изоляцию. К задней части прицепа обязательно крепите цепь, которая будет волочиться по земле, обеспечивая заземление и безопасность всей конструкции. Крепление режущего механизма может быть любым, равно как и форма или конструкция диска.
Главные условия:
- электрическая и механическая безопасность;
- удобный доступ для обслуживания (в том числе очистки после применения) или ремонта.
Недостатки косилок для мотоблоков
В заключение пара слов о недостатках, которые есть в любой технике. Ротационная косилка работает за счет вращения с высокой скоростью, поэтому надо внимательно смотреть, не попадет ли камешек, способный отлететь. Сегментные косилки также требуют внимания, особенно при обслуживании и наладке перед работой.
Заточка ножей – дело обычное, в любой технике. Потому стоит обратить внимание именно на качество режущих элементов, или узнать отзывы тех, кто уже приобрел выбранную вами модель. Далеко не все косилки могут работать на пересеченной местности, поэтому и здесь надо внимательно читать инструкцию.
Обзор самых популярных сенокосилок
Начнем с роторных моделей, как наиболее распространенных.
Плавающий механизм
Основным отличием плавающей косилки от обычной является то, что ее ножи всегда расположены под одним углом к земле, при этом ее высота относительно мотоблока может меняться в широких пределах.
У обычной роторной или сегментной косилки угол наклона режущего инструмента, а также высота его расположения, жестко привязаны к мотоблоку, поэтому оператор вынужден «на глаз» определять правильно положение косилки относительно земли и регулировать его самостоятельно.
В плавающих моделях угол наклона, а также высота косилки относительно земли, заданы салазками или колесиками, то есть аппарат представляет собой тележку, которая двигается в одном направлении с мотоблоком, но может перемещаться относительно него вверх или вниз.
Основная сложность, возникающая при самостоятельном изготовлении такой косилки, связана с большим углом перемещения аппарата относительно шкива или вала отбора мощности (ВОМ).
Поэтому обычный ременный привод тут неэффективен, а изготовление качественного карданного вала в домашних условиях является очень сложной задачей.
Оптимальным решением является использование редукторов, меняющих угол вращения шкивов на 90 градусов.
При такой схеме шкив мотоблока и первый шкив косилки вращаются в одной плоскости, поэтому вне зависимости от разницы их высот ремень не слетает, если автоматически поддерживается его натяжение.
Передачу энергии вращения от первого шкива косилки к осям косилок можно реализовать с помощью шестеренчатого или ременного редукторов, например, такого же, который описан в первом разделе. Поскольку высота обоих шкивов косилки относительно друг друга всегда одинакова, то такой привод работает без сбоев вне зависимости от разницы высот между косилкой и мотоблоком.
Полезные видео
На видео представлен пошаговый алгоритм того, как сделать косилки разных видов на мотоблок.
Самодельная роторная косилка для мотоблока Ока:
Самодельная роторная косилка с одним дисковым режущим механизмом:
Однороторная косилка из металлолома своими руками:
Сегментарная косилка:
https://www.youtube.com/watch?v=kNfjFzqZutI
Самодельная роторная косилка своими руками с использованием диска от пилы:
Порядок действий
Чтобы сделать эффективное и надежное навесное или прицепное устройство,
следуйте этому алгоритму
- определите, какие действия вы сможете выполнить самостоятельно, а для чего придется привлекать специалистов и есть ли такие специалисты неподалеку;
- определите, какие материалы и комплектующие доступны вам (часть можно найти на ближайшей свалке или пункте приема черного/цветного металла, а что-то придется покупать в магазинах или на различных предприятиях);
- определите основные параметры косилки;
- подберите тип косилки, который будет лучше в ваших условиях;
- определите оптимальные способы навески и подключения самодельного оборудования к мотоблоку;
- составьте чертеж;
- изготовьте или купите все комплектующие;
- соберите устройство и навесьте его на мотоблок;
- проверьте все механизмы косилки и проведите тестовый покос.
Пошаговое руководство по изготовлению различных типов косилок и их компонентов
В этом разделе мы будем рассказывать об изготовлении как отдельных блоков, так и полностью законченных агрегатов. Многие действия, применимые к одному блоку или устройству, могут быть применимы и к другим, ведь все зависит от доступных материалов и конструкции косилки.
Работа косилок для мотоблоков
Детальное описание работы каждой сенокосилки проще увидеть на конкретных примерах, в качестве небольших видеороликов.
Роторная косилка «Заря»
Косилка к мотокультиватору «Нева»
Косилка роторная для мотоблока «Угра», НМБ-1
Сегментная косилка для культиваторов Ока, Нева, Каскад
Все сенокосилки снабжены подробными инструкциями, как правило, у пользователей не возникает проблем, при сборке, установке и эксплуатации. Эти технические устройства достаточно просты, поэтому пользуются неизменным спросом. Одним из аргументов является низкая цена, доступная для людей с любым уровнем доходов.
Роторная
Она состоит из рамы, на которой установлены диски с режущими элементами, количество дисков разное, обычно их два или три. Сбоку рамы находятся салазки, посредством которых регулируется высота среза травы. Работа роторной косилки обеспечивается мотоблоком с помощью передачи во время движения.
Число ножей определяет производительность, чем их больше, тем скорость выше, но при выборе надо отталкиваться от характеристики вашего мотокультиватора, а именно его мощности.
По способам агрегации с мотоблоком косилки делятся на группы:
Главное преимущество роторной косилки для мотоблока – ее простота в эксплуатации, управлять может практически любой человек, при этом обеспечена полная безопасность.
Изготавливаются такие косилки, в основном, в России и Китае, они практически идентичны, хотя надежность отечественных изделий повыше, им требуется меньше ухода и обслуживания.
Роторная косилка из автомобильных полуосей
Для изготовления такого механизма потребуются:
- старая полуось от старых «Жигулей» или «Волги»;
- подшипники полуосей (2 шт);
- пластины полуосей (2 шт);
- шкив генератора или кондиционера;
- стальной чулок или корпус моста от того же автомобиля, что и полуось;
- штампованный диск, подходящий к ступице этого автомобиля;
- листовая сталь толщиной 2–4 мм;
- пальцы для сельскохозяйственной техники толщиной 8–10 мм;
- шайбы с наружным диаметром 12–16 мм; шплинты;
- ненужный серп.
Также вам потребуются следующие инструменты:
- болгарка;
- сварочный инвертор;
- сварочный полуавтомат;
- метчики и плашки;
- дрель;
- набор гаечных ключей;
- тиски;
- стальной верстак.
Вот порядок действий
- Отмерьте необходимую высоту чулка и обрежьте его болгаркой.
- Подберите подшипник, внутренний диаметр которого равен диаметру вала полуоси.
- Подберите стальную трубу, внутренний диаметр которой равен наружному диаметру подшипника, и отрежьте от нее кусок длиной 5 см, это будет верхняя опора вала.
- Наденьте второй подшипник на полуось так, чтобы он выступал за край чулка на 1 см и полуавтоматом приварите его к валу. Если есть пара запорных колец для такой полуоси, то закрепите подшипник с их помощью.
- Вставьте полуось в чулок и прикрутите пластину болтами.
- Наденьте на верхний подшипник обрезок трубы и прихватите его в нескольких местах сваркой, затем убедитесь, что полуось легко вращается. Если она заклинена или туго крутится, значит, второй подшипник установлен с перекосом, поэтом срежьте болгаркой прихватки и правильно расположите обрезок трубы на срезе чулка. Зафиксируйте его рукой и снова прокрутите полуось, если все нормально, то в нескольких местах прихватите ее сваркой к чулку.
- Открутите болты и вытащите полуось, затем приварите верхнюю опору вала к чулку.
- Осмотрите шкив, если он изготовлен из стали, то обрежьте полуось так, чтобы она выступала над верхней опорой на 2 см, затем приварите к ней шкив строго по центру под углом 90 градусов. Если он чугунный или латунный, то проточите вал полуоси так, чтобы он с небольшим натягом входил в шкив. Если вы будете крепить шкив с помощью шпонки и гайки, то обрежьте вал так, чтобы после закручивания гайки он выступал над ней на 0,5 см и нарежьте резьбу, затем болгаркой прорежьте место для шпонки. Если шкив фиксируют вкручиваемым в бок болтом, то проточите вал полуоси так, чтобы он с усилием входил в шкив, затем просверлите отверстие для фиксирующего болта глубиной 2–3 мм. Помните, высота шкива косилки не должна отличаться от высоты шкива мотоблока больше, чем на 1 см, иначе резко возрастает вероятность соскакивания ремня.
- Приварите к чулку крепежные элементы, которые соединят мотоблок и навесное устройство.
- Установите рычаг с роликом, который будет подключать косилку к шкиву мотоблока.
- Установите навесное оборудование на мотоблок, затем, заведя его, проверьте работу сцепления.
- Если все нормально, снимите навесное устройство положите на верстак.
- Обрежьте штампованный диск так, чтобы осталась лишь та часть, на которой расположены крепежные отверстия. Также срежьте с него обод, который фиксирует покрышку.
- Прикрутите этот обрезок к собранной полуоси, затем закрепите устройство так, чтобы обрезок колеса вращался параллельно краю верстака. Намотайте на шкив веревку и с ее помощью сильно раскрутите полуось, если нет вибрации, то все сделано правильно, если же ощущается хоть небольшая вибрация, отбалансируйте колесный диск.
- Из листовой стали вырежьте кольцо, на котором будут установлены ножи и, тщательно оцентровав, приварите его к обрезанному колесному диску. Некоторые мастера советуют приваривать туда цельный диск в форме тарелки, но такая конструкция сильно затрудняет демонтаж колесного диска и обслуживание косилки.
- Изготовьте тарелку, которая будет защищать ножи от контакта с землей. Ее можно сделать из металла толщиной 1–2 мм, а ее форма особого значения не имеет, главное, чтобы она отдаляла ножи от земли на 1–3 см, затем приварите ее к диску с нижней стороны.
- Отбалансируйте готовый диск и, если все нормально, просверлите 4 отверстия под режущие ножи. Диаметр отверстий равен диаметру пальцев.
- Из старого серпа нарежьте 4 ножа треугольной или прямоугольной формы одного размера, затем просверлите в них отверстие для пальца.
- Соберите всю конструкцию с пальцами и шплинтами, но без ножей, затем отбалансируйте ее.
- Убедившись, что все нормально, установите ножи, затем поставьте косилку на мотоблок и заведите двигатель. Наклоните мотоблок так, чтобы режущий диск поднялся над землей, затем добавьте оборотов до 2/3 от максимальных и включите сцепление. Если вы все сделали правильно, то вибрация сильней не станет, если же какая-то деталь не отбалансирована, то мотоблок начнет сильно дрожать.
- Проведите пробное кошение, затем заглушите двигатель, после чего тщательно проверьте косилку, если все нормально, то аппарат готов к использованию.
Самостоятельные действия и помощь специалистов
Вне зависимости от того, какой тип косилки вы выберете, вам придется выполнять следующие работы:
- чертежные;
- сверлильные;
- слесарные;
- сварочные;
- отрезные по металлу.
Если вы сможете самостоятельно выполнить лишь часть этих работ, то подумайте, что лучше – научиться и попрактиковаться на чем-то простом, чтобы затем все делать самостоятельно, или доверить их выполнение тому, кто умеет, оплатив его услуги?
Сборка и установка косилки
Убедившись, что все детали, прописанные в чертеже, уже готовы, приступайте к сборке. Основными инструментами на этом этапе являются:
- сварочный аппарат;
- гаечные ключи;
- отвертки;
- молоток.
Наиболее простым и эффективным способом соединения деталей является сварка, однако чтобы шов получился красивым и прочным, необходимы теоретические знания и опыт. Если у вас нет таких знаний или опыта, доверьте эту работу хорошему сварщику.
Часть деталей придется соединять с помощью болтов и гаек, поэтому вам необходимо уметь фиксировать такие соединения, иначе из-за вибрации гайка открутится и детали расцепятся. Элементы, которые требуют частой замены, например, ножи роторного механизма, удобно фиксировать с помощью пальца и шплинта.
Для замены такой детали потребуется несколько секунд, но надежность соединению придает правильное разведение шплинта.
Сегментная
Такая ножевая сенокосилка работает по немного иным принципам. На раме, являющейся ее основой и установленной на колесах, расположены режущие ножи. Ножи совершают возвратно-поступательные движения, удаляя траву и растения, попадающие между их кромками. По высоте регулировка производится с помощью салазок.
Производительность таких косилок немного выше, степень равномерности скашивания практически одинакова, однако при работе требуется больше аккуратности, чтобы не задеть препятствие. Скошенная трава укладывается рядами, которые легко собирать, эта функция заложена в ярде моделей, выпускаемых под конкретные типы базовых мотоблоков.
Способы крепления
Существуют 2 основных типа крепления:
Жесткое проще в изготовлении и подключении, ведь расположение режущего механизма относительно мотоблока или телеги всегда одинаково.
Однако режущий инструмент не может эффективно огибать неровности на участке, а значит будет либо плохо скошена трава, либо повреждена косилка.
Плавающее крепление лишено этого недостатка, ведь салазки или колесики обеспечивают постоянное одинаковое расстояние до земли, однако из-за этого меняется угол между режущим инструментом и мотоблоком.
Такая конструкция хоть и повышает эффективность покоса, но резко усложняет передачу энергии вращения от двигателя к режущему механизму.
Если у вас не хватает знаний или технических возможностей, чтобы реализовать плавающее крепление косилки, то используйте жесткое. Неровности, где не получится хорошего покоса, встречаются нечасто, зато вы затратите меньше времени и ресурсов, ведь не придется привлекать дополнительного специалиста, а значит и платить за его услуги.
Типы самодельных косилок для мотоблока
Все подобные устройства можно разделить на типы по:
- месту расположения относительно мотоблока;
- типу режущего механизма;
- способу подключения к двигателю мотоблока.
Переднее расположение удобно тем, что не представляет опасности для оператора и обеспечивает ему максимально удобный контроль над процессом скашивания, при этом за мотоблоком можно идти пешком или ехать на прицепной тележке.
Заднее расположение удобно тем, что не превращает мотоблок в крайне опасный механизм, ведь расположенный спереди режущий инструмент при потере контроля над ним может причинить крайне тяжелые травмы.
Существуют 2 типа режущих механизмов:
Роторный механизм – это стальной круг, к которому прикреплены свободно вращающиеся ножи. Когда круг вращается, ножи под действием центробежной силы раскрываются и срезают траву, а при встрече с камнем складываются, не получая урона.
Сегментный механизм похож на ножницы или машинку для стрижки волос. На подвижной и неподвижной частях закреплены треугольные режущие сегменты, когда подвижная часть перемещается, сегменты сдвигаются таким образом, что проходят мимо друг друга и срезают все, что попадается между ними.
Для подключения двигателя мотоблока к косилке чаще всего используют ременный привод переменного натяжения. Когда выжимной ролик натягивает его, то сцепление ремня со шкивами мотоблока и косилки становится максимальным и он эффективно передает энергию вращения. Когда выжимной ролик не натягивает ремень, то шкив двигателя мотоблока проскальзывает и передача энергии вращения блокируется.
Там, где по каким-то причинам использование ременной передачи невозможно,
применяют следующие типы подключения
Карданное подключение – это вал с двумя или более карданными шарнирами, без сильной потери коэффициента передачи меняющий направление вращения в небольших пределах. Электрическое подключение – это один или несколько мощных генераторов постоянного тока, питающих соответствующий двигатель через систему управления.
Этот тип подключения чаще всего применяют на косилках-повозках, ведь ни карданное, ни тем более ременное подключение тут не подходит из-за большого угла поворота телеги относительно мотоблока.
Финальная проверка и тестовый покос
Собрав и установив косилку на мотоблок, внимательно осмотрите все соединения и детали. Проверьте правильность сборки и надежность фиксации всего крепежа. Убедившись, что все в порядке, заведите мотор и оцените работу режущего механизма на месте, а затем снова проверьте все крепления.
Если нигде ничего не разболталось, то проведите пробный покос, чтобы убедиться в полной работоспособности вашей самоделки, а затем снова проверьте все соединения.
Помните – такая проверка перед каждым использованием и после него является залогом безопасной и долгой работы косилки, ведь если вовремя затянуть или подварить ослабевшее соединение, то не придется ставить устройство на серьезный ремонт.
Заключение
Самодельная косилка для мотоблока сильно расширит возможности этого устройства, сделав его еще более универсальным.
Для изготовления такой косилки потребуются не только различные материалы и оборудование, но также:
- слесарные, сварочные и токарные навыки;
- умение составлять чертежи;
- хотя бы небольшие познания в области электротехники и микроэлектроники.